О ПРАВИЛАХ ХОДЬБЫ
В последние годы представления об опорных зонах коня стали более широкими и свободными. Если прежде они сводились к понятиям «тело» — «тело-ручки» — «ручки» (с приматом последних), то теперь границы между этими опорами стали более стертыми; порой гимнаст как бы и «не замечает», что на коне вообще есть ручки: между ними делаются круги и продольно, и поперек, а некоторые «проходы» осуществляются «мимо» ручек, что в старой гимнастике было немыслимо. Для всех перемещений по продольной оси коня нужно владеть техникой переходов, которая, казалось бы, давно освоена, но со временем все же шлифуется, уточняется, совершенствуется. Прокомментируем в связи с этим некоторые детали, которые полезно учитывать специалисту. Начнем с упоминания о вещах наиболее очевидных. Так, ясно, что для переходов и продольно, и поперек через ручки и тело требуется техника кругов, при которой гимнаст может, до известных пределов, выравнивать действиями в плечах (113) «длину рук», если они находятся на разновысоких опорах, и даже применять постановку кисти «рюмочкой». Но вот моменты менее известные и очевидные. Обращали ли вы внимание, на какие именно фазы круговых махов приходятся, в основном, наиболее трудные части переходов, например — с подъемом на ручку? Вникнув, можно заметить, что здесь действуют совершенно определенные закономерности, которые нельзя не учитывать. Так, по условиям равновесия, и в соответствии с динамикой движения, позволяющей гимнасту управлять телом при переходах, решающая фаза движения выполняется только тогда, когда пояс верхних конечностей, а значит и наиболее массивная часть тела, туловище, смещаются в перемахе туда, куда должно перейти затем и все тело. Так, при обычном переходе кругами влево такой фазой является мах влево-назад из упора сзади на теле и ручке, когда плечи смещаются вправок появляется возможность подняться в упор на левую ручку и «загрузить» ее. В «противоходе», вы- полняемом на кругах того же направления, такой фазой, наиболее благоприятной для смещения, является, соответственно, перемах вперед из упора, так как именно в этом махе плечевой пояс наклоняется влево, то есть туда, куда должно перейти и все тело гимнаста. Что касается второго маха, также входящего в состав кругов с переходами, то он, по тем же самым физическим причинам, менее удобен (а чаще совсем не пригоден) для выполнения ответственных фаз перехода. Таким образом, в применении к переходам, должны различаться два вида махов, один из которых — основной, а второй — вспомогательный. Точно такая же картина наблюдается при проходах поперек. В этом случае, при необходимости подняться вперед на ручку, основным махом является мах назад из упора сзади, а при проходах назад— мах вперед из упора. Встречающиеся на практике исключения из этого общего правила применения основных и вспомогательных махов крайне редки. Они случаются, если гимнаст имеет особенно благоприятную конституцию (длинные руки) и, к тому же, особенно тщательно готовит наиболее ответственную фазу перехода. Например — предварительно вплотную приближается к ручке, на которую нужно подняться. Но заметим, что и это все напрасно; лучше действовать так, как подсказывает сама физическая природа движения! Тут наш недремлющий скептик спросит: не хотите ли вы внушить нам, что «основные» перемахи важны, а остальные, «вспомогательные», имеют для технической подготовки второстепенное значение? Нет, мы вовсе не собираемся это утверждать! Понимать, что такое «основной» мах (перемах), это примерно то же самое, что знать свою толчковую ногу; ведь знать это не означает, что вторая нога не нужна... Основной мах и мах вспомогательный — элементы единой структуры, равно необходимые для исполнения переходов и проходов вдоль коня. Если первый незаменим в фазах со смещениями по вертикали, то второй наиболее эффективен как средство активного смещения тела по горизонтали. В особенности это действие-движение важно для исполнения быстрых проходов по коню, исполняемых «мимо ручек», когда гимнаст должен очень активно смещать тело по продольной оси снаряда. По упомянутым причинам в подготовке на коне следует, конечно, Уделять достаточное внимание всем компонентам техники переходов, противоходов, проходов вперед и назад, сосредоточивая внима-
Конь 126. И, все т а к и, сальто!
