Сочинительства, ради которых и существует театр.
Значит, несмотря на то, что действия актеров заранее как будто бы и Запрограммированы, зритель все же присутствует при демонстрации Возникающих тут же обратных связей между партнерами. Этого, Вероятно, нигде больше встретить нельзя, и в этом — суть театрального Искусства. Высшая форма театрального действия — это импровизация. А.Дживелегов так описывает особенности актеров итальянской комедии масок: «Находчивость, способность ловить момент, чтобы Подхватить диалог и вести его дальше, оплодотворяя действием Основной сюжет сценария (...) Наконец, необходима была богатая фантазия, дар воображения, Которое охватывает сразу всю общую картину пьесы и не упускает в ней Ничего, что способно поддержать нить драматического действия»*. Свободная талантливая импровизация много раз сыгранного и Отрепетированного поединка-сцены — это высший признак актерского Мастерства современного актера. И.Губерт приводит такое описание работы скульптора: «После сотен Тысяч то уверенных, то неуверенных вкрадчивых ударов молотка и Долота из камня появится статуя. Скульптор отсекает все лишнее. Каждые несколько ударов — это движение, подчиненное цели Сиюсекундной, временной, и каждый последующий удар — результат Мгновенной корректировки, сверки с моделью будущего — конечным обликом изваяния». * Выделено M.T. СПЕКТАКЛЬ Суть театральной импровизации заключена в том, что «мгновенные корректировки» в поведении актера происходят на тут же возникшие «мгновенные корректировки» его партнера, и в тоже время идут Поправки, коррекция на конечную, заранее запрограммированную цель Поединка (написанного автором и поставленного режиссером). Актер, сделав «то-то и то-то», ожидал от партнера знакомого ответа, но партнер неожиданно «знакомое» сделал совсем по-другому. Например, приветливое «Здравствуй!» смазал зло, раздражительно. Тогда актер мгновенно изменил свое намерение (внес коррекцию) и ответил партнеру «так-то и так-то». Хорошо налаженный диалог Напоминает игру в пинг-понг. Действия партнеров зависимы друг от друга И импровизируются в самом процессе игры (корректируются). Прекрасным примером такого действования могли служить сцены между С.Закариадзе и Р.Чхиквадзе («Чинчрака») и С.Закариадзе и З.Кверенчхиладзе («Антигона»). Это и есть демонстрация обратных Связей в театре. ПОЕДИНОК ПАРТНЕРОВ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УСЛОВНОЙ СРЕДОЙ Но актеры действуют в среде, которую создает на сцене режиссер (художник, музыкант, хореограф, осветитель, бутафор, портной и т.п.). Это мир, который не просто состоит из вещей и звуков, но тоже Существует во времени и пространстве в определенной Последовательности. В нем все время что-то происходит (заранее Предполагаемое и не предполагаемое). Поэтому кроме обратных связей Между партнерами существует обратная связь с условным миром пред- Лагаемых автором и режиссером обстоятельств. Этот мир создается во Время Спектакля усилиями многих людей (осветителей, операторов, Оркестрантов, реквизиторов, помощников режиссера, костюмеров и т.п.). Все они зависят друг от друга, их действия должны быть идеально Согласованными, и малейшая неточность одного немедленно вызывает Коррекцию у многих других — и, в первую очередь, у играющих на сцене Актеров. Сколько анекдотических случаев на эту тему рассказывают Обычно актеры, всегда подчеркивая свою находчивость и способность Внести поправку в момент сценических недоразумений. ЗРИТЕЛЬ - СЦЕНА Для того, чтобы передать сообщение, необходимо иметь: Передатчик; Канал связи; Приемник. Когда сообщение сугубо научно, его можно передать с помощью Понятий, цифр, формул и т.п. В искусстве очень важно не только то, что кодируют, но сам способ Кодирования. Может быть, это и есть самое главное. «Мысль древняя, как солнце. Так же, как солнце или луна, живут и Действуют старые мысли. Вопрос только в том, как заставить их звучать По-новому, так, чтобы людям казалось, будто никто и никогда не выражал их лучше... Оригинальное заключается в том «как», а не в том «что» (Майкл Редгрейв).
|