Студопедия — Как правило, в оба направления. Вывозят постное масло, продукты картофельного производства, меха, дичь, птицу — в Петербург, Ярославль, Углич.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Как правило, в оба направления. Вывозят постное масло, продукты картофельного производства, меха, дичь, птицу — в Петербург, Ярославль, Углич.






В Аньковской (1), Ивашевской (2) и Ильинской (3) волостях имеются кустарно-промышленные заведения в следующем количе­стве:

(1) (2) (3)
     
     
     
     
__  
     
4+1    
слесарня    
   
 
   
__  
__  
 
рными промыслами занима-
(1) (2) ем
2 чел.
1 семья
2 чел. 4 чел.
4 чел. 2 чел. 6 чел.
2 чел. И чел. 3 чел.
7 чел. 10 чел. 5 чел.
17 семей 18 семей
  до 30  
семей 3 семьи
1 семья
1 семья 4 семьи
4 чел. 2 чел. 7 чел.
2 чел. 1 чел. Зчел.
28 семей
4 чел. 8 чел.
16 чел. Зчел. 8 чел.
2 семьи
__ 2 семьи 4 семьи

Заведение

Сушилка для картофельной муки

Картофелетерочное

Маслобойное для льняного семени

Мельница ветряная

Мельница водяная

Кирпичный завод

Кузница

Курень для баранок и кренделей

Валяльная теплой обуви

Постоялый двор

Выделка мыла

Литье сальных свеч

Красильное заведение

ется следующее количество жителей (семей):

Кустарный промысел Иконописный Украшение икон Стекольный (вставка стекол) Шорный

Тележно-колесный Столярный

Сколачивание ящиков и изготовление гробов Производство бочек, кадок, ведер, ушат

Изготовление глиняной посуды Шапочный

Шитье мужской одежды Шитье женской одежды Вязанье варежек и чулок Валка теплой обуви Шитье кожаной обуви Выделка кож Дубление кож

Почти все крестьяне, занимающиеся кустарными промыслами, не оставляют занятия хлебопашеством. Впрочем, иногда для этого предпочитают нанимать посторонних. В аренду землю сдают лишь


три человека (один из этих трех — житель села Аньково). [87, Ю., л.58-69]

185 В Шуйском у. развит скорняжный промысел, крестьяне занимаются изготовлением телег, повозок, тарантасов, одежды из шерсти и войлока, хомутов. Развито кузнечное и слесарное мастер­ство. В некоторых селах и деревнях специализируются на изготов­лении определенных видов изделий (изготовляют, напр., только глиняную посуду или только одежду). Тканьем миткаля занимаются повсеместно. На первом месте стоит «шубная и овчинная промыш­ленность». Всего в уезде изготавливается более 50 видов изделий различных промыслов. [1885, Ш., л.6]

185 Хлебопашество в селе Михалево играет второстепенную роль, поскольку земли малоплодородны. Крестьяне нанимаются на фабри­ки в село Иваново, а иные — шерстобиты и войлочники — уходят осенью или весной для «промыслов с лучком». [1887, К., л.1 ]

На фабриках работают почти все крестьяне села Иваново, села Тейково, г.Шуя и прилегающих к ним окрестных селений. Начинают работу на фабриках весной, при этом поля оставляют необработан­ ными, что подрывает материальный быт крестьян. На зиму фабрики закрываются по причине больших расходов на отопление, а крестьяне в этот период занимаются в качестве промысла рубкой и возкой дров.

Если в Шуйском у. заметно стремление крестьян освободиться от земли, то в Покровском, Муромском и Гороховецком уездах кресть­яне, напротив, стараются сесть на своей земле, и приобретают землю при каждом удобном случае, что в то же время не мешает развитию местных промыслов и ремесел в зимнее время. [1888, Ш., л.1-4]

Окружающие помещики, крупные землевладельцы и их управляющие

(вопрос № 186)

186 Крестьяне весьма зависимы от местного помещика, поскольку
общинные земли окружены его владениями. Крестьянские наделы
отдалены на 5 и более верст от деревни, пастбищные угодья аренду­
ются у помещика на выгодных для последнего условиях отработки.
[1, А., л.11об.]

