Массой. Это почему-то считается хорошим тоном.
Когда Г.М.Давиташвили шел по проспекту Руставели, на него Оборачивались. Он был высокоинтеллигентным человеком, внешне и Внутренне собранным, безукоризненно вежливым и красивым. Да, Именно красивым, даже когда ему было семьдесят. Да и сегодня, если это настоящие актеры, люди всегда обращают на Них внимание, потому что хороший актер интересен как личность даже Вне сцены, просто в повседневной жизни. Актер должен заботиться об Э т о м. Зрителя может увлечь только интересный собеседник-актер, Только талантливый самородок. Никакая работа (только работа, без Таланта) не поможет актеру, если он сам по себе человек неинтересный. А ну-ка вспомним больших актеров: А.Хорава, С.Закариадзе, Ш.Гамбашидзе, Г.Шавгулидзе, У.Чхеидзе — они сами по Себе были интересными людьми, необыкновенными людьми. Людьми, * Выделено М.Т. ** Выделено М.Т. Которые привлекали, каждый по-своему, внимание тех, кто их окружал. Да и сегодня, к примеру, Сесилия Такаишвили,* даже вне театра, просто в жизни, интересна для людей как личность. Возле ее окон** всегда стоят Люди и беседуют с ней, потому что им интересно, как она говорит, что она Говорит, как ведет себя. Часто на нашей сцене неинтересные для людей Актеры удивляются, почему зритель не увлекается театром, почему Редко ходит в театр. Театр сегодня, на мой взгляд, болен очень опасной болезнью, которую можно назвать «безобразием».*''* Используя одно из методологических Положений системы Станиславского — актер во время работы над ролью должен идти «от себя», — большинство актеров и режиссеров Этот принцип превратили в его противоположность. Как-то А.Д.Попов бросил по этому поводу реплику: «От себя — но куда?». Актерское перевоплощение, на мой взгляд, — все же главная Проблема нашего искусства, и совсем не важно, использует ли при этом Актер грим или нет, играет по правилам интеллектуального театра или Эпического или, может случиться, театра аристотелевского, театра, Подражающего природе. Мне кажется, вина в данном вопросе ложится и на режиссуру, которая, В основном, занимается постановочными проблемами, проблемами Сценических метафор (надо признать, что это тоже нелегко), но забывает Или, в некоторых случаях, принципиально считает ненужным заниматься Главной задачей сценического искусства — созданием полнокровного Актерского образа. Нашим актерам работать стало гораздо сложнее. Если пятьдесят лет Назад актера обычно оценивали в сравнении с лучшими работами Советского театра, то сегодня наши актеры должны выдерживать Конкуренцию с лучшими образцами мирового театра и кино. Ведь наши Зрители часто видят лучшие актерские работы, находясь за границей, Встречаясь с зарубежными театрами во время их гастролей у нас, в Кинофильмах, по телевидению. Зритель все время видит лучшее из того, Что есть в мировом театре и после этого, конечно, не хочет идти смотреть Средние или плохие работы нашего театра. Он ждет высочайшего уров- ня, к которому привык, он не хочет делать скидок на «свое», и это, Наверное, должно быть понятно. Вспомним сказки «Тысячи и одной ночи». Чтобы спасти себе жизнь, Шахразада начала рассказывать царю Шахрияру сказку и к утру Оборвала ее на самом интересном месте. Царь решил не убивать ее, Пока не услышит окончания рассказа. (Вот это настоящая заинтересованность!) Вечером, окончив эту сказку, Шахразада Принялась рассказывать другую и опять к утру остановилась на сере- Дине. Так продолжалось много ночей подряд. Шахразада своими Сказками повлияла на шаха, и он, в свою очередь, изменил свое Решение. Жизнь Шахразады была спасена. Очень интересно в связи с этим случаем замечание социолога Я. Коломин-ского: «Шахразада была образованной особой... Но, Оказывается, мало обладать обширной информацией, надо еще найти Спрос на информацию именно данного класса. Такое совпадение произошло, и оно-то сохранило Шахразаде жизнь».**** То, что царя Шахрияра заинтересовали сказки Шахразады, говорит, прежде
|