Студопедия — СООБЩЕННЫМ КОРРЕСПОНДЕНТОМ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СООБЩЕННЫМ КОРРЕСПОНДЕНТОМ






Н.П.ДРУЖИНИНЫМ»

Дело № 80

138, 169, 362 В деле, помимо оглавления сделок и договоров, составленного для всего приложения, содержатся, в частности, копии со следующих документов (номер перед названием указывает на номер копии документа в деле, год в конце — на время составления документа):

№ 1. Завещание, составленное вдовами села Аньково, Моховой и Суриковой, в пользу Аньковского приходского попечительства (1890 г.).

№ 2. Духовное завещание крестьянки Жиделевой из дер. Дягилеве) Аньковской волости в пользу Троицкой церкви (собственную землю) и в пользу золовки (дом и движимое имущество) (1897 г.).

№ 3. Договор о выделе крестьянином дер. Якшино Аньковской волости Кириловым доли имущества пасынку (1893 г.).

№ 4. Условие между отцом и сыном Блудовыми из дер. Перлевка Аньковской волости о совместной жизни в проекте будущего раздела имущества, в том случае, если «встретится в семейной жизни неприятность» (1890 г.).

№ 5. Об имущественном разделе отца и сына Моториных из села Аньково в случае добровольного отхода последнего (1898 г.).

№ 6. О приеме крестьянином села Аньково Ермолаевым к себе в дом зятя Пучкова и о выделении ему имущества, с тем чтобы последний «признавал», поил и кормил до смерти, а затем похоронил и помянул Ермолаева и его жену (1891 г.).


 


1 Копии с документов, включенные в дела № 80-83, 89-93, содержат ответы на несколько вопросов программы одновременно. По этой причине описания названных дел приводятся без разбивки на отдельные темы (нумерация дел и внутреннее расположение копий сохранены согласно описи архива РЭМ).


Раздел И. Сближение полов. Брак. Отклонения от законного брака

(вопросы № 389-422)

Достижение половой зрелости (вопрос № 389)

389 Пора половой зрелости наступает в 14-16 лет. Девушки внешне ее стыдятся, однако между собой этим «выхваляются». Парни цело­мудрия не хранят. Из шестидесяти особ женского пола более десяти, по подсчетам корреспондента, помогают утрате невинности парням. \ На это смотрят сквозь пальцы, однако девушку, потерявшую невин­ность, как правило, не сватают. Парней женят обычно в полугодки — - семнадцать с половиной лет. [23, Мел., л.4-7]

389 Парни достигают половой зрелости в 15-16 лет. [40, Мел., л.2]

389 Возраст достижения половой зрелости для девушек 15 лет, для парней — 16 лет. Родители эти перемены воспринимают спокойно и не препятствуют гулянию по ночам. [47, Мур., л.1 ]

389-391 «Ноября четвертого года 1900», 3 часа пополудни. Встре­чается дочь с подругой. Мать сердится, не пускает из дому дочь, которую зовут посмотреть на пропой у Клековых. Следует запись разговора матери с дочерью. Мать говорит, что пора уже «статитца»: уж 17-й год пошел, да и честь можно прогулять. Все же дочь с подругой уходят из дому, идут к месту гульбы. Запись разговора девиц о милом одной из собеседниц, имя которого стараются держать в тайне. Запись разговора парней между собой об измене девушки. Затем беседа идет о том, что старики жить мешают: не пускают гулять. Парни поют: «...Едят блохи, вши кусают;/ Стары люди жить мешают». После говорят о девицах, об их достоинствах и недостатках, «Нам бы работать была годка», — рассуждают парни; хорошо, конечно, чтобы девка при этом была «славная» и на лицо «ничево». Девичьи «габариты» их не особенно прельщают: «Велика Федора, да дура». Описывается встреча парней и девиц у амбара. Отношение парней к девицам грубовато-вольное (поощрительное замечание «аи да девка» сопровождается ударом кулаком по спине избранницы), на что девицы притворно сердятся. На подобных встречах бывают песни, пляски, исполняются частушки, но в основном непристойного содер­жания (напр., «Милашка моя,/ Уважь-ка меня!/ Если будешь уважать,/ Я с тобой буду лежать»). Бывают и игры, например, в кондалы. Игра состоит в том, что девица выкликивает себе парня —


