ЭКВИЛИБР НА КОНЕ
Виды гимнастического многоборья всегда стремились к взаимопроникновению. Стойки и пресловутые подъемы разгибом мелькают везде, где только возможно; брусья разной высоты — сдвоенная перекладина; бревно — вольные упражнения на узкой опоре... Конь, при всей его специфичности, тоже просачивается повсюду: что-то вроде кругов ногами встречалось и встречается даже на перекладине, бревне, а уж «деласалы» на полу... Однако сам конь почти никого и никогда к себе «не пускал», сохраняя чистоту жанра. Стойку на нем делать, конечно, удобно, но с кругами и скрещениями она в прежние времена соединялась, все-таки, с очень большой натяжкой, технически неубедительно. Ну, а
конь ______________________________________________________ попытки делать с кругов сальто всегда кончались, как уже было отмечено, форменными пародиями (126). Определенный прорыв произошел лишь в последние годы благодаря кругам «деласал-томас» (121), как бы подарившим коню еще одно измерение. Стало возможным легко, не нарушая свойственной коню динамики, выходить в стойку на руках и возвращаться обратно, хотя сама фаза нахождения в стойке превратила коня попросту в стоялки... Наступившая эпоха кругов «деласал-томас» подтолкнула гимнастов и к совершенствованию скрещений, к продвижению этих элементов в класс «супер-упражнений». Поскольку сходы из стойки чаще всего выполнялись движениями типа «плоских» махов, гимнасты почувствовали вкус к такой работе в высоких упорах, и появились попытки выхода в стойку не «деласалом», а именно скрещением или подходящими одноножным перемахом. Опыты такого рода уже довольно многочисленны и описывались в литературе28. Но нужно признать, что практически все подъемы плоским махом в стойку до сих пор несовершенны и представляют собой довольно откровенное сочетание среднего по мощности «броска» с явным «дожимом», в сущности, дискредитирующим всю идею. Даже сходы из высоких упоров и стойки делаются в этих случаях со значительной потерей темпа, на силе, а это совершенно противоречит природе махов на коне с их непрерывным инерционным движением. Можно ли, все же преодолеть на коне этот «барьер несовместимости» маховой динамики и статичности высоких упоров и стоек? Ответ на этот вопрос упирается, как всегда в гимнастике, в проблему энергетики движения, которая зависит, в свою очередь, от двух кардинальных факторов — техники и (наконец-то!) — от специальной физической подготовки. Чтобы детали, связанные с этим, были более ясны и конкретны, рассмотрим модельное движение, реальность исполнения которого зависит от степени выполнения ряда требований. На рис. 111 показано весьма эффектное упражнение, которое представляет собой — условно говоря—двойное скрещение или — переворот боком с поворотом на 360°. Первое скрещение связки делается на подъеме и по принципу прямого, второе — на спаде и по типу обратного. Кроме того, каждое из этих движений делается на «своей» опорной руке. 28 См., например, «Гимнастическое многоборье. Мужские виды» под ред. Ю. К. Гавердовского. - М.ФиС — 1987. - С. 138.
|