Что через него хочет сказать режиссер со своей группой актеров.
Импровизацию ни в коем случае нельзя «ставить». Во время занятий Надо упражняться весело и увлеченно, от импровизаций нельзя ждать Результатов сразу, это тренаж творческого воображения актеров и Режиссеров. Обязательное условие такого вида импровизации — это назначение из числа студентов «хранителя печати», т.е. человека, который Придирчиво и со знанием материала все время напоминает импровизаторам об авторском варианте текста. Подобные импровизации есть способ действенного освоения сюжета пьесы и постепенного погружения в психологическую сферу «жизни человеческого тела и духа». Успех таких занятий полностью зависит от увлеченности и Способности сочинять самого руководителя, от его умения направлять, Зажигать и увлекать за собой студентов. Еще лучше, если он сам иногда Подключится к импровизации. Такие импровизации дают возможность разведать рассказ, поэму, пьесу по Действию, дают возможность постепенно погрузиться в сферу действия, лепить Из прозаического описательного текста действенные эпизоды и события. Так было, когда студенты работали над произведением Я.Цуртавели «Мученичество Шуша-ник»*. Они разыграли в классе всю историю, Причем на протяжении всего действия не было произнесено ни одного Слова. Это был уже законченный набросок будущего спектакля, Абсолютно самостоятельно сочиненный студентами. Любопытно, что когда педагог предложил вместо таблицы умножения (2x2 = 4) говорить какие-то слова, один из студентов запротестовал: — Не хочу. — Почему? — Боюсь, что начну придумывать слова. А я не умею придумывать Слова, и появится ложь. Мне будет неловко импровизировать. — А когда ты «разговариваешь» таблицей умножения, то не стесняешься? — Нет, я не думаю о том, как говорю, я думаю, что я должен высказать, Что должен сделать. Придумывание слов мне бы помешало Сосредоточиться на действии. Я бы ничего не смог добиться. Тогда уж Лучше дайте канонический литературный текст, так будет лучше. Как видно из приведенного случая, все внимание участников Импровизации, их творческое воображение направлено на сочинение и Проникновение в сферы действия человеческих взаимоотношений, Событийности. Показанный набросок, например, выявил, что действие и борьба, в Основном, выстраивались в одной плоскости. Во время обсуждения было отмечено, что надо «лепить» действие более сложными ходами. Наглядность существующего замысла дает прекрасную возможность Много раз переделывать такой набросок до того момента, пока не Начнется разработка окончательного результата. Импровизация «Найти продолжение» Термин взят из теории шахмат. Эти импровизации — великолепный тренаж для того, чтобы студенты приобрели навык сочинять (предлагать) варианты действий, находить Правильное и интересное продолжение заданного действия. Студентам дается ситуация (сцена) из какой-либо знакомой пьесы, и Они импровизационно ее разыгрывают. Затем педагог предлагает Повторно пройти ту же сцену, но до определенного момента, после Которого действие останавливается и каждый участник предлагает свое Продолжение. Главное внимание обращается на психологию действующих лиц, на то, как бы они себя бы повели, «если бы» сюжет Стал развиваться не по известному пути, а совсем в ином направлении. Например, берется сцена из трагедии Шекспира «Отелло», где мавр Требует от Дездемоны платок. Продолжение должно быть Нафантазировано с этого момента. Предположим, Дездемона на Требование Отелло достанет платок из рукава платья. Как в таком случае будет развиваться действие дальше? Еще пример, сцена из пьесы Д.Клдиашвили «Невзгоды Дариспана». Сцена Пелагеи и Марты. Марта торопит Пелагею готовиться к встрече Жениха. Пелагея в панике убегает. Но предположим, что она Возвращается и отказывается выдавать свою дочь замуж. Что случится в продолжении? Еще вариант, та же пьеса. Дариспан просит у Марты право отдохнуть и
|