«расковывает кондалы». Запись разговоров девиц с парнями с глазу на глаз. Одна из тем: если возраст не вышел и жениться не можешь, то и встречаться незачем. [49, Мур., л.13-24об. ]

389 Половая зрелость наступает незаметно, в свой срок. Относятся к этому «запросто», а узнают об этом чаще всего случайно: так, например, если девушка в воскресный день не идет в церковь, то объяснять никому ничего не приходится. Посторонние скажут о такой девушке, что она уже «на себе носит» [50, Сузд., л.7]

389 Парни вступают в пору половой зрелости в 17-18 лет,
девушки — в 16 лет. На это смотрят как на естественное событие и
советов при этом не дается. Некоторое изменение в отношении
взрослых к совершеннолетней молодежи проявляется, например, в
том, что парня вместо Иванко будут называть Иваном — дескать
уже взрослым стал. [59, Ш., л.1 ]

Сближение молодежи

(вопросы № 390-392)

390 Сближение молодежи происходит в основном осенью и зимой,
на улице, в кругу хоровода или при гуляньях по селу. Бывают
вечерние собрания молодежи, для которых специально откупается
дом. Играют в слона (по условию игры возможны поцелуи, «без чего,
конечно, они бы не были допущены»), поют песни под гармонь. На
таких вечерах девушки в складчину устраивают угощение. Вдов и
посторонних (в том числе родителей) на подобные вечера не допу­
скают. Случаются драки, иногда серьезные, причиной которых
является жажда первенства из-за «хождения в первой паре хоровода».
[8, Вл., л.16об.-17]

390 Летом в будние дни встречаются на улице (у дома, в поле, на погосте), в праздники — на хороводах и играх. Зимой встречи происходят на посиделках (парни начинают присутствовать с 14-15 лет, вдов, замужних и женатых не бывает), где играют в карты, прятки кумоцки, жмурки, поют песни, рассказывают сказки. Парней из соседних деревень пускают только за угощение. [23, Мел., л.7-10 ]

390 Встречается молодежь везде: летом — на улице, зимой — на посиделках. [40, Мел., л.2]

390 Сближается молодежь в праздничные и воскресные дни, летом — на улице, во время хороводов, зимой — на посиделках (сюда приходят парни с 15 лет, девицы — с 14 лет, бывают и молодые вдовы). На посиделки из других деревень приходят редко: хватает своих «гуляк». Приводятся тексты исполняемых на посиделках песен:

«Строили, строили мой милый казаки,/ Соловушка, соловей, что


ты не весела». (О милом, который вино пьет и табак курит «во Париже».)

«Чудный месяц, плывет над рекою/ В объятия ночной тишины». (Страдания о милом, который изменил с другой.)

«Сьизмаленеинька девченка уродилась хороша,/ Лицом бела, брови черны, развеселы ее глаза». (Девушка радуется от испытыва­емого ею чувства любви к парню.)

Приводятся также тексты песен-прибауток, под которые устраи­ваются пляски. [47, Мур., л.1-3]

390 Сближаются молодые люди на улице, при гулянье, на хоро­водах. Посиделок не бывает. Встречаются в основном по воскресень­ям, при этом парни «пиликают на один лад» песни, аккомпанируя себе на гармонике и бубне. Приводится 50 куплетов песен, исполня­емых на манер частушек. Например:

«Ты, миленок, не балуй/ При народе не целуй/ Поцелуй наедине/ Помилее будет мне».

Девушки собираются отдельно и также поют песни на завалинках, поют, «сцепя зубы и ужавши губки», почти не выговаривая слов. Пение же получается визгливое, тягучее и монотонное. Приводятся записи исполняемых ими песен (около 50 куплетов). Например:

«Уж ты луговка луговая,/ Уж ты где спала ночевала?/ Я спала, спала ночевала/ Под ракитовым под кусточком». (О том, как девушка год ждет милого.)

«Скрылось солнышко из глаз/ За лес закатилось». (О страданиях от любви.)

