Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СПОР О МАХЕ РУКАМИ




Мы уже говорили о том, что всякое отталкивание есть согласован­ное и взаимообусловленное действие опорных и маховых звеньев; без ускоренного взмаха (ускоренного движения) свободными звеньями нельзя не только выполнить хорошее отталкивание, но и вообще — в принципе! — невозможно развить давление на опору.

При исполнении отталкиваний в акробатических прыжках махо­вая работа руками или свободной ногой играет роль не только усили­теля опорной реакции, но и в значительной мере пространственно направляет будущее полетное движение. Рассмотрим в этой связи несколько существенных деталей маховой работы свободными зве­ньями.

В свое время автор был свидетелем ожесточенных споров между специалистами-акробатами на такую, в частности, тему: как высоко следует взмахивать руками при движении на сальто назад. Столкну­лись два основных суждения: первое — махать нужно «до конца»,


 

то есть до положения руки вверх (рис. 139, к. 5). Второе — ничего подобного! Руки нужно останав­ливать примерно на уровне головы или плеч, и только так (к. 3).

Кто же прав? Все были правы и... никто не прав.

Наблюдая за прыгунами, изу­чая кинограммы, нетрудно убе­диться, что даже среди первокласс­ных исполнителей встречаются как те, кто относительно рано затормаживает мах руками при от­ходе на сальто назад, так и те, кто «отпускает» руки до предела или почти до предела вверх. Правда, последних в настоящее время оп­ределенно больше, и ниже мы да­дим этому объяснение. Но все по порядку.

Одна из важных закономерностей работы мышечного аппарата — взаимосвязь «сила-скорость». Суть ее сводится ктому, что сила, раз­виваемая мышцами, тем меньше, чем выше достигаемая ихже рабо­той скорость движения звена. Объясняется это довольно просто: ведь чтобы развивать усилия, мышца должна сокращаться быстрее, чем звено движется; если же звено движется уже настолько быстро, что мышца со своей тягой за ним «не поспевает», неизбежно начина­ется торможение звена, возникающее из-за сил внутреннего трения и нарастающего сопротивления антагонистов. Отсюда вывод: пытать­ся активно работать «на разгон» имеет смысл лишь до тех пор, пока звено действительно ускоряется, после чего следует сразу же исполь­зовать полученное движение, иначе накопленная энергия рассеива­ется, переходя в тепло, и, соответственно, «лишняя» часть проделан­ной работы пропадает.

В применении к маховым действиям при отталкивании это озна­чает вот что. Представьте себе, что вы, делая взмах руками за счет работы сгибателей плеча (рис. 139), достигли предельной для вас ско­рости ихдвижения, например, на уровне плечевой оси (к. 3). Но, не­смотря на это, вы все же продолжаете по инерции поднимать руки (уже замедляя движение) и лишь позднее (к.к. 4 или 5) активно их притормаживаете, чтобы передать движение на нижележащие зве-


АКРОБАТИКА________________________________________

нья, как это всегда и бывает при выполнении любых отталкиваний. Это будет означать, что значительная часть кинетической энергии, которая была ранее накоплена, в интервале между к.к.Зи 4 или 4и 5 будет потеряна, и отталкивание получится, в конечном итоге, менее мощным, чем могло бы быть. Иное дело, если ваши скоростно-сило-вые качества позволяют вам все больше и больше разгонять маховое звено — вплоть до максимального его подъема (к. 5). Тогда такой высокий взмах — энергетически! — будет оправданным.

Из сказанного вытекает практически важное заключение: выбор эффективной высоты маха руками зависит от физических, конкрет­но — отскоростно-силовых возможностей исполнителя. Чем мощнее двигательный аппарат прыгуна (включая плечевой пояс), тем боль­ше у него выбор вариантов эффективного маха руками и тем сильнее и точнее, в конечном итоге, всё отталкивание (кстати, задумывались ли вы, почему у спринтеров-бегунов такие мощные руки и торс?). Поэтому не удивительно, что разные прыгуны могут иногда по-раз­ному строить мах руками на сальто. Можно понять в этом свете и то, почему в последние годы чаще используется, все же, высокий мах при отходах на сальто: физическая подготовка новых поколений прыгунов, в том числе и гимнастов, стала, конечно, выше!

Впрочем, было бы упрощением считать, что высота маха свобод­ным звеном связана только с описанной закономерностью. Положе­ние, в котором маховое звено должно активно притормаживаться, зависит и от ряда других причин. Одна из них — установление необ­ходимого направления перемещения тела в прыжке. В зависимости оттого, куда прыгун «бросит» наиболее быстро перемещающиеся, маховые звенья, начинает смещаться — по крайней мере в начальной фазе движения — и все тело. Так, руки, направленные при отталки­вании вперед («ранний темп»), провоцируют одноименное смещение всего тела; такая схема используется, например, при сальто типа «ауэрбах». Бросок руками точно вверх («нормальный темп») уместен при сальто на месте, при финальных прыжках сальто назад сальто назад в комбинациях. А мах руками, направленный с акцентом назад, «за голову» («поздний темп»), характерен для фляков, темповых сальто и ряда прыжков с аналогичным отходом.

По сходной схеме строятся и действия свободной ногой при махо­вых переворотах и сальто. Интересно в этой связи сравнить движе­ния в сальто, выполняемом с приходом либо на маховую («веду­щую») ногу, либо на толчковую (то есть со сменой ног). В первом случае (рис. 140, к.к. 1—3-а) мах выполняется до высокого, типа вер­тикального шпагата, положения (к. 3-а) с одновременным сильным


наклоном плечами к опорной ноге, то есть, фактически — махом впе­ред туловищем. Такая техника, включающая во вращение сразу по­давляющую часть масс тела, характеризуется, соответственно, ин­тенсивным вращением (здесь — вперед), часто с одноименным сме­щением, но не дает заметного вылета. А при исполнении сальто со сменой ног остро акцентированный мах свободной ногой делается до относительно невысокого положения типа «ласточки» (к. З-б) при сохранении приподнятого положения плеч. Немедленно после этого происходит переход в безопорное положение и исполнитель, движе­нием типа «ножниц», меняет положение ног, выводя вперед по ходу вращения уже не маховую, а толчковую ногу. Такие движения выг­лядят весьма своеобразно: вращение вперед здесь менее интенсив­ное, но зато существенно возрастает высота полета, причем особенно эффектно выглядит момент смены ног: исполнитель резко останав­ливает движение маховой ноги и как бы опираясь на нее в воздухе39, подбрасывает вверх все тело, оставаясь над зоной отталкивания. От­метим в заключение, что при обоих способах маховое сальто действу­ет закономерность, описанная нами на примере рук: четкое притор­маживание маховой ноги должно происходить не раньше и не позже, чем нога достигнет физически доступного исполнителю предела ско­рости своего движения!

39 Представители некоторых видов спорта, в особенности легкой атлетики, часто используют выражение «опираясь на инерцию звена». В житейском смысле такое выражение понятно и простительно, но с научной точки зрения оно не вполне грамотно.


АКРОБАТИКА________________________________________


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 379. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.018 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7