Простые махи —
н еп|р осты
ки на руках, хотя, как будет видно дальше, упражнение сочетает в себе компоненты техники оборотов обоих направлений. Рассмотрим движение пофазно. Переворот вперед и начало спада (к.к. 1—3). Эта фаза выполняется, в целом, как обычно. После разворота кистей наружу (к.к. 1—2) желательно повернуть их быстрее внутрь, принимая слегка «закрытое» положение тела (к. 3). Первый поворот кругом (к.к. 3—5). Самая ответственная фаза спада. В зоне горизонтали давление на кисти падает, и гимнаст получает возможность сделать поворот наиболее эффективно. Следует знать, что как этот, так и второй поворот должны делаться вовсе не за счет взаимодействия с опорой, а как бы безопорным способом, за счеттех-ники «хула-хупа»: начиная из слегка согнутого положения (к. 3), гимнаст делает круговое движение тазом, переходя через боковой изгиб (к. 4) сразу к слегка прогнутому положению (к. 5). Еслидвиже-ние тазом будет делаться (в представлении гимнаста, как бы видящем себя сверху) против часовой стрелки, то произойдет поворот всего тела направо. Чем быстрее, компактнее, «суше» делается это «винто-образующее» движение тазом, тем скорее совершается и сам поворот. Тело при этом почти оттянутое, изгибания используются ровно настолько, насколько это нужно для быстрого поворота. Руки остаются узко сведенными над головой, с мягким натяжением тросов. Внимание!— Недопустимо ни сильное ослабление связи с опорой, ни — тем более — слишком жесткая о нее опора; именно последнее (особенно с усилением давления на одно кольцо) может впоследствии привести к перекосам и «болтанке» в висе. По окончании поворота кругом тросы скрещиваются, а кольца вплотную придвинуты друг к другу. Завершение спада с замахом (к.к. 5—6) выполняется как при обычном большом обороте назад. Традиционно строится и бросок из виса (к.к. 6—8). Второй поворот («разворот», к.к. 8—10). Техника сходна с поворотом в «санжировках» на махе вперед (18), но здесь поворот делается не в прямом положении, а «через изгиб» (к. 9). Поворачиваясь на этот раз налево (как чаще всего и делается в санжировках), гимнаст продолжает бросковое движение ногами вверх, обеспечивая этим подъем. Характерная деталь действий этой фазы — быстрый поворот головой назад к левому плечу с сохранением низкого положения плечевого пояса и уходом во вкручивание вперед. В начале поворота кисти с кольцами сохраняют сведенное положение, но к концу поворота разводятся в стороны, содействуя вкручиванию. Характерно положение по окончании разворота (к. 10). Оно должно соответствовать высокому броску ногами с низко расположенными плечами и полувкручиванием. Окончание подъема в стойку (к.к. 10— 1) традиционно для больших оборотов вперед. Описанный вариант оборота удобен наиболее привычной для гимнаста формой броска вперед с поворотом налево по типу традиционной «санжировки», но окончание подъема здесь достаточно трудное. В свою очередь, движение, которое начиналось бы как оборот назад с поворотом и разворотом, несколько сложнее из-за необходимости делать в висе бросок назад, хотя окончание такого движения (по схеме переворота назад в стойку) может быть для некоторых исполнителей более привлекательным. Впрочем, все это—дело вкуса! В любом случае, большой оборот с поворотами на кольцах есть определенное сочетание технических элементов из традиционных оборотов обоих направлений, и нужно безупречно владеть всеми этим компонентами техники. Есть в этом что-то от «проходов винтами» на коне, в которых тоже кумулируется практически вся высшая техника круговых махов ногами... В заключение отметим, что на базе описанных поворотов можно делать и много других достойных элементов и связок. А для колец, бедных материалом, это — важное подспорье. Поэтому обороты с поворотами должны дождаться своих пионеров.
|