ние гимнаста как на тонкой равновесной работе во время исполнения «основных» фаз движения (с перемещениями вверх-вниз), так и на «вспомогательных» фазах, в которых возможно более активное смещение тела влево-вправо или вперед-назад, но усложняются условия для постановки опорной руки, с которыми тоже нужно хорошо освоиться. 126. И, ВСЕ ТАКИ, САЛЬТО! Одно из самых узких мест коня, как вида многоборья, — соскоки. Строго говоря, соскоков, как отдельной и, тем более, эффектной разновидности движений, здесь просто нет. Фактически, гимнасты, завершающие комбинацию на этом снаряде, просто «прерывают» ее исполнением очередного маха, сделанного чуть выше и с уходом от опоры...Правда, мастера все последние годы делают соскоки через стойку, но сути дела это не меняет. Поэтому понятно, что на протяжении всей долгой истории коня гимнасты мечтали об оригинальном соскоке. И понятно, что, прежде всего, появилась мысль о каком-нибудь сальто. Но как можно на коне технически корректно, красиво сделать сальто? Эта проблема похожа на задачу о квадратуре круга: основной вид движений на коне — круги в горизонтальной плоскости, а сальто-мортале это, обычно, вращение в вертикальной плоскости... Совершавшиеся с давних времен попытки исполнения с махов на коне сальто (обычно — назад) всегда выглядели неубедительно: приходилось специально коверкать круги поперек на теле, чтобы в результате получить, грубо говоря, ублюдочные сальто мортале на высоте ручек коня и с приземлением едва ли не на корточки. И что примечательно: чем лучше, шире гимнаст делает в этом случае круги, тем проблематичнее достичь на их основе исполнения сносного сальто! Но неужели ничего нельзя сделать? Почему же нельзя? Можно. Нужно только не пытаться навязывать коню нечто ему не свойственное. Если сальто—движение в вертикальной плоскости, то и на коне нужно брать за основу такое же движение. И оно есть. Это — классические плоские махи типа скрещений. Вполне возможно, например, достойное исполнение на коне сальто боком. Кратко опишем его особенности: 1. Делать лучше со скрещений (лучше прямых) или с любого од-ноножного маха, которым гимнаст может подготовить мощный, «ударный» отход на сальто. Обязательно владение техникой форсажа маха (114-116);
2. Главная задача любого сальто — обеспечение необходимого и достаточного вращения в полете, которое обусловливается, как всегда, скоростью начального вращения, полученного от опоры, и общей длительностью безопорного движения, то есть — доступной высотой вылета. Наилучшее сочетание этих признаков в описываемом случае достигается только при взвешенном использовании определенных технических приемов; 3. Опорное плечо перед переходом в полет должно быть довольно сильно наклонено; допустимо даже его некоторое «сваливание» в сторону вращения по сальто; 4. Высокое сальто, при прочих равных условиях, разумеется, лучше низкого, но следует помнить, что затяжной выход вверх на опорной руке чреват потерей скорости вращения; приобретая — за счет долгой опоры—лишнюю высоту, вы потеряете крутку. Отсюда обязательное требование: 5. На сальто следует уходить не в высшей точке маха (когда тело уже останавливается), а несколько раньше, как бы срываясь с опоры в момент, когда тело в целом еще сохраняет достаточно активное вращение; 6. Мах на сальто делается с некоторым наклоном плеч вперед, в расчете на уход со снаряда. Но слишком сильное сваливание тоже нежелательно, это будет снижать высоту движения; 7. По мере совершенствования соскока сваливание опорного плеча вбок и вперед будет уменьшаться, высота движения будет увеличиваться, а возможная группировка — уменьшаться; при особо благоприятных условиях и хорошей технике возможно исполнение сальто боком согнувшись ноги врозь.
|