Стадия 6: Определение цели проповеди.
Цель проповеди заключается в том, какой результат ожидает увидеть проповедник после того, как проповедь будет сказана. Цель проповеди так же отличается от идеи проповеди, как стрела, пущенная в цель, от самой цели; так же, как реальное путешествие отличается от карты, на которой оно было отмечено; так же, как печение пирога отличается от чтения рецепта его изготовления. Если идея выражает какую-то истину, то цель определяет то, что эта истина должна совершить. Генри Уорд Бичер подчеркивал важность цели, когда говорил: "Проповедь не должна быть похожа на китайский фейерверк, который устраивают только для того, чтобы наделать побольше шума. Она подобна охотничьему ружью, и при каждом выстреле охотник должен попасть в цель". Это, конечно, в том случае, если охотник знает, на кого он охотится. Как же проповедник может определить цель своей проповеди? Он может сделать это, определив цель, с которой был написан тот текст, на основании которого он строит свою проповедь. В процессе нахождения объяснения данного текста в Писании, он должен найти ответы на следующие вопросы: "Почему автор его написал? Какой эффект, по ожиданию автора, его слова должны были произвести на слушателей?" Ни один библейский автор не брал ручку только для того, чтобы сделать "несколько подходящих заметок" на религиозную тему. Все написанное имеет прямое отношение к жизни. Когда Павел писал Послание к Тимофею, он делал это для того, "Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3:15). Апостол Иуда переменил цель своего послания уже после того, как сел писать его: "...имея все усердие писать вам об общем спасении, - признается он, - я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуд. 3). Апостол Иоанн решил описать жизнь Иисуса Христа с той целью, чтобы привести других к вере, "что Иисус есть Христос, Сын Божий", и убедить уже верующих, что они, "веруя, имеют жизнь во имя Его" (Иоан. 20:31). Как целые библейские книги, так и отдельные места из них были написаны для того, чтобы в мыслях и поступках читающих
Глава 5 83
произошло какое-то действие. Объяснительная проповедь, таким образом, должна ставить перед собой цель подобную цели, с которой был написан данный текст в Библии. Проповедник сначала должен определить, с какой целью данный текст был написан и помещен в Библию, и затем, имея это в виду, решить, что Бог хочет сделать в наше время через его проповедь в жизни слушателей. Богодухновенное Писание дано с той целью, чтобы мы были "ко всякому доброму делу приготовлены" (2 Тим. 3:16-17). Из этого следует, что проповедник должен быть способным вложить в свою проповедь то, что могло бы изменить качество жизни и помочь в любом добром деле тем, кто слушает его проповедь. Мы можем достичь нашей цели, как писал Павел Тимофею, с помощью следующего; (1) преподаванием учения, (2) опровержением заблуждений в вере или поступках, (3) исправлением того, что неправильно и (4) наставлением людей на истинный жизненный путь. Ученые воспитатели сознавали, что эффективное изложение цели выходит за рамки простой процедуры и изображает те формы видимого поведения, которые должны стать результатом учения. Изложение цели не только характеризует наше назначение и путь, по которому мы будем следовать, чтобы попасть туда, но по возможности и то, как мы можем узнать, когда мы достигнем его. Если мы не представляем себе совершенно четко, куда мы идем, мы несомненно попадем в какое-то другое место. Рой Б. Зук приводит список глаголов, особенно полезных для описания целей курса, но они также могут быть полезными во всех случаях, когда речь идет о знании и проницательности (сфера познания), отношениях и действиях (сфера поведения). Этот список мы приводим в таблице № 1.
Хотя проповедь значительно отличается от лекции, изложение цели проповеди в учебной форме делает проповедь более конкретной и эффективной. Ниже мы приводим несколько примеров изложения цели проповеди: Слушатель должен понять сущность принципа оправдания верой и быть способен написать простое определение этой доктрины. (Будут ли, на самом деле слушатели писать это определение или нет, проповедник будет говорить намного конкретней, представляя себе, что они это сделают.) Слушатель должен будет составить список духовных даров и определить, какой из них дан ему. Слушатель должен быть способен написать имя хотя бы одного неверующего и затем решить молиться лично за него каждый день на протяжении двух недель. (Если человек делает что-то ежедневно в течение двух недель, у него есть хороший шанс, что он будет это делать и несколько месяцев.)
84 Изложение проповеди
Мои слушатели должны представить себе один конкретный пример того, что они не согласны с кем-то в одном морально незначительном вопросе, а затем обдумать, как они должны вести себя в такой ситуации. Слушатели должны понять, как Бог любит их, и объяснить на каком-либо примере, как эта любовь дает им чувство безопасности. Христиане должны быть способны объяснить людям, во что они должны верить, чтобы стать христианами, и должны запланировать на наступающую неделю встречу хотя бы с одним человеком, чтобы сказать ему о Господе. Слушатели должны быть убеждены в необходимости изучения Библии и должны посещать церковный библейский класс, домашний библейский класс или библейские заочные курсы. Формулирование целей, производящих ощутимые результаты, заставляет проповедника отразить то, как должно измениться отношение и поведение. А это в свою очередь сделает его способным быть более конкретным в вопросе применения истины к жизни. В конце концов какие-то результаты все же будут. Шотландский проповедник Дэвид Смит так характеризует проповедь: "речь, содержащая какие-то побуждения". Одним из эффективных методов придания проповеди целенаправленности - это написание заключения, содержащего эту цель. Мы можем более эффективно сосредоточить свои мысли с самого начала проповеди, если мы знаем, чего мы хотим достичь.
Глава 5 85 Таблица 1
86 Изложение проповеди
|