Больше, чем название. Таковы многочисленные учебно-тренировочные упражнения типа размахиваний и санжировок на перекладине или брусьях разной высоты (18)
Таковы многочисленные учебно-тренировочные упражнения типа размахиваний и санжировок на перекладине или брусьях разной высоты (18), кругов ногами на «грибках», хореографических уроков на бревне, упражнений на стоялках и низких брусьях, имитационных прыжков и «обкруток» на батуте и т. п. Но вместе с тем, в число базовых упражнений входят и элементы, имеющие самостоятельное значение и играющие ключевые роли в формировании соревновательного багажа гимнаста. То есть, это упражнения, нужные не только сами по себе, но и весьма полезные как основа дальнейшего технического совершенствования спортсмена. Особое, принципиально важное место среди них занимают неоднократно упоминавшиеся профилирующие упражнения (25,28). Это элементы, определяющие целый профиль, структурное семейство родственных упражнений разной сложности, находящихся в достаточно сложной иерархической взаимосвязи. Структурно-технические и параметрические свойства этих движений таковы, что добротный навык их исполнения дает положительный перенос на все другие элементы, входящие в тот же профиль. Поэтому профилирующие упражнения занимают приоритетное место в специальной технической подготовке гимнаста, они должны осваиваться в первую очередь, и очень основательно. Более того, навык всех профилирующих упражнений должен постоянно поддерживаться в свежем, работоспособном состоянии, независимо от сложности этого движения, общего мастерства гимнаста и востребованности данного упражнения в текущей практике. Фундамент здания—это не жилое помещение, но он должен быть постоянно в порядке, так какдержитна себе все строение! Обратимся к конкретным примерам на материале двух ключевых акробатических прыжков. Сальто выпрямившись, «бланш» — первое из профилирующих сальто назад, овладение которым открывает путь к успешному освоению всех других одинарных сальто, включая «пируэтные» варианты, а также позволяет перейти к разработке следующего уровня сложности—двойных сальто мортале. Для полной уверенности в том, что гимнаст, гимнастка освоили именно профилирующий бланш, а не его суррогат, нужно выверить соответствующий ему навык по ряду спецтребований. Вот эти требования (см. также рис. 23): —тело в полете прямое; выпрямление должно быть результатом отталкивания с разгибанием на опоре, а не действий в полете (24); —руки к моменту отхода располагаются вверху, свободно сведенными над головой; гимнаст должен уметь без труда «выкручивать» сальто выпрямившись в этом положении, это особенно важно при переходе к разучиванию пируэтных вариантов прыжка. Распространенное мнение, будто руки в «гладком» бланше должны обязательно сразу же после отталкивания опускаться к тазу — вредное заблуждение; прыгун владеющий профилирующим бланшем, должен уметь по желанию опускать руки, но с самого начала заучивать это опускание рук в расчете на автоматизированное действие — грубейшая методическая ошибка; —траектория полета — высоко-далекая, с хорошо выраженной иллюзией вращения «вокруг плеч»42, говорящей о том, что скорость вращения и высота полета в этом случае верно сбалансированы; —время полета — не менее 1,15— 1,20 с; —приход на опору — со слегка «закрытым» телом, руки вверх; — владение вариативными формами прыжка с сознательным —владение стабильным исполнением сальто в различных соединениях, в том числе в середине связки; —владение надежным исполнением сальто в состоянии утомления — в конце комбинации вольных упражнений, после значительной серии предшествующих прыжков, в конце тренировки и т. д.; — подтверждение профилирующего навыка бланша на всех последующих этапах подготовки, особенно после освоения и полного закрепления (включая демонстрацию на соревнованиях) навыков более сложных однопрофильных движений — пируэтных прыжков, двойных и комбинированных сальто. Двойное сальто. Как отмечалось (25,28), существуют небазовые варианты этого вращения, что в полной мере относится и к прыжкам. 42 Напомним, что иллюзия вращения тела гимнаста в полете вокруг мнимой плечевой оси является следствием специфического сложения скоростей перемещения отдельных точек тела в результате одновременного движения ОЦТ тела по траектории и его вращения вокруг центральной фронтальной оси. Это так называемая «мгновенная ось вращения», которая постоянно перемещается в пространстве в зависимости от изменения скоростей точек тела гимнаста. При исполнении одинарного акробатического сальто выпрямившись впечатление «вращения вокруг плеч» — хороший параметрический признак. Но следует учитывать, что в других прыжках (например — двойном сальто) подобный эффект вовсе не является показателем высокого качества исполнения.
АКРОБАТИКА ___________________________________________________ Чтобы двойное сальто приобрело качества профилирующего движения, оно должно отвечать, как минимум, следующим условиям: —тело в полете — в положении полугруппировки (рис. 131-6) или еще более раскрытое. Предельно допустимая плотность группирования — с прямыми углами в тазобедренных и коленных суставах; —между отходом и началом группирования, а также между раскрыванием и приземлением визуально отчетливые люфтпаузы (32, 150); приход на опору в раскрытом положении; —траектория полета — высоко-далекая, время в полете порядка 1,2 с; —выполнение требований вариативности, стабильности и надежности навыка при исполнении в связках, в состоянии утомления и др. — такие же, как и для профилирующего сальто выпрямившись. Таким образом, мы видим, что профилирующими прыжками необходимо владеть виртуозно. При этом становится важным то, как конкретно выполняется движение, включая целый ряд определенных качественных и количественных признаков. И совсем исключается формальное освоение прыжка, когда «бланш» или «двойное» — одно лишь название!
|