Всего, об уровне его интересов и вкусе. Если вместо этого шаха был бы другой,
* К сожалению, ее уже давно нет на свете. ** Она жила на первом этаже. *** Замечательная и, вполне возможно, намеренная двусмысленность. Наверное, по- русски правильнее было бы сказать «безобразность». Но если, определяя болезнь театра и образца 1976 года, и 2003-го, поставить ударение на «а», диагноз ведь не будет неверен? **** Выделено М.Т. Более образованный или, наоборот, сказки его, может быть, не Заинтересовали бы, и он казнил Шахразаду. Какова цель спектакля? Зрелищем обогащать, что-то менять друг в друге* Это очень важная задача. Радость от соприкосновения с искусством рождается только тогда, Когда зритель догадывается, в какую игру с ним играет театр, о какой проблеме беседует, о чем хочет напомнить, чем хочет взволновать?** Если форма этой игры волнует зрителя, тогда он и театр становятся Соучастниками. Они соглашаются или спорят друг с другом, в Происходящем на сцене узнают себя или своего соседа (гораздо чаще соседа, чем себя!), с радостью догадываются, что под театральной формой такой-то скрыто «то-то и то-то», что это — «про это».*** Зрителя Это открытие радует только в том случае, если разговор идет на уровне Высокого искусства, если театр не прибегает к прямолинейным плакатным средствам и, для того, чтобы стать «современником», не уподобляется кулуарным «сплетникам», не дублирует то, что уже было Сказано в передовой статье центральной газеты. Театр — это великое искусство, которое дает людям возможность Остановиться, как это делали прохожие в первобытном кругу-театре, Сосредоточиться на несколько часов на проблемах человеческих Взаимоотношений, на проблемах, которые волнуют сегодня общество, Людей, среди которых мы живем. Это место, где дают возможность Выключиться из бурного бега нашей жизни и о чем-то подумать, и что-то Почувствовать. Надо, чтобы зритель приходил в театр немного пофилософствовать о Своей жизни и о жизни своих соотечественников. Но что интересует современного зрителя? Сюжет и только? Несколько дней тому назад мне пришлось слышать такой диалог между людьми, сидящими возле телевизора: — Не говори заранее, что случится, потом будет неинтересно! — А когда ты смотришь «Отелло», разве заранее не знаешь, что он в конце концов ее придушит? Конечно, это не касается такого жанра, как детектив, но, в основном, Современный зритель ищет в спектакле более сложной информации, Чем просто сюжет. И не только современный. Зрители Афин прекрасно Знали сюжеты древнегреческих мифов. Но не сюжет был для них Главной информацией, а та психо логическая разработка, Психологическая анатомия сюжета, которая делала для них миф Интересным, актуальным, волнующим. Ведь недаром великие Трагические поэты Эсхил, Софокл, Эврипид сочиняли совершенно по- Разному версии психологической разработки известного сюжета. Ведь все прекрасно знают, что благородный мавр Отелло в конце Спектакля задушит Дездемону, значит, главное — по-своему Рассказать о том, как это произошло, как он дошел до этого, как его до Этого довели, какими путями. И каждый рассказ — версия давно Известного происшествия, это новый спектакль, и он должен быть Любопытным. Это, вероятно, зависит от таланта актеров и Режиссеров, от их образованности, от их осведомленности, от того, что * В сегодняшнем театре возобладала иная точка зрения, но это не значит, что мы должны поторопиться «заклеймить презрением» мнение М.Т. как советское и идеологическое. Сколько шестидесятников, составивших славу русского театра, думали точно так же: Театр в России — больше, чем театр. ** На самом деле, эту простую мысль можно считать основополагающей во все времена и универсальной для любого типа театра: и психологического, и метафорического. В конце Концов, как бы ни понимал свою миссию театр (учить зрителя или только его развлекать), он предполагает «взволнованные» отношения с публикой. *** Не забудем, что книга написана в 1976 году, задолго до телепередачи Е.Ханги «Про это» на НТВ. Поэтому М.Т., говоря «про это», толкует понятие гораздо шире. Они из себя как личности представляют и насколько их театральное «открытие» интересно.
|