«У мово-то у милово/ Ведь с карнизцем изба». (О тоске по милому другу, который уехал в странствие.)

Кроме того, теперь уже девицы и «парневы» песни поют. По вечерам парни и девушки сходятся вместе. Женатые гуляют отдельно (женщины своей компанией, мужчины — своей). Солдатки, у кото­рых свои песни, также гуляют и собираются отдельно, приводятся примеры исполняемых ими песен:

«Заграничный полушалок/ Черная середка/ После милаго оста­лась/ Круглая сиротка».

Пожилые крестьяне собираются своими партиями и «балясы то­чат». Вообще в хороводах девиц и молодых женщин бывает 40-50 человек, в то время как парней — 3-5 человек. Девушки выходят на общее гулянье с 15 лет (до 15 лет это — поддевье), парни — с 16 лет. Молодежь из соседних деревень приходит лишь в храмовые праздники. Девицы нередко получают тумаки от местных парней за знаки внимания, оказанные пришлым молодцам. [50, Сузд., л.7-15]


390 Молодежь видится каждый день, но мимолетно. Продолжи­тельные встречи бывают в праздники. Летом после обеда и обедни молодежь идет в соседнюю деревню или собирается в своих излюб­ленных местах (на берегу реки, в лесу). Устраивают качели, гигант­ские шаги, водят хороводы, играют на гармошке. На такие гулянья ходят начиная с 16 лет. Вдовые и женатые на хороводах бывают, но сами непосредственно участия в них не принимают. Идя в соседнюю деревню на гулянье, парни несут водку для местных парней. Зимними вечерами молодежь собирается на беседы, откупая за 50 к. избу. Эти беседы бывают с чаем, сластями для девушек и с вином для молодцев, устраиваются песни и танцы. Чай, десерт и вино покупают всклад-чину. Молодежь из других деревень на зимние гулянья не ходит (исключения бывают в святки или на масленицу). К ухаживаниям чужих парней за девушками своей деревни парни относятся спокой­но, если эти ухаживания не слишком заметны. При заметном ухаживании может возникнуть драка. [59, Ш., л.1-1об. ]

390 Сближение молодежи сопровождается исполнением песен.
Приводятся тексты исполняемых песен. Обычные уличные песни:

«Гуляла я девочка/ во садочке,/ Наколола ножиньку/ на былин­ку». (О том, как девушку хотят выдать замуж.)

«Не сходить-ли нам, подружки/ В зеленую рощу».

«Я сижу и любуюсь тобою,/ Все тобой, дорогая моя». (Приведен один куплет песни.)

Песни, исполняемые на посиделках, так называемых ходовые, при исполнении которых «ходят и целуются тогда, когда песня укажет»:

«Шла я мимо сада/ Видела барашка».

«Как по нашей речке/ Плыли две дощечки».

«По тем травкам, по муравкам/ По тем летним дорожкам».

«Светит месяц на жемчужное кольцо,/ У красавицы девицы разгорелося лицо».

«Хотела меня мать/ За Ивана отдать/ У Ивана в саду яма/ Постоянно буду пьяна». [61, Ш., л.1-2об. ]

391 Каждый парень не моложе 17 лет выбирает себе девушку,
выбор свободен, если же парень придется не по нраву, то девушка
может «не стоять» с ним. Девушки ценят в парнях силу, ловкость,
умение красноречиво говорить и играть на гармони. Одежда также
играет не последнюю роль. Эталон красоты парня: гордая поступь,
смелый вид, высокий рост, кудрявые волосы. Эталон красоты девуш­
ки: плавная походка, скромный взгляд, высокий рост, густые волосы,
«полнота, круглота и румянец лица». Парень считает себя неким
«распорядителем поступков» выбранной им девушки, в ходу наказа-


 




ния за неповиновение девушки, даже побои. Однако на людях вольности или грубость не проявляются. [8, Вл., л.17-18об. ]

