Чудо-симбиоз скрещения и круга
еще один перемах, который также нужно обеспечить активной работой. На этот раз ведущей становится правая нога, которая также делает акцентированный взмах вверх (к.к. 2—6), подтаскивая за собой левую (к.к. 4—6). Наконец, ноги и таз гимнаста вновь разворачиваются сначала до положения упора сзади ноги врозь в стороны (к.к. 6—7), азатемидалее, до положения праваявнизу, левая вверху, и круг может быть повторен. Замечательная особенность этого цикла движений, придающая ему особую пикантность, в том, что ноги гимнаста все время «бегают наперегонки»; каждая из них то выпускает «партнершу» вперед, то обгоняет ее. При этом смена позиций происходит каждый раз перед перемахом боком, и характер этих «ножниц» очень напоминает встречное движение ног при скрещениях. Еще одна примечательная деталь: взаимодействие ведущей и ведомой ног строится по типу раз-ноименных перемахов, когда верхняя нога, сделав перемах, пропускает под собой нижнюю. Но чудесный симбиоз скрещений и кругов, получивший наименование кругов «деласал-томас», был бы лишь всего красивым трюком, если бы не его серьезный энергетический потенциал. Мало того, что этими кругами оказалось возможным делать вообще всё, что прежде основывалось на обычных кругах с сомкнутыми ногами, выяснилось, что «деласалы» открывают для коня совершенно новые
возможности — поднимают гимнаста «на этаж» выше, делая доступным выход с круга в стойку на руках. Почему это возможно, легко понять, взглянув на рис. /0# благодаря низкому упору сзади (к. 7) и, соответственно, необычно высокому упору, выход в который облегчается именно разведением ног (к. З)26, гимнаст может довольно легко выходить в стойку на руках. Эта новая возможность открыла, без преувеличения, новую эру упражнений на коне, по настоящему подарила гимнастам еще одно измерение в движениях, хотя можно и спорить на тему о том, стоило ли переносить на этот оригинальный снаряд «стоечные» упражнения, с лихвой представленные на других видах многоборья и как бы размывающие ярко выраженную «индивидуальность» махов ногами на коне. 122. «ЛУННЫЙ» КРУГ ПРОГНУВШИСЬ Мы уже говорили о том, что одна из возможностей выполнения вращений на коне это вращение вокруг продольной оси тела (108), то есть — выполнение так называемых поворотов. Теперь настал момент обсудить этот важный и интересный вопрос особо. Но сначала нужно прояснить некоторые недоразумения. Обратившись к литературе по технике упражнений на коне, мы встречаем упоминание о поворотах как бы вокруг различных осей. Так, движения типа «выходов-входов» или «стойкий» обычно относят к поворотам «вокруг руки». Упражнения из категории «кругов прогнувшись», «вертолетов» — к поворотам вокруг передне-задней оси. А про «винты» говорится, наконец, что это повороты вокруг продольной оси тела. Конечно, с точки зрения чисто прикладной эти определения осей поворота привычны и поэтому удобны. Однако при попытке более глубоко проанализировать существо движений с поворотами подобный «домашний» подход приводит к неразберихе и внушает ложные представления о сущности предмета. В действительности, все махи на коне, которые оснащаются поворотами, это движения, в которых круговой мах (то есть вращение вокруг передне-задней и фронтальной осей одновременно) дополняется вращением вокруг третьей — продольной, и только продольной оси тела! 26 Разведение ног существенно приближает массы тела к опорной плоскости и плечевой оси тела, уменьшая тем самым момент силы тяжести, препятствующий подъему. 122. «Лунный» круг прогнувшись Как же так, воскликнет читатель, ведь «ясно видно», что, например, при круге прогнувшись гимнаст четко движется все время грудью к коню и поворачивается именно вокруг передне-задней оси, но никакого поворота вокруг продольной оси здесь просто нет!
Да, действительно, именно так выглядит это движение. Но с физической точки зрения (не встав на которую мы никогда не разберемся в целом ряде важных для нас вещей) поворот здесь есть и для глаза «не виден» лишь только потому, что в таких движениях мера поворота точно соотносится с мерой обращения всего тела вокруг коня. Проверьте это на какой-нибудь подходящей модели (возьмите в руки куклу) или, хорошо сосредоточившись, представьте себе: вот вы из упора делаете круг вправо-вперед; вы можете делать его без поворота (рис. 109-а), и тогда к моменту перемаха под рукой, проходя над телом коня, вы окажетесь в положении упора боком на левой. Но! Если вы делаете круг «прогнувшись» (б), то к описанному моменту вы должны будете располагаться не левым боком к опоре, а — грудью к телу коня, и чтобы добиться этого вы должны.. .повернуться вокруг продольной оси тела налево, на 90°! В остальных фазах круга — точно так же: чем дальше вы проходите по траектории круга, обходя опору на коне, тем больше, соответственно, вам нужно поворачиваться вокруг продольной оси. При этом гимнаст, конечно, не ждет, когда у него накопится «недоворот», а все время работает так, чтобы держаться лицом к опоре. Между прочим, так же «поступает» наш естественный спутник Луна, которую мы всегда видим «в лицо», а ведь она все время обращается вокруг Земли! И это означает, что она одновременно вращается, поворачивается вокруг собственной оси. Вся соль Конь
|