Привычное.
Приведу мнение обыкновенного зрителя. — Почему вы так редко ходите в театр? — Потому что с самого начала спектакля примерно знаю, каким он будет. Я все предугадываю: как будут играть актеры, какие «фокусы» Преподнесет зрителю режиссер. Обычно я редко ошибаюсь. Мне ужасно Скучно в театре. Все это длится неимоверно долго. Поэтому я и не хожу в Театр, а люблю читать пьесы дома. Обычно такое происходит на сцене, когда режиссер и актеры Иллюстрируют то, что и без того известно из авторского текста пьесы. Зрителю нечего открывать, его не приглашают расшифровывать код искусства, не приглашают делать выбор вариантов, не вызывают на Творческий спор, не придают событиям более сложного (многозначного) Значения, смысла. В таких случаях зритель недоволен, ему неинтересно, Он зевает или возмущается. Схему восприятия спектакля для взрослых можно изобразить примерно так (используя схему Грековой): На различных участках этой схемы возникают разного типа Конфликты. Восприятие произведения искусства происходит не совсем так, как Воспринимает тот же зритель сообщение во время доклада хорошего Лектора или учителя. Разница заключается в том, что происшествие, о Котором рассказывает театр, развертывается постепенно, шаг за шагом, Эпизод за эпизодом в двух плоскостях, в двух последовательностях. Первое — это своего рода путешествие зрителя по развивающемуся Сюжету (пример — история бедного короля Лира, которого злые дочери Выгнали вон и довели до смерти), а второе и, вероятно, самое главное — Это то, о чем размышляет театр, а вместе с ним и зритель во время этого Путешествия. Это, наверное, будут мысли о добре и зле, о превратностях Судьбы, о неблагодарности, о том, что такое человек, о справедливости, И т.п. Сюжет — это дорога, идя по которой, зритель обдумывает все то, что встречается ему на пути. Это истинное содержание Произведения. Говорят же, что существует всего 33 вечных сюжета. Сюжет — это Повод для высказывания мыслей-идей, ощущений, чувств. Возьмем, к примеру, сцену у балкона из «Ромео и Джульетты» Шекспира. Девушка на балконе, под ним — молодой человек. С первой секунды со сцены несется сообщение: это свидание влюбленных! Но Свидание, несмотря на очень большую условность происходящего, Восстанавливается в воображении и чувствах каждого зрителя по- Своему. Он вычитывает из многих, сохраненных в его эмоциональной памяти вариантов тот, который кажется ему наиболее подходящим для Этого случая. Они сами как бы всплывают в сознании. Точнее, зритель Сам очень активно пытается перевести, расшифровать событие, Закодированное для него театром (автором, режиссером, актером, Художником, композитором). Наблюдая за происходящим, зритель Параллельно вспоминает свое свидание — одно, второе, третье, под Балконом, на скамье, возле подъезда, на мосту, счастливое, несчастное, Страстное, грустное и т.п. Он сам насыщает определенным содержанием то событие, которое происходит на сцене и свидетелем Которого он является. Если его выбор и выбор театра совпадают, зритель и театр — Сообщники. Зритель становится сопереживателем и соавтором Творческого процесса. Если нет, он высказывает свое недовольство. Это второе содержание и есть информация спектакля. В ее Вычитывании принимает участие сам зритель. Качество и количество Вычитанной информации (сообщения) зависит от его воображения и Способности мыслить образами по поводу главного содержания и от Количества знаний в этой области. И еще — от активного желания вычитать. «Понимание дается лишь тем, кто совершает какое-то Действенное усилие. Одного пассивного восприятия недостаточно. Модно слушать и не слышать, смотреть и не видеть»* (И.Ф.Стравинский). Если этого не происходит, если зритель активно не включится в процесс «вычитывания» сообщений, ничего не получится. Если выбранная зрителем аналогия подходит к сообщению, принятому Со сцены, и, таким образом, расшифровывается, оно начинает зрителя Волновать, и он меняет свое поведение. Реакция зрительного зала — тоже закодированное сообщение.
|