Эпизодами, предпринятыми педагогом ради того, чтобы уроки перестали
Быть однообразными, а стали систематическим тренингом, муштрой, Очень похожей на вокализы и гаммы музыкантов, каждодневной, Упорной, трудоемкой. На мой взгляд, этот процесс гораздо важнее, чем работа над Отрывками из пьес, которая, к сожалению, очень часто превращается в Постановку и натаскивание, что само по себе убивает в студенте все, что В нем есть лучшего для его профессии. С самого начала учебного процесса я стараюсь приучить студента к Необходимости таких упражнений, так же, как делаю это во время Упражнений по первичным элементам на первом курсе. Ведь, если бы Мы лишь несколько раз показали первокурсникам эти упражнения, а Затем перешли к этюдам, ничего бы не получилось. Здесь все дело в Систематическом перестраивании его психики и тела, переучивании и Бесконечных тренировках. Начинаю я развивать творческое воображение вообще. Стараюсь, Чтобы они полюбили сам процесс сочинительства, выдумывания, Фантазирования. Для этого каждый день систематически задаю им упражнения из разных областей «выдумывания». Особое внимание тут нужно обратить на самостоятельные сочинения Этюдов для занятий на первом курсе. Обычно это камень преткновения. Студенты не могут найти этюд, их творческое воображение спит. Здесь Очень важна роль педагога, который должен заинтересовать, увлечь и повести студентов за собой в «страну этюдов». Надо разбудить их Фантазию, наблюдательность, надо научить их любить этюд. Ведь самое Главное — это развитие у студента творческого воображения в сфере действий и поведения. Надо научить его «лепить» события и дей- Ствовать в них. Это и есть наша профессия, поэтому студент должен это Уметь, во всяком случае, мы обязаны обучать его именно этому. Для этого студенты упражняются в: Выстраивании хода борьбы; Лепке характера. А для студентов-режиссеров есть и еще упражнение: По организации атмосферы, настроения, ситуации (предлагаемых Обстоятельств), в которых разовьется борьба. Для этого предлагаются разного рода тренажные этюды- Импровизации. Импровизация на тему Импровизацией называется вообще то, что делается без Предварительной подготовки, сочинение в процессе исполнения. Наиболее простым видом театральной импровизации можно считать этюды на тему без заранее намеченного плана, проводимые без Предварительного сговора. Группе студентов дается возможность выбрать определенное Место действия (переговорный пункт, общая кухня в коммунальной Квартире, вокзал и т.п.), которое они обставляют при помощи кубиков И ширм, столов и стульев и обеспечивают другим необходимым и Имеющимся на курсе реквизитом. Тут же распределяются роли, Обязательно уточняется время года и час дня будущего проис- шествия. Затем педагог объявляет тему импровизации: например, «Пожар», «Свидание», «Потоп», «Выигрыш» и т.п. После чего студентам Дается пять минут для того, чтобы каждый из них мог сочинить несколько возможных вариантов будущего импровизационного действия. На Первых занятиях для подготовки можно дать немного больше времени. После того, как педагог убедился, что все студенты готовы, он подает Сигнал, и этюд начинается. Импровизация может длиться очень долго, до тех пор, пока педагог не почувствует, что тема себя «израсходовала», Студенты больше ничего интересного придумать не могут. Тогда он Останавливает участников, и начинается обсуждение этюда студентами, Не занятыми в данной импровизации. Во время таких обсуждений надо Обращать внимание на логику поведения в этюде, на сочинение Интересных действенных ходов, на естественный ответ-реагирование на Действенное предложение партнера, на приятие и разработку инте- ресного, на ходу возникшего варианта действия. Нужно приучить Студентов бороться с пассивностью, безынициативностью участников Импровизации, так как увлеченность и творческая инициатива есть Основа импровизаций. После обсуждения студентами этюда, педагог подводит итог, предлагает более правильные и более интересные варианты
|