Помещиков в крае мало: всего в Аньковской волости Влади­мирской губ., Ивашевской и Ильинской волостях Ярославской губ. девять помещиков (из них четверо — в Аньковской волости). Некоторые из них сдают землю в аренду, оставляя для себя лишь небольшой участок, для обработки которого нанимают рабочих. Только в трех имениях владельцы сами ведут хозяйство, оставляя


за собой более заметную часть земли. Участки земли, взятые в аренду у помещика, являются подспорьем для крестьян, поскольку многие из них землей не обеспечены. В аренду (только за деньги и выполнение некоторых видов работ) сдаются преимущественно покосы и участки леса. Живут крестьяне с помещиками простыми соседями, никаких «поздравлений» последним не делается. Помочи для помещиков, так же как и для духовенства, — явление исключительное. Угощение же в таком случае ограничивается выдачей на руки вина и ржаного хлеба для закуски. [88, Ю., л.12-13]

Раздел Ж. Верования. Знания. Язык. Письмо. Искусства

(вопросы № 187-301)

Верования. Воззрения на природу

(вопросы № 187-191)

187 «Небу начало там, где солнышко всходит, конец там, где — заходит». Дождь берется «из неба», но, чтобы он мог идти, «божьи слуги раздвигают небо». [3, Вл.6 л.2]

187 По представлениям крестьян, небо имеет вид громадного сводчатого потолка, соединяется с землей «по краям света». Суще­ствует всего семь небес, на последнем из которых живет Бог. Небо имеет отверстия, через которые на землю проливается дождь и выходят звезды. [30, Мел., л.1 ]

187 Представления о небе у крестьян самые смутные, некоторые представляют его себе как нечто вещественное, где обитают всевоз­можные существа. [39, Мел., л.2]

Молодой народ крестьянский интересуется явлениями природы
меньше, чем старики и особенно старухи. Ответы о воззрении на
природу, как правило, одни и те же, с убеждением в своих словах.
Например, считают, что небо твердо, как земля, да и не может быть
иным, раз по нему ездит Илья-пророк в своей колеснице. [64, Ш.,
л.1]

Солнце является братом месяцу. На луне можно увидеть двух
людей и ушат, которых связывают с библейским сюжетом о Каине
и Авеле. Кометы — «огненные змии», т.е. черти. «Звезды — свечки.
Их Бог на небе зажег». Существует примета: если при падении звезды
задумать желание, то оно непременно сбудется. Радуга — это дорога,


связывающая небо с землей, по которой души умерших попадают на небо. [3, Вл.6, л.3-4 ]

188 Двенадцать месяцев — родные братья (декабрь — старик, май — юныш). Млечный путь — дорога в Крым, звезды — горящие на небе свечи. Северное сияние — к войне. [15, Вяз., л.1 ]

188 Кометы — это ангелы, которые по велению Божьему прини­мают вид звезд с хвостом и предвещают несчастье. Падение звезды означает смерть праведника. Радуга — «дугообразная труба, которая пьет воду из морей, озер, рек и ключей», она семицветна по числу небес. Млечный путь — это Моисеева дорога.

Корреспондент приводит примеры суеверий, связанных со звезда­ми, легенду о том, почему месяц светит ночью, а солнце днем. Затмение луны и солнца, по представлению крестьян, — «напоми­нание Божье о кончине мира» и предвестник несчастья. Считается, что избежать беды можно, если надеть чистое белье, зажечь пасхаль­ные свечи и окурить себя ладаном. [30, Мел., л.2-7 ]

188 По народному мнению, радуга упирается концами в воду и пьет ее. Если зимой появятся «столбы около луны» — это считается предвестником несчастья (напр., эпидемии или войны). [39, Мел., л.З]

188 В народе считают, что радуга пьет воду из болот, а звезды будут падать при конце мира в виде серебряных кружочков как предзнаменование Страшного суда. [46, Мур., л.1 ]

Солнце — огненный шар, что вертится около земли; луна —
шар поменьше и потемнее; звезды — младенческие душеньки и души
праведных людей, которые смотрят с неба на своих родственников.
О планетах и созвездиях народ никакого представления не имеет.
Считают, что радуга бывает к ненастью. [64, Ш., л.1 ]

