Все стараются делать по-своему, и других заставляют сделать так, как им
кажется верным. Это ужасно!». Режиссер читает автора и сочиняет план будущего спектакля, кое-что видоизменяя в его пьесе. Потом рассказывает этот план актерам, Которые будут играть спектакль. Они могут быть довольны или недовольны этим планом. От этого режиссер меняет или не меняет кое- Что в своем замысле, т.е. вносит в него поправку. Потом начинаются Репетиции с актерами. Это уже творческая дуэль, которая требует бесконечной коррекции по отношению к запланированному. Чтобы Окончательно не запутаться в тысячах мнений и предложений, режиссер (вероятно, для этого и появилась профессия режиссера) старается Уточнить главную цель поиска, тот маяк, к которому надо привести Корабль-спектакль. Репетиционный процесс, если бы его можно было представить в виде Каких-то электромагнитных волн, похож на пучок все время Пульсирующих и изменяющихся линий, резонирующих друг в друге, Зависящих и влияющих друг на друга. Это живой, движущийся, Образовывающийся организм, где все системы жизнеобеспечения Зависимы. Все, кто хотя бы раз репетировал спектакль, знают, что репетировать — вовсе не значит просто «повторять» (репете), а значит — повторять, Каждый раз изменяя. Замысел режиссера меняется в зависимости от замысла и практики Актера — и обратно. Замысел художника меняется в зависимости от Требований режиссера, актеров — и обратно. И так до самой последней Репетиции, до самого последнего просмотра. Даже комиссия, Принимающая спектакль, не замечая, не ведая этого, невольно Становится соавтором спектакля. Ее мнение меняет его, вносит в него Поправки. Создание спектакля — это пульсирующий, бушующий Беспрерывный процесс взаимных изменений и взаимодействий Его частей-компонентов. «Обратная связь, — пишет И.Губерт, — это осведомление, сигнал о Результа те действия, одобряющий продолжение действия (положительная обратная связь) или тормозящий действие (отрицательная обратная связь)». Шофер ведет машину по дороге. Навстречу ему попадаются Прохожие, встречные машины, неожиданно выбегают дети, на Перекрестках вспыхивают разные сигналы светофора. На все эти Действия шофер мгновенно реагирует, он или притормаживает машину, Или меняет направление движения, или вообще останавливается. В Ответ все, у кого на пути возникает движущаяся машина, так же реагируют на нее, меняя свое поведение: стараются скорее перебежать Дорогу, или сворачивают с нее, или останавливаются. Это обратная Связь. Вся наша жизнь покоится на обратных связях. Написал слово «покоится» и сразу понял, что сделал ошибку. Жизнь не покоится, она Все время в движении, состоит из наших общений и взаимовлияний. Любой жизненный процесс — это сложная система обратных Связей. Любой творческий процесс, как и все остальное, невозможен без Обратных связей. Обратная связь всегда там, где движение, где борьба, где поединки. «Движение подразумевает изменение в условиях окружающей нас Среды, а изменение, по всей вероятности, требует соответствующей реакции», — пишет американский психолог Р. Арнхейм. Обратная Связь — это общение, а значит, активное влияние друг на друга, Изменение поведения друг друга. Проследим, какой процесс происходит в театральном искусстве. Писатель создает пьесу, в которой старается вскрыть смысл какого- То явления. Писатель создает сообщение. Актеры, режиссер и другие перерабатывают этот результат Творческого поиска писателя и обеспечивают наиболее полную и Адекватную передачу сообщения. Во время этого процесса сообщению Придаются новые, добавочные качества. Эта сфера творчества похожа На творчество всех тех, кто занимается интерпретацией научных и Художественных знаний, — учителей, музыкантов-исполнителей, Лекторов-популяризаторов знаний. И, наконец, сообщение доходит до зрителя в виде спектакля. А Поскольку зритель — это уже сообщество людей, то мы имеем дело с Процессом передачи сообщения обществу, т. е. сообщением Воздействуем на общество. В этом процессе все — в области мышления, чувств и воображения.
|