Один какой-нибудь кристалл, заключающий в себе весь внутренний
Смысл проделанной работы, с любовью и торжеством кладется в урну вечного искусства». Молодой режиссер должен экспериментировать для того, чтобы его «комментарии» к пьесе в виде спектакля рассказали нам о том, что и как Думает молодое поколение художников о событиях и проблемах, Поставленных автором пьесы. Но это ни в коем случае не надо понимать Как искажение авторского замысла. К сожалению (а, может быть, в этом есть своя закономерность), очень Часто режиссеры неправильно понимают намерения автора, а подчас Просто не считаются с ним. Комментарий фактически отрывается от Комментируемого объекта, и тогда решение спектакля служит лишь Помехой для зрителя и вводит его в заблуждение. Когда такое Происходит во время спортивных соревнований, про такого комментатора обычно говорят: «Он не комментирует игру, а хочет пока- зать свою образованность, болтает, что взбредет в голову!». Примерно То же самое происходит с режиссером, когда он отрывается от Материала автора. Один из недостатков некоторых наших спектаклей — это отсутствие Единой режиссерской мысли, связующей весь спектакль. Мир у такого Режиссера распадается на не связанные между собой элементы Спектакля, на случайные, сценически не связанные друг с другом Решения. Это происходит тогда, когда режиссеру нечего сказать. Отсутствие мысли ведет к запутанности решения, к игре ничего не Говорящими метафорами. Под видом сложности такой режиссер часто Пытается скрыть свою беспомощность. Лучше быть непонятным. А то, если поймут, что там, по существу, ничего нет, тогда все пропало! Это говорит о театральной и общей необразованности. Я злюсь на Молодых режиссеров за то, что они мало ищут, что так бедны на выдумки И решения, что часто повторяют под разными соусами уже давно Найденное и много раз на наших же сценах виденное. За то, что они по- Настоящему не рискуют. Разве сегодня белая маска на лице актера — это риск? Неужели ничего лучшего нельзя придумать? Сегодня даже Некоторые театроведы признаются, что изменили свою точку зрения, Пересмотрели свои взгляды на театральные средства выразительности. Даже они сегодня не удивляются белым маскам. Значит, это стало Привычным, значит, молодым надо искать выразительные средства где- То в новых сферах. А иногда мне кажется, что, если кто-нибудь поставит На сцене очень похожую на жизнь декорацию (конечно, это будет не то, Что было принято лет 20 тому назад) и добьется подлинной правды Жизни, зритель это воспримет как неожиданное новаторство. И если Этого пока никто не сделал, то только потому, что это очень и очень трудно.* Нельзя молодым делать вид, что они идут на риск, когда фактически Никакого риска нет — не надо обладать большой смелостью, чтобы Повторить приемы, увиденные в других городах и чужих спектаклях. Надо смелее искать новое, неожиданное, но обязательно свое собственное. Ведь писал Леонардо да Винчи: «Я говорю живописцам, Что никогда никто не должен подражать манере другого, потому что он будет называться внуком, а не сыном природы в отношении искусства». * Начинаешь думать о том, что театр развивается циклично. Казалось бы, почти тридцать Лет прошло, а мысль М.Т. кажется комментарием к тому, что сегодня происходит в Русском театре. Глава XIV ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Свое поведение исправляй по поведению других. Японская пословица Художница рисовала портрет и говорила: «Какие мы счастливые Люди, художники, можем запереться у себя в комнате и работать целый Год в одиночестве. А ваша профессия связана с людьми. На вас все и все Влияют, у каждого участника спектакля — свое мнение. Ваш творческий процесс все время подвергается обсуждению. Это, наверное, ужасно! Не Могу представить себе, чтобы мне во время работы постоянно давали советы: эта композиция неинтересная, надо сделать наоборот, это лицо Слишком продолговатое или, напротив, очень широкое. Это не так, а лучше было бы сделать так! Или взял бы кто-нибудь кисть и начал по- Своему исправлять мою работу. А вокруг вас все время много народу и
|