Гроза оттого, что Бог черта гоняет. Приметы, связанные с
грозой: чтобы молния не ударила в дом, к стене ставят черемуховые
и рябиновые колья; если первый гром был до Троицына дня, то
урожай будет хорошим; вода после первой грозы считается целебной
(при болезни глаз). [3, Вл.6, л.5]

189 Три брата-ветра живут в избушке в лесу. В народе ходит рассказ о том, как ветер «разнес» у мужика по дороге всю муку, а его «злая баба» — жена отправила мужика на розыски. Он попал в избушку к матери трех ветров и получил от брата-ветра, виновника его несчастья, кошелек. Из кошелька вышли два молодца с плетьми и проучили жену мужика, чтоб впредь не ругалась. [15, Вяз., л.1 ]

189 Гром и молния происходят от колесниц, на которых по небу разъезжает Илья-пророк. Крестьяне убеждены, что пожар, возник-


 




 


объясняют историю праздников). Поступив на фабрику, забывают все, кроме любви к чтению. Поэтому многие, обзаведясь семьей, покупают для детей книги, которые читают и сами, и азбуки, по которым готовят своих детей к школе. Есть приходская библиотека, присланная в дар для окончивших школу, ею постоянно пользуются. В приходе открыта небольшая народная библиотека на средства общества трезвости и с разрешения архиепископа Владимирского и Суздальского, «но вообще видимое приложение к жизни, так сказать, польза грамотности только еще зачинается». [60, Ш., л.5-5об. ] 432 С 1897 г. в селе есть школа. [49, Мур., л.1 ]

В погосте Ильинское-Телешево с 1875 г. работает церковно­
приходская школа. Священник погоста — учитель и законоучитель,
псаломщик выступает в роли помощника. Отношение учащих к
ученикам строгое и серьезное, а вне класса — взаимно ласковое,
близкое, имеющее домашний, семейный характер. Ученики ведут
себя солидно. Два раза в год в школе бывают ревизии со стороны
уездного наблюдателя — священника и раз в год со стороны епар­
хиального наблюдателя, тоже священника. Независимо от этого
ревизует также местный благочинный. Со стороны ревизующих лиц
отношение к учителям «благородное» и сочувственное, к ученикам
же — отеческое, поэтому «запуганность учащих и учащихся при
одном слове „ревизор" уже составляет предание». [60, Ш., л.5об.-6 ]

В школе учится 40 душ: 33 мальчика и семь девочек. Ежегодно
школу заканчивают три-четыре человека. [60, Ш., л.6]

Крестьяне сожалеют, если по причине отдаленности школы,
бедности, невозможности обойтись в хозяйстве без детей им не
доводится отдать ребенка в школу. Приводится рассказ о мальчике,
отец которого был полусумасшедшим, а мать и бабушка собирали
милостыню. У мальчика не было шубенки и сшить ее было не на
что, но нашелся купец, который «подал полушубок». Мальчик
вернулся в школу, но не доучился, поскольку был отдан в подпаски.
Довольно часто местные крестьяне посылают своих детей в школу с
7 лет, считая, что пусть лучше сидят в классе, чем болтаются без
дела. [60, Ш., л.б-боб. ]


Раздел К. Выходящие из ряда обстоятельства

(вопросы № 437-491)

Общественные бедствия

(вопросы № 437-440)

О войне с турками помнят лишь те, чьи односемейники в ней
участвовали. Приводится рассказ солдата о войне с турками: как
вступили на Балканы, так пошли дожди, стали гнить сухари, точно
Богу неугодное дело сделали. А в деревнях матери сорокоуст несли
(служили по 40 молебнов), употребляя в пищу только хлеб и воду.
[58, Ш., л.1 ]

Крестьяне Шуйского уезда сами голода не испытали, голода­
ющим жертвовали немного деньгами. [58, Ш., л.1 ]

439 Во время эпидемий холеры в селе Ляхи умерло 27 человек.
Пытаясь уберечься, мужчины пили настоенную на перце водку, а
женщины молились в церкви по ночам. Жалобное пение их, похожее
скорее на вопли, было слышно издалека и производило тяжелое
впечатление, а стоящему поблизости хотелось им подтянуть: «Пре­
святая Богородица, спаси нас!» Только в церкви чувствовали себя
спокойно.

