ПАДАТЬ, НЕ ПАДАЯ
Считается аксиомой, что махи на коне это, прежде всего, упражнения на равновесие. И это, конечно, верно. Но о каком равновесии идет речь? Мы уже приводили аналогию с передвижениями на ногах (84): передвигаясь шагом или бегом, мы то и дело «падаем», но вовремя предотвращаем падение, подставляя ногу для опоры в новом месте. Нечто подобное происходит и на коне. Обсудим с этой точки зрения вновь плоские махи, в которых возможность обеспечения широкой амплитуды и свободы движения прямо связана с особенностями равновесия. На рис. 102-а показаны элементарные размахивания. Так движется новичок, когда ему нужно освоиться с координацией действий в этом базовом упражнении. Амплитуда движения минимальна, смещению ног в одном направлении соответствует компенсаторное движение плеч в противоположную сторону, и поэтому О ЦТ тела практически «стог/т на месте», а все движение задается и поддерживается исключительно благодаря работе руками на опоре (113). _______________________________________ 116. Падать, не падая Если на базе такой техники попытаться нарастить размах движения, то придется еще больше «наваливаться» на опорную руку (б) и еще сильнее отталкиваться другой рукой. При этом ОЦТ поднимется, конечно, несколько выше, но «плечо» К., на котором здесь действует сила тяжести Р, остается незначительным, и это означает, что при движении вниз излишне уравновешенное тело не будет двигаться достаточно свободно и динамично. Но есть другая схема построения маха, при которой гимнаст разумно использует для форсажа движения «даровые» силы. На фиг. в показан такой мах, при котором гимнаст поднимается еще не слишком высоко, но его опорное плечо располагается, как можно видеть, практически вертикально. Субъективно гимнаст ощущает эту ситуацию как мах в сторону, при котором он, гимнаст, «выжимает» себя в сторону стоп или, что то же самое, смешает плечи в направлении, одноименном маху. Результатом такого дерзкого движения будет резкое нарушение условий статического равновесия (ср. с фиг. а и б) я, как следствие, форсированный мах в новом направлении, который можно будет использовать для исполнения ряда самых сложных движений в ручках, таких, как скрещения в стойку на руках (127) или сальто боком (126). Кто-то, взглянув на рис. 101-в, засомневается: не слишком ли сильно гимнаст «обрушится» на правую руку в начале следующего маха, да и удержит ли вообще опору? Как же он будет действовать дальше? Хотим успокоить: после показанного взмаха, гимнаст, с началом спада, быстро (но не слишком сильно) вновь наклоняет опорное плечо в разноименную сторону, смягчая тем самым приход в двух-опорное положение. Важно лишь не перестараться (как на фиг. б) и не погасить этим весь, уже полученный эффект разгона на снаряде (ср. также эту технику с форсированным спадом на брусьях, 65). Итак, мах разведенными ногами можно форсировать, умело нарушая статическое равновесие путем умышленного, взвешенного и хорошо управляемого смещения плечевого пояса в сторону маха ногами. Откладывать обучение гимнастов этому техническому приему не следует; необходимо в процессе совершенствования размахиваний, скрещений и всех подобных движений настойчиво продвигаться в направлении форсажа маха. Если об этом не позаботиться в процессе базовой подготовки, то даже опытному гимнасту будет в дальнейшем гораздо труднее освоить эту технику. Слишком сильным может оказаться старый навык и будет очень «неуютным» чувство мнимого нарушения устойчивости при таком махе. конь ______________________________________________________
|