ГЛАВНАЯ НОГА
В предыдущем сюжете мы умышленно обходили момент «взаимоотношений» между разведенными ногами, выполняющими мах в упражнениях, подобных скрещениям. Есть смысл обсудить этот любопытный вопрос отдельно. Наблюдая махи разведенными ногами, легко убедиться, что ноги гимнаста в этих движениях всегда действуют по-разному. И дело не в том вовсе, что одна нога может делать некий пере мах, а другая нет. Важно понять какими именно действиями каждой ноги обеспечивается выполнение конкретного перемаха. Дело в том, что при махах разведенными ногами всегда есть ведущая, наиболее активная нога, берущая на себя ответственность за обеспечение программного движения, и, соответственно, погаведо- мая, относительно пассивная, которая лишь тянется за ведущей, «подтаскивается» ею до нужного положения. При этом роль ведущей всегда остается за ногой, одноименной маху. Поучительно выглядит сопоставление техники одно— и разноименных перемахов. В первых из них ведущая нога, на первый взгляд, обслуживает только сама себя. Например, выполняя из упора элементарный пере-мах правой вправо-вперед, гимнаст «просто» посылает ногу в нужном направлении и, выполняя попутные технические требования (загрузка левой руки, освобождение правой и т. д.) делает собственно перемах. Особенно простодушно такое движение трактуется новичками; у них обычно вторая нога остается «не при чем» и неподвижно висит у вертикали, никак не участвуя в общем движении, а сам такой перемах завершается остановкой. Между тем, грамотная, красивая работа предполагает, что ведущая нога, выполняющая перемах, обязана таки тянуть за собой ведомую, даже если последняя никакого перемаха не выполняет, да и все тело гимнаста должно быть активно включено в данное, пусть даже элементарное движение, позволяя сохранить устойчивое маятникообразное размахивание, выполняемое всем телом (сравните еще раз случаи на рис. ЮТ). Еще занимательнее картина разноименных перемахов. В них программный перемах, дающий имя движению, выполняет ведомая нога, которая, однако, «паразитирует» на ведущей. Например, делая из упора перемах левой вправо, вы должны, прежде всего, выполнить эффективный взмах вправо одноименной ногой со всеми сопутствующими ему техническими атрибутами, и лишь после того как этот мах ведущей ногой поднимет и тело и, как следствие, ведомую ногу над опорой, а одноименная ручка освободится от давления на нее, может быть выполнен требующийся перемах левой вправо-вперед. Принципиально так же делаются разноименные перемахи из упора сзади, где вначале ведущая (одноименная) нога делает эффективный энергообеспечивающий взмах в сторону (и даже несколько вперед от тела коня), а уж затем пропускает под собой «подтащенную» ею же ведомую ногу. Абсолютно те же закономерности действуют при исполнении любых скрещений, в которых встречные перемахи делают обе ноги, но одноименная, все таки, является ведущей и поэтому всегда находится сверху, над ведомой, помогая ей выполнить перемах. Наиболее сложный, интересный и экзотический характер отношения ведущей и ведомой ног гимнаста приобретают при исполнении кругов «деласал-томас». В них ноги, поочередно меняясь роля-
конь ______________ ми, становятся то ведущей, то ведомой, при том, что перемахи и назад, и вперед строятся в этом движении по разноименному типу! Подробнее мы обсудим это замечательное упражнение ниже, вместе с другими актуальными круговыми махами (121).
|