391 При ухаживании парни подчеркивают свои достоинства, девушки — красоту, наряды (показатель красоты девушки — румя­нец). Ухаживания сопровождаются некоторыми вольностями — «хва­таниями», разного рода намеками, но ухажеры платьев не поднима­ют. Добрачные связи возникают, их внешне порицают и потому приходится скрываться. Честь девушки ценится высоко, поэтому лишение невинности считается позором, но в то же время опозорив­ший не несет за свой поступок никакой ответственности. Наблюда­ется упадок нравственности, особенно на фабриках. На половую связь девушки с зажиточным парнем смотрят снисходительно, однако имеющие таковую на посиделки не ходят, боясь быть осмеянными. Браки по любви явление редкое. [23, Мел., л.10-15]

391 Сближение молодых людей происходит особенно заметно летом. Встречаясь на улице, ходят попарно, ведут беседы. Это называется стояньем, которое означает сближение. Бывают случаи непозволительных действий со стороны парня, тогда девица визжит. Девицы начинают следить за своей одеждой, походкой, речью начиная с 17-18 лет, причем стараются лучше работать, чтобы не вызвать нареканий со стороны «зорких в это время матерей женихов». [40, Мел., л.2-3]

391 Под ухаживанием понимают предпочтительное внимание к отдельной девушке, поднесение ей гостинцев. Достоинствами парня считаются удальство и ловкость. Девушки заманивают парней на­рядной одеждой. Парни ценят в девушках смирение, доброту и хозяйственность. Общение и поведение молодежи отличается свобо­дой, даже днем позволяют себе объятия, ночью же допускаются все «безобразные вольности». Отношение родителей к подобному пове­дению самое безразличное, а в иных случаях родители сами посылают детей на «гульбища». [47, Мур., л.З]

391 Парни во время гулянок допускают по отношению к девушкам вольное обращение, садятся к ним на колени, позволяют себе «хватания». Красота в девице не главное. Главное — это рост, дородство, толщина девки, потому, чтобы казаться выше и толще, набивают соломы в сапоги, надевают побольше одежды. В парне ценится рост, дородство и свежий, румяный цвет лица. Похвала жениху: «Какой у тея, Дуняха, жених-то, ровно бык здоровый, большой, краснорожий!» Грубость при ухаживаниях позволительна, старшие на подобые вещи, как правило, смотрят сквозь пальцы, но


некоторые отцы загоняют молодежь домой еще в сумерки. [50, Сузд., л.15-16]

391 У каждой девушки есть парень, который называется играль-
щиком.
Ему она дарит носовой платок, а он подносит ей колечко.
Парни соперничают, носят галстуки, часы, трости. Девицы стараются
выделиться модным платьем, лентами, пользуются румянами. Кра­
сивой считается девица, если она высокая, полная, с небольшими
глазами и недлинным носом (привлекательность парня определяется
теми же признаками).

В первые часы встреч молодежь ведет себя сдержанно, после хороводов позволяют себе развязные игры и разного рода вольности. Девица сердится, если ей запачкают платье или сорвут с головы платок. Вечером парни и девицы любезничают наедине, каждая девушка со своим игралыциком. Отношение родителей к вольностям, которые позволяют себе их дети, снисходительное: «сами так гули­вали». [59, Ш., л.1об.-2]

392 Добрачные связи имеют место, но тщательно скрываются и не
рассматриваются как повод для женитьбы. Ночное или вечернее
время прикрывает вольности и греховность поведения. Беременность,
как правило, стараются «прикрыть венцом». В богатых семьях честь
девушки ценится высоко: ей не позволяется не только «стоять» с
парнями, но и гулять по вечерам. [8, Вл., л.18об.-19об. ]

392 Случаи утраты невинности до свадьбы бывают, но парень в таких случаях часто берет «вину» на себя и женится. [47,Мур., л.З]

392 До половой связи отношения доходят редко, но особого позора в том нет. За 5-10 лет известен лишь один случай беременности в досвадебную пору. Парень редко когда женится на такой девице, незаконнорожденного младенца или подкидывают, или растят ее родители. [50, Сузд., л.16]

392 «До греха» дело доходит редко, поскольку честью девичьей
дорожат, впрочем, в последнее время случаи ее утраты увеличива­
ются — сказывается влияние фабрики. В редких случаях парень
женится на забеременевшей и фактически погубленной им девушке.
Такая девица достанется лишь вдовцу. В народе считается грехом
для девушки сойтись с человеком, который выше ее по положению
в обществе. [59, Ш., л.2об. ]

