Зачаровывал их, тогда они требовали повторения, а если берика не
Увлекал их своими простенькими сюжетами, они покидали круг, Возвращаясь к своим делам, которые прервали в надежде увидеть такое, Чего еще никогда и никто не видел. Вот самая примитивная формула Театрального представления. Бомарше писал, что его главной заботой является вопрос, как Захватить зрителя, взволновать его, рассмешить или растрогать — все Равно, лишь бы не оставить хладнокровным и равнодушным. Если Современный человек приходит в театр и в происходящем на сцене не Находит ничего интересного, ничего такого, что бы его удивило или Потрясло новизной, рассмешило или заставило плакать, он Разочарован, сердится и уходит. Он проделывает это демонстративно, чтобы дать понять театру, что он недоволен. Еще Аристотель замечал: «... В театре едят сласти преимущественно тогда, когда актеры плохи». За плохую игру древнегреческих актеров освистывали, а власти подвергали их телесному наказанию (см.: Демосфен. «О ложном посольстве»). Но как только налаживается контакт между зрительным залом и Сценой, зритель перестает доказывать театру свои права на независимость, попадает под «гипноз» Театральной магии, и происходит чудо, Которое древние греки называли катар- Сисом. Зритель состоит из отдельных людей, Но, соединившись вместе в зрительном Зале, они представляют собой очень Чуткий и тонко все воспринимающий Организм, реагирующий на мельчайшие Детали в поведении актеров на сцене. Театральное искусство — это, прежде Всего, союз с обществом, со своим «кругом». По сравнению с живописцем, Писателем, скульптором, актер всегда на Переднем крае. Никому из художников, Кроме актера, такого непосредственного Общения с обществом осуществить не Удается. Творить на сцене — это значит обращаться к другим людям С проповедью самых сокровенных идей данного общества. Актер Каждый вечер ведет со своими соотечественниками очень важный и Честный диалог. Этот диалог может состояться или нет. Если он Произошел, значит, театральное искусство на сегодняшний день живо, Если же зал пуст, значит, искусство умерло. Круг заинтересованных Зрителей не собрался, актерам не удалось завладеть вниманием Зрительного зала. Помню, Серго Закариадзе рассказывал мне, как после ухода из Театра Марджанишвили* он решил заняться художественным чтением и Как ему было трудно вначале справиться со вниманием зрительного Зала. Это была настоящая борьба за внимание к себе. Она длилась Очень долго, пока актер не научился, выходя к зрителю, подчинять его к себе. «Я очень сильно должен сосредоточиться на себе, чтобы зритель сосредоточил свое внимание на мне». Ведь что такое, в конце концов, театральный спектакль? Почему люди должны ходить в театр, а не читать пьесы дома? Вероятно, потому, что людей интересует, как ее исполняют актеры, как ее «прочтут» в театре. А что, собственно, делают в театре? Через слова и ремарки автора Театр вычитывает психологию действующих лиц. Эту Психологию переводит на язык поведения, действия, в Результате чего возникает уже звучащее слово — венец Выразительных средств актера. От того, как театр сумеет Рассмотреть, а потом красочно рассказать о том, что происходит в Глубинных пластах психологической жизни героев, зависит успех или Неуспех спектакля у зрителя. Театр — слишком дорогое удовольствие, полностью поглощающее Человека, чтобы использовать его не по назначению. Да, театр Обязательно должен быть зрелищем, но зрелищем высокого искусства. А раз это так, он не может ограничиться только задачей просто «давать представления». Он должен изменять людей и, в первую очередь, Самого себя. Если актер притворяется, что верит в идеи, которые он Проповедует со сцены, если он по-настоящему не живет этими идеями в Жизни, он- никогда не станет проповедником, а будет только лишь Развлекателем. Раньше театр всеми силами добивался от зрителя, Чтобы тот верил в существование на сцене королей и героев. Но, Поскольку в современном театре делать это становится все труднее, Появилась тенденция все решать через самого актера. Актер становится
|