Стрикоссат - не виноват
Обратимся к ряду примеров. Вот обычное сальто назад с места {рис. 146-а). Грамотное выполнение этого прыжка предполагает не только достаточную высоту движения, компактную группировку и разгруппировку с приземлением «в рост», но и умение возвращаться точно на то же место, с которого прыгун отталкивался (одно из развлечений гимнастов — придти в приземлении «стопа в стопу», не «сваливаясь» назад или вообще передвигаться в приземлении то вперед, то назад). Достичь же такого исполнения можно только благодаря... стрикоссату. При отталкивании обязательно должна быть фаза, когда колени прыгуна уходят вперед; лишь в этом случае, получая вращение назад, исполнитель может прыгнуть без одноименного смещения по горизонтали. Если же стрикоссат убрать, то будет либо сальто с сильным отходом назад, что нежелательно, либо это будет вообще движение типа «фляка» (б). Другой пример. При исполнении сальто мортале в середине прыжковой комбинации, особенно двойных, прыгуны, как правило, теряют «ход» и с трудом возобновляют необходимое здесь вращение тела. На рис. 147иас. 396 показан случай соединения двойного сальто назад с последующим фляком. Тут тоже не обойтись без спасительного стрикоссата. С одной стороны, увеличение сгибания в коленях (к.к. 2—3) служит здесь необходимой амортизацией, поскольку тело приходит на опору с большой высоты. Сдругой стороны, немедленное выведение коленей вперед обеспечивает возобновление нужной опорной реакции, сообщающей телу спортсмена утраченное во время стопорящего прихода на опору вращение. То же самое, кстати говоря,
имеет место и во всех других ситуациях, когда возникает дефицит вращения назад. Например, гимнаст, нерасчетливо «снявший» во время исполнения фляков слишком далекий курбет, может подправить дело только благодаря все тому же стрикоссату. Конечно, это будет-таки технической ошибкой, но лучше сохранить «ход» с помощью стрикоссата, чем вообще остановиться. Примеры с использованием стрикоссата, как необходимого технического приема, можно было бы продолжить, но уже ясно, что стрикоссат — не обязательно ошибка. Часто это просто нормальное техническое действие, без которого нельзя правильно, более рационально построить движение. В заключение отметим, что хрестоматийный стрикоссат всегда связан с вращением назад, ведь колени сгибаются только в одном направлении... Но какже тогдав аналогичных ситуациях обслуживается вращения вперед? Да, в этом смысле сальто вперед, например, менее управляемо (это одна из причин, по которой вращение вперед в акробатике вообще менее доступно, чем вращение назад). Но и они, конечно, включают в себя действия, аналогичные стрикоссату. Так, если в отличие от обычного отхода на сальто вперед (рис. 148-а), сопровождающегося одноименным горизонтальным смещением, нужно сделать сальто вперед с места без выраженного ухода вперед (батут и проч.), то придется прибегнуть, за неимением нужного движения коленками назад, к аналогичному движению тазом (б). Это и есть в данном случае необходимая замена стрикоссату, как бы «обратный стрикоссат». Итак, будем справедливы: стрикоссат может стать ошибкой, но есть много случаев, когда он помогает от ошибок избавиться.
|