Истинно ли это?
Другой вопрос, связанный с развитием идеи толкования, относится к достоверности сказанного или написанного. После того, как мы поймем или нам покажется, что мы поняли, что именно означает данное заявление, мы часто спрашиваем: Истинно ли это? Могу ли я, действительно, верить этому? Мы всегда требуем доказательств. Первой реакцией тех, кто относится к Библии серьезно, часто бывает пренебрежение этим вопросом и предположение, что эту идею нужно принимать за истину, поскольку она вытекает из Библии. Однако психологическое восприятие редко ограничивается одним авторитетом Священного Писания, оно также ищет смысл, доказательства и примеры. Даже движимые Духом Святым авторы Священного Писания указывали на достоверность излагаемых ими истин не только на основании Ветхого Завета, но и приводили доказательства из обыденной жизни. Когда Апостол Павел хотел доказать коринфянам, что имеет право на получение финансовой поддержки за свое служение, он сослался и на Закон Моисея, и на практический, жизненный опыт. Свою мысль он излагает в форме целого ряда риторических вопросов: "Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: "не загрождай рта у вола молотящего". О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову" (1 Кор. 9:6-12). Сначала Павел ссылается на логику жизненного опыта. В конце концов, если воины, садовники, пастухи, сельскохозяйственные рабочие получают плату за свой труд, то почему не могут получать ее Апостолы и учителя? Затем Павел переходит к всеобщему принципу, изложенному в Законе Моисеевом на примере молотящего вола. Работающий, будь то человек или животное, должен быть вознагражден за свой труд. Используя этот вопрос, связанный с развитием идеи толкования, проповедник должен постараться определить, как сам библейский автор доказывает то, что он говорит. Апостолы использовали все логические доказательства, доступные им, для того, чтобы слушатели могли согласиться с ними. Когда Петр говорил проповедь в день Пятидесятницы, он приводил как жизненные доказательства, так и
Глава 4 63
тексты из Писания, чтобы убедить слушателей в том, "что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли" (Деян. 2:36). Чудеса, творимые Иисусом, Его распятие и воскресение, гроб Давида, чудо Пятидесятницы, - все эти достоверные события являются вескими доказательствами Петра. Иоиль и Давид почитались еврейским обществом как Богодухновенные пророки, и цитаты из их писаний были свидетельством человеческого опыта. В посланиях и в устных проповедях Апостолы отождествляли самих себя со своими слушателями или читателями с тем, чтобы доказать истинность своих идей. Когда Павел выступал перед интеллектуалами в Ареопаге, он говорил на тему естественной теологии, основываясь на факте сотворения мира и вытекающих из этого последствиях. Хотя он изложил четыре библейских концепции, он нигде не привел прямых цитат из Ветхого Завета, поскольку его слушатели были язычниками и не верили Библии. Вместо этого он полагает основание своему доказательству, ссылаясь на их же идолов и на творчество их поэтов-философов, а также на факты повседневной жизни. Приводя выдержки из произведений греческих поэтов и философов, Павел, конечно же, не становился на сторону афинской философии или афинских философов. Его основные и второстепенные утверждения были основаны на авторитете Ветхого Завета. Цитируя языческие литературные источники, Павел делает более понятным для своих слушателей содержание библейских откровений. В то время, как от проповедника требуется, чтобы он понял то, как библейский автор доказывает истинность своей мысли, от него также требуется, чтобы он боролся с возникающим сомнением слушателей: "А истинно ли это? Могу ли я, в действительности, этому поверить?" Эти вопросы возникают часто. В прошлые времена проповедник, по- видимому, мог сослаться на чувство виновности, испытываемое, хотя бы отчасти, его слушателями. Сегодня же он может только принимать во внимание эти вопросы и сомнения. Наша система образования, а также средства массовой информации постоянно сеют чувство такого скептицизма. Реклама породила поколение сомневающихся людей, которые относятся