Считается, что холера не проникает в село, опаханное сохой, с приговором: «Мы не ангелы, не архангелы,/ Мы апостолы, с неба отосланы,/ Чудо видели, чудо слышали». Описан случай опахивания в дер. Крутая. По мнению крестьян, холера, представляемая как некое злое существо, не сможет перейти через эту заколдованную черту. [45, Мел., л.1-2]

439 Случаи заболевания холерой в 1892 г. были редко (пострадало
восемь человек). Одни люди считали холеру божьей карой, другие
были убеждены, что болезнь занесли англичане, чтобы «переморить
быстро размножающийся русский народ». [58, Ш., л.1 ]

440 Одним из наиболее действенных средств против холеры
считается ночное опахивание деревни силами вдов и девиц. Кроме
этого, окуривают помещения ладаном и можжевельником. [58, Ш.,
л.1]

Общественный разлад

(вопросы № 441-443)

442 Бунт понимается однозначно: как фабричный. Местные кре­стьяне в подобных бунтах принимают участие. Описывается общая


 




,


картина фабричного бунта. Недовольные фабричными порядками (платой, штрафом, управляющим) принимают соглашение бросить работу. Ходят после этого пьяными по городу, толпятся, угрожают хозяевам. В ответ власти присылают роту солдат (казаков). Зачин­щиков забирают и после почти всегда увольняют. Иной раз рабочих все-таки выслушивают, делая им уступки.

Следует конкретный пример бунта. В декабре 1897 г. хозяева грозились устроить работу в праздники (речь идет об Иваново-Воз-несенске и Шуе). Рабочие бросили работу. Праздники не пропали, но солдат в городах оставили до лета. Особую злобу рабочих вызвал управляющий фабрики Каретникова, англичанин по происхожде­нию. Его убили, а дом разграбили. Затем последовала судебная расправа и ссылка виновных в беспорядках. Народ, однако, не испугался и «чуть что несправедливо, опять готов повторять бунты». Тот же народ тих и миролюбив, если не встречает притеснений и видит хорошее обращение и сочувствие со стороны хозяев фабрики. Были еще в Шуе «запрещенные сходбища, на коих фабричные под руководством людей из других сословий разсуждали как бы на артельных началах открыть свою фабрику без гнета разных управ­ляющих... но были скоро накрыты полицией и разогнаны». Участ­вовала в этих сходах исключительно молодежь, старики же, напро­тив, их от этого удерживали. Участники сходов постов не соблюдали, открыто ели скоромную пищу, но в церковь, однако, ходить не перестали. [58, Ш., л.2-3]

443 Раскольники есть во многих селениях (Иоакиманской, Серге­евской, Афанасьевской и Дуниловской). Раскольники завлекают православных кротким обращением и материальной помощью, одна­ко большинство крестьян ее не принимает. При этом к расколу вообще относятся с состраданием. [58, Ш., л.З]

443 Раскольников довольно много в окрестностях г. Шуя, они, как правило, зажиточны, а некоторые даже богаты. Раскольники стара­ются женить своих сыновей на провославных девушках, подкупая последних посулами о «медовом» житье и почти всегда добиваясь цели. По выходе замуж девица сама меняет веру и становится раскольницей. [96, Ш., л.5]

443 В деревнях, принадлежащих к приходу села Михалево, встре­чаются раскольники поморской секты (всего 10 мужчин и 44 жен­щины), которые живут «безбрачно, хотя и блудно, не считая то грехом, именуя же прелюбодейство взыгранием плоти».

Раскольники отличаются от православных тем, что крещение в церкви считают осквернением и перекрещиваются (каким образом —


неизвестно); молятся двуперстным крестом и не молятся за царя; не любят тех, кто курит табак. Есть некоторые отличия и в одежде: женщины кичек не носят, повязываются черными платками, «не перегибая их с края на край, а просто под шею подвязывают одну сторону платка, а другую спущают по спине».

Живя с православными в одной семье, раскольники едят из своих чашек и своими ложками, так же как и «винцо попивают своими медными стаканчиками». [1887, К., л.9]

Переселение

(вопрос № 444)

444 Переселений никогда не было. [58, Ш., л.З]







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 516. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия