ОШИБКА ДИССЕРТАНТА
В давние годы автору этих строк, тогда еще молодому специалисту, попал в руки текст, в котором один спортивный ученый рассматривал особенности изменения давления на ручки коня. Оснастив экспериментальный снаряд динамографом, он обнаружил, что при исполнении, например, скрещений, давление на ручку, одноименную маху, в определенный момент, как правило, превышает давление на разноименную опору, то есть ту самую, на которой движение будет выполняться в одноопорном положении (рис. 103). Вывод, который был сделан этим исследователем, оказался поистине удивительным и как бы означал открытие. Он гласил, что, вопреки принятому представлению, тяжесть тела при махах, будто бы, передается вовсе не на разноименную руку (например, на правую при скрещении влево), а — на руку, одноименную маху! Автора почему-то нисколько не смутило то обстоятельство, что разноименное плечо — все-таки! — как обычно, наклоняется именно в разноименную сторону (отвечая тем самым на движение ног в противоположном направлении). Но еще более странным было то, что автор «не заметил» тот кричащий факт, что величина давления на одноименную руку... может едва ли не втрое превышать собственный вес тела спортсмена! Что же это за вес такой перенес гимнаст на ручку, откуда он его взял?! Конечно, это была грубая ошибка диссертанта (успешно защитившегося), но это еще полбеды. Хуже было то, что потом новоиспеченный кандидат наук долгое время считался серьезным специалистом и публиковал весьма оригинальные методические рекомендации, основанные на его «открытии». В действительности ни о каком переносе на одноименную ручку здесь, конечно, не может быть и речи. В тех случаях, когда упражнение выполняется «на месте» (например, только в ручках), ОЦТ тела гимнаста вообще смещается довольно мало, все время оставаясь примерно в одной и той же зоне размером и формой с небольшую дыню23, поставленную «на попа». Что касается давления на ручки, то незадачливый кандидат наук перепутал здесь две разные веши — статическое давление, обязанное своим происхождением только собственному весу тела гимнаста (тому самому, что мы измеряем на медицинских весах) и — давление, имею- 23 Это показано, в частности, в превосходных исследованиях однофамильца (почти) автора этих строк — В. И. Говердовского.
щее динамическую природу и связанное с движением тела и его деформациями на опоре. А проще говоря — с отталкиванием от одноименной опоры, которым гимнаст освобождает руку, переходя тем самым в одноопорное положение. Если так, то естествен вопрос: не означает ли сказанное, что прием переноса тяжести с на одноименную руку вообще несуществен? Разумеется — нет! Любые компоненты действий гимнаста, влияющие на смещение ОЦТ тела в любом направлении чрезвычайно важны, и гимнаст должен как можно лучше ими владеть. Но все дело в том когда, где и насколько следует или не следует смещать тяжесть тела относительно опоры, о чем мы говорим и в сюжете, посвященном равновесию (116). Еще раз подчеркнем: попытка каждый раз полностью уравновешивать тело относительно опоры потребовала бы абсурдной техники, когда гимнаст бросался бы плечами попеременно влево-вправо, в зависимости от того какая рука должна быть в этот момент «разгружена». Главное же в том, что такая техника начисто лишила бы махи естественной динамичности и стала бы почти силовой. Не менее нелепой была бы и другая крайность, связанная с умышленным смещением тела в сторону, одноименную маху (как это предлагал наш диссертант). В этом случае гимнаст не имел бы никакой возможности предварительно разгрузить одноименную руку, и для очередного перемаха приходилось бы буквально вырывать ее из-под давления грубым отталкиванием, а затем жестко на нее же падать. Истина же, как всегда посередине: гимнаст должен действовать в режиме динамического равновесия, когда непрерывное, ритмически организованное движение позволяет сохранять устойчивое рабочее положение на снаряде и использовать при этом внешние силы для получения полноценных, интенсивных махов. конь ______________________________________________________ Но тут вновь подает голос недоверчивый читатель. Он говорит: автор сам утверждал, что для поддержания динамики движения и использования силы тяжести гимнаст не должен излишне уравновешиваться в упоре, а должен отводить тело в сторону, одноименную маху. Не есть ли этот как раз то, что и утверждал раскритикованный диссертант? Отвечаем: нет, не есть, конечно. Во-первых, как уже было сказано, статическое давление на ручку в принципе не может превышать веса тела гимнаста, даже если исполнитель весь на нее усядется. В случае, о котором шла речь, гимнаст просто отталкивался от ручки (что, как раз, содействует переносу веса на другую, разноименную руку). Во-вторых, диссертант толковал о мнимом переносе тяжести в двухопорной фазе движения, тогда как наш тезис о смещении тела в сторону маха относится к одноопорной фазе, когда такое смещение только и имеет смысл (см. рис. 102-в).
|