Уходит на кухню. Пелагея просит ей помочь. И вдруг (продолжение)
вбегает с плачем Карожна: Дариспан скончался. Что будет дальше? Еще вариант из той же пьесы, сцена с Осико. Что случится, если Осико Согласится жениться на Наталии. Куда дальше будет развиваться действие? * «Мученичество Шушаник» Я.Цуртавели — один из древнейших литературных Памятников Грузии V века. Спектакль по мотивам Я.Цуртавели впоследствии шел в Театре киноактера (пьеса М.Мрев-лишвили, режиссер Н.Багратиони). Пример из пьесы Ш. Дадиани «Вчерашние»: ждут уездного Начальника. А он не приехал. Может быть, умер по дороге с перепоя или от инфаркта. Это же будет совсем другая пьеса. Как ее играть? Импровизации «Найти продолжение» очень занимательны и могут вначале идти как действенный рассказ. Часто перечисление вариантов Вызывает много споров и обмен мнениями, которые разрешаются практически, импровизацией. Обычно разыгранный вариант дает более Точное понимание того, что в нем плохо, а что хорошо. Количество разыгранных продолжений обогащает актера: он проникает в новые Плоскости предлагаемых обстоятельств пьесы, что делает многограннее Его знакомство с героями. Ведь очень интересно определить, насочинять, как поступил бы герой, «если бы» ситуация развилась совсем по-другому — не так, как Сочинил ее автор. Это приучает студента к фантазированию Действенных ходов роли, поэтому надо за ниматься этим Систематически. Импровизация с полумасками Эти упражнения тренируют воображение студентов в области лепки Характера действующих лиц. Для этого весь курс заранее готовит большое количество Разнообразных масок. Эта работа вначале отпугивает участников из-за Кажущейся ее сложности, но постепенно, войдя во вкус, все очень Увлекаются, и вскоре на курсе скапливается 25—30 полумасок, каждая с разным «характером», что само по себе воспитывает воображение. Здесь должны быть лица смешные и злые, стариковские и молодые, Красивые, в очках, с усами и без них, веселые и грустные. Можно Использовать маски зверей — лисы, волка, зайца. Маски можно делать по всей форме, самостоятельно, или Переделывать уже имеющиеся в продаже, доклеивая к ним усы, брови, Носы, перекрашивая их, добавляя к ним аппликации, рисуя по ним. Хорошо накопить побольше разных шляп, папах, фуражек, цилиндров И других головных уборов, как можно больше всевозможных очков, Тростей, портфелей, сумок, корзинок и прочего реквизита. Хорошо, если на курсе заведется «сундук» со всевозможной одеждой. Это все очень легко достать, если покопаться в своих домашних «складах» никому не Нужной старой одежды — старых курток, шалей, платков, шуб. Можно использовать всевозможные воротнички и галстуки, шарфы и пояса. Этот «сундук чудес» и станет основной «палитрой», которой будут Пользоваться студенты в своих импровизациях. Импровизации начинают опять-таки с задания-темы, которую дает Педагог. Кроме этого он должен каждый раз определить место действия, время года и час дня. Темы могут быть примерно такими: «Очередь», «Панихида», «Биржа маклеров», «Отдыхающие в парке», «Вокзал» и т.п. После объявления темы участникам дается право выбрать Необходимые маски и детали одежды и минут десять перед зеркалом «примерять», сочинять своего героя, попробовать походку, манеру Говорить и все, что ему понадобится для этого. Можно менять полумаски, искать новые варианты. После этого начинается импровизация. Очень любопытен был опыт с импровизациями на тему «Панихида», где все участники двигались по принципу «кольца», Успевая за ширмами менять заранее придуманные характеры разных Людей. Эти импровизации очень интересны по своей природе и Раскрывают в студенте новые черты его дарования. Бывают случаи, Когда, например, лирическая актриса (конкретный случай с Белой Ми- Рианашвили), пользуясь полумаской и гротесковыми средствами, Прекрасно изображала ведьму на метле. Кроме того, что импровизация с полумасками — это тренаж лепки Характеров, это еще и прекрасное средство в борьбе со сценическим Зажимом, средство для освобождения всех, скрытых за естественной
|