к различным догматическим заявлениям и к объявлениям, сделанным в духе энтузиазма, так же, как к любым заявлениям уличного торговца. Проповедник таким образом должен придерживаться принципа, что данное заявление является истинным не потому, что оно помещено в Библии, а потому, что оно истинно. То, что данная мысль изложена в книге с кожанным переплетом, еще не означает, что ока заслуживает доверия. В отличие от этого Библия говорит о реальности, существующей во вселенной, созданной и управляемой Богом. А поэтому мы вправе ожидать, что доказательства истинности Священного Писания находятся в мире, окружающем нас. Это не означает того, что мы доказываем истинность Библии изучением
64 Изложение проповедуй
социологии, астрономии или археологии, истинность Библии видна и через эти второстепенные источники. Каким же образом проповедник должен справиться с вопросом: "Истинно ли это?" Представьте себе, что вы уверенно провозглашаете в наше время в церкви категоричное заявление Апостола Павла: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8:28). Большинство слушателей с недоумением произнесут: г: "Истинно ли это? Как можно поверить этому?" Что можно сказать о том случае, когда неизвестный водитель на огромной скорости сбил мать троих детей, оставив мужа вдовцом, а детей сиротами? Что можно сказать о тех благочестивых родителях, у которых четырехлетний сын заболел белокровием? Что в этом хорошего? Что "доброго" в том, что молодой миссионер утонул в бурных водах реки, протекающей в джунглях, так и не успев засвидетельствовать о Боге ни одному туземцу? Имея дело с этим стихом, и не объяснить всего того, что связано с подобными трудными вопросами - это значит полностью потерять внимание слушателей. Дональд Грей Барнхаус столкнулся с вопросом достоверности, когда работал над Иоан. 14:12:: "...и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду". Он прибегнул к методу аналогии для доказательства своего объяснения: "На борту американской подводной лодки, находившейся в Тихом океане в водах, контролируемых вражеским флотом, у одного из матросов случился острый приступ аппендицита. Ближащий хирург был за тысячи километров. Фармацевт Мейт Уэллер Лайпс, находившийся я также на борту подводной лодки, установил, что у матроса температура поднялась до 42° С. Единственная надежда на спасение - это операция. Лайпс предложил: "Я видел, как доктор делает такую операцию. Я думаю, я смог бы сделать ее. Что вы скажете?" Матрос согласился. Пациента уложили на стол в кают-компании под ярким освещением. Фармацевт и помогавшие ему офицеры оделись в вывернутые наизнанку пижамы и одели марлевые повязки на свои лица. Команда лодки сделала все необходимое для того, чтобы удерживать судно в стабильном положении, кок вскипятил воду для стерилизации. Фильтр от чайника служил в качестве антисептического конуса. Скальпель с обломанной ручкой служил основным операционным инструментом. Антисептиком служил спирт, слитый и с торпеды. Согнутые ложки служили зажимами. После того, как фармацевт сделал разрез, понадобилось 20 минут, чтобы найти аппендикс. Через два с половиной часа, когда (был наложен последний шов, испарилась последняя капля эфира. А через тринадцать дней матрос снова приступил к исполнению своих обязанностей. По общему
Глава 4 65
изнанию, это была поистине более блестящая операция, чем те, которые делаются опытными хирургами в полностью орудованных операционных комнатах современных больниц. На примере такого случая можно легко понять значение слов Христа: "... и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду". Для Христа, Который есть истинный Бог, оживление и приведение погибших душ от смерти к жизни - это великий труд, но когда Он делает то же самое через нас - это еще больший труд". Синдилен Джонс убеждал людей обратиться к вере всего одним предложением: "Вы можете попробовать пересечь Атлантический океан на бумажном караблике, - затем он добавлял, - с таким же успехом вы можете достичь неба своими добрыми делами". К.