Дышит. Кассий говорит спокойно, негромко. Только последнюю реплику
— «Вот уж закрыл, вонзи клинок» — он кричит. Пиндар наносит ему удар В спину и тащит за кулисы (за машины). На этой сцене не стоит Останавливаться долго. Конечно, и Кассия нужно понять. Неправильно будет понимать его Только лишь как зло всего происшествия. Вероятно, поразмыслив, Можно найти в его поведении мотивы, которые оправдывают многие его Поступки. Ведь не так просто покончить жизнь самоубийством. Это Происходит только тогда, когда рушатся какие-то идеалы. Значит, и у Кассия они были. Надо это понять. № 47. «Черные женщины» Умер Кассий, вползли на сцену женщины в черном. Бродят по полю Боя, ищут своих. Сколько раз после боя я наблюдал за такой картиной. Выползают женщины из укрытий, из подвалов, из соседних с полем боя Деревень, из леса, из-за кустов, бродят среди раненых и убитых, Оплакивают незнакомых солдат, помогают раненым, причитают в Неподдельном горе. Эти женщины, оплакивая чужих, оплакивают своих, Без вести пропавших, и тем самым помогают своим мужчинам, хотя Физически их рядом с ними нет. Есть, вероятно, какой-то неписаный Женский закон — не оставлять без помощи павшего в бою мужчину. Всю Ночь ходили женщины, выкрикивая имена своих сыновей, мужей, Братьев и отцов. Будь проклята война, приносящая людям столько горя, Будь прокляты те политиканы, которые не думают о материнских слезах, О ненавистном горе, о страданиях жен, не дождавшихся своих мужей. Будь проклята эта война! № 48. «Смерть дон-кихота» Ходят женщины в черном по полю боя, ищут своих. Тихо, причитая, Напевают очень древний, печальный итальянский мотив, всего Несколько нот. Ползают, и ищут, и ищут... Входит Брут. Спокойный, торжественный. За ним вбегает Люций. Все Торжественно и важно. Брут устал. Он присел на поваленное распятье и Решил здесь поставить точку. Брут совершает торжественный ритуал. Он молится, готовится к вознесению. Он святой. В его смерти нет ничего Натуралистического. Чуть-чуть приподнято и театрально. В его текст нужно вставить одну строку из 66 сонета Шекспира: «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж достоинство, что просит подаянья...». Эта строка Очень незаметно монтируется с текстом Брута, но еще сильнее Подчеркивает его состояние. Затем он ласково прощается с Люцием, и просит его подержать Меч. Люций пытается отказаться, но Брут просит оказать ему эту Последнюю услугу. Люций держит меч на распятии (отвернул голову). Брут не бросается на меч, а тихо ложится. Получается распятие. В Этом есть некоторая натяжка, но надо преодолеть эту условность и Постараться сделать это убедительно и жизненно. Брут ле- Жит на поваленном кресте, на котором распинали рабов в Риме. На Распятии распятая честность дон-кихота. Входят женщины, народ-войско, пленные, все, кто в начале спектакля Стоял и смотрел на торжество Цезаря. Стоит народ вперемежку с Черными женщинами и воинами. Стоят и смотрят, растерянные, Уставшие, голодные. Эта сцена очень торжественна, в ней нечто от Мистерии, нечто от мессы, напоминает по своему настроению фрески Джотто. Очень красиво, очень наивно, никакой истерики. Брут совершил Ритуал, у него просто не получилось, его обманули и втянули не в ту игру, В которую он играл всю свою благородную жизнь. № 49. «Оплакивание Брута» Взревели трубы. Точно наперегонки, вбегают на помост Антоний и Октавий. За ними — всегда запаздывающий Лепид. Каждый из них старается Первым занять место на возвышении, чтобы его видел народ. Антоний и Октавий не могут сдержать радости. Оба снова в красной тоге, которую Имел право носить только великий Цезарь. Для них все, что происходит, — это праздник победы, и Антоний «трубным гласом», очень громко для Всего мира вещает. Его тон не соответствует словам скорби о Бруте. По сути, никакой Почтительности тона, только вопль радости победы, вопль о том, что он Наконец выше всех, что он безумно счастлив. Радуйтесь все, вещает он, Антоний выиграл бой. Но Октавий этого не выдержал. Он залез по лестнице еще выше и Заорал еще громче, как бы пугая Антония и всех остальных. Дает приказ, Как бы требует признать себя наследником Цезаря. Октавий — будущий
|