С. Льюис встретился с необходимостью доказательства в вопросе, который задают вдумчивые люди относительно Евангелия: "Вот другой предмет, который приводил меня в затруднение. Разве не является ужасно несправедливым то, что эта новая жизнь принадлежит только тем людям, которые слышали о Христе и были способны поверить в Него? Однако истина заключается в том, что Бог ничего не говорит нам о Своих намерениях относительно других людей. Мы знаем то, что человек не может спастись без Христа, но мы не знаем того, что только те, кто знает Его, могут спастись через Него. Но между тем, если вы беспокоитесь о тех, кто находится вне, самое безрассудное, что вы можете сделать - это самому оставаться вне. Христиане - это тело Христа, организм, через который Он трудится. Всякий, кто присоединяется к этому телу, делает Его более действенным. Если вы хотите помочь тем, кто находится вне, вы должны внести и свой маленький вклад в тело Христа, Который только Один может им помочь. Отсечь пальцы человеку - это неразумный путь сделать его более способным исполнять свою работу". Согласны ли вы полностью с Льюисом или нет, но он поднимает классический вопрос, рассматривает его и обращает его против тех, кто задает его. Дж. Уоллес Гамилтон, говоря о Божественном провидении, хорошо сознает серьезные вопросы, которые возникают тогда, когда нам говорят, что каждый момент нашей жизни проходит в соответствии с Божественным предопределением, и цитирует неизвестного поэта, который в сомнении говорит: "О, где же море, взывали рыбы, Проплывая водами Антлантического океана, - Мы слышали о море и об океанском течении, И тоскуем, и желаем узреть его голубые воды".
66 Изложение проповеди
"Вокруг нас много маленьких рыбок, ищущих море; люди живут, движутся и существуют в океане Божественного провидения, но не могут видеть из-за воды самого океана. Это происходит, возможно, потому, что мы называем его другим словом. Древние евреи, от которых пришла к нам Библия, были религиозными людьми. Они мыслили в религиозных рамках, говорили религиозным языком и видели во всем непосредственное действие Самого Бога. Если шел дождь, то это значило, что Бог его послал. Когда урожай был хорошим, то это потому, что так сделал Бог. Но это не является ни нашим языком, ни нашим образом мышления. Мы рассуждаем в рамках закона - химического, естественного закона. Когда идет дождь, мы знаем, что это происходит оттого, что конденсируются водяные пары. В случае хорошего урожая мы объясняем это воздействием удобрений и климатических условий и погоды. В нашем образе мышления происходят странные вещи. В мире, который не может и мгновения просуществовать без Бога, мы настраиваем свои умы так, что в них не остается места для Него. Так много наших желаний исполняется кажущимся естественным образом и безликими силами, что мы потеряли ощущение присутствия великого Провидца и не замечаем Его провидения. Некоторые из нас, выросшие в сельской местности, а потом переехавшие в город, знают, как легко потерять привычку быть благодарным за пищу, и это отчасти потому, что пища поступает к нам не прямо с поля, а из магазина. Один ньюйоркский доктор сказал: "Если вы спросите у ребенка, откуда берется молоко, он и не подумает ответить вам: "от коровы", но скажет, "из бутылки". Просто спросить: "Истинно ли это? Верю ли я в это, и верят ли мои слушатели?" - не означает получить немедленный ответ. Однако не принимать во внимание этих фундаментальных вопросов - это значит говорить только к тем, кто уже полностью уверен. Хуже того, поскольку мы не хотим ни на мгновение очутиться на "скользкой дуге" вопросительного знака, мы можем превратиться в "мелких уличных торговцев, продающих" проповеди, которым они не верят сами. Община имеет право ожидать от нас по крайней мере понимания нами проблем прежде, чем мы предложим решения. Проповедник должен работать над идеями и составлять планы толкования проповедей, но одновременно честно ставить перед собой вопрос: "Примут ли слушатели это заявление за истину? И если нет, то почему?" Проповеднику советую записать все возникающие специфические вопросы и, если возможно, те мысли, которые могут привести к нахождению ответа на них. Вскоре он обнаружит многое, над чем он и его слушатели должны будут задуматься в процессе развития проповеди.
Глава 4 67
|