Обстоятельства, предшествующие браку (вопросы № 393-409)

393 Вступление в брак считается необходимостью: щелек (т.е.че-
ловек, — прим. авт.) должен тогда помереть спокойно, когда


 



|(> Заказ.Ч(Ю."|



произведет подобного себе» и непременно в законном браке. Сожи­тельство в народе почитается за грех. [23, Мел., л. 15]

393 С понятием о брачном союзе связывается чаще всего намерение определить молодежь, «обстепенить и обсеменить», чтобы она «зря не болталась». Судьбе в этом деле придается существенное значение, [47, Мур., л.З]

Брак крестьяне считают средством «сбыть с рук» детей, а с
ними и ответственность, а уж после свадьбы — «как хотят». Невест
долго не ищут, ибо «уж какая суждена, той не минуешь». [59, Ш.,
л.2об. ]

Один из мотивов брака — недостаток рабочих рук, при этом
взаимное влечение далеко не всегда служит побудительной причиной
для заключения брака. В невесте ценятся красота, нравственность,
работоспособность и имущественный достаток, который более всего
учитывается при выборе жениха, не последнюю роль играют также
трезвость и трудолюбие. В ходу правило: «ломи дерево по себе». [8,
Вл., л.19об.-20об.]

394 При заключении браков главную роль играют имущественные соображения, но наряду с этим в невесте ценится более всего способность к работе, здоровье и девственность, в женихе — трезвость и родство (синоним богатства). Корреспондент приводит несколько пословиц и поговорок, отражающих взгляд народа на брак, например: «от осинки осинка, от дубка дубок». [23, Мел., л.16-17]

394 Достоинства невесты: красота, способность к труду, прилежа­ние, богатство одеждой. Достоинства жениха так тщательно не взвешиваются, хотя при этом девушку из зажиточной семьи не отдадут за бедного парня, урода или же пьяницу. [40, Мел., л.З ]

394 Главная роль брака в том, что в доме появляется лишняя работница. Влечение молодых друг к другу — дело второе. Отсюда более всего в невесте ценится дородность, ловкость в работе, да еще красота. Нравственные качества от первостепенных отодвинуты. В парне главное, что он трудолюбив и непьющий, т.е. пьет, конечно, но как все. Играет роль также имущественное положение родителей (что называется «живут гожа»). [47, Мур., л.3-4]

Парень может указать на девицу, которая ему нравится, но, как правило, невесту подбирают для парня родители, увидев, что нужны лишние руки или что парень слишком «зло гуляет» (при этом «рубят дерево по себе»). В невесте ценятся сила, способность к работе, приданое и уже в последнюю очередь нравственные качества. В женихе ценится семья, откуда он родом (численность этой семьи, достаток, дом и обзаведение), личный заработок, трезвость и кроткий


нрав. Про красивого, но бедного парня говорят: «Хорош грибок, да не у места вырос». [59, Ш., л.2об.-3]

395 Возраст вступления в брак для парней согласно обычаю — 21 год и старше. Ранние браки бывают как исключение. Девушки выходят замуж «по случаю», преимущественно от 17 до 23 лет. Строго соблюдается очередность: дочери выдаются замуж по старшинству. [8, Вл., л.20об.-21об. ]

395 В брак вступают в семнадцать с половиной лет. Парни нанимаются матросами на пароходы и барки, при этом женатые высылают домой денег больше, чем холостые. В семьях существует очередь выдачи замуж дочерей. Разница лет не является препятст­вием к заключению брака, поэтому жених часто бывает моложе невесты. Брак для мужчин считается «уместным» до 50 лет, для женщин — до 45. [23, Мел., л.17-18]

395 Парни вступают в брак в 18-20 лет, девицы — в 16-18 лет. После 20 лет девице становится трудно выйти замуж. В отдельных случаях последнюю неделю перед венцом невеста работает в семье жениха. [40, Мел., л.З ]

395 Возраст вступления в брак для парней — 18 лет, для девушек — 16-18 лет. Младших дочерей раньше старших замуж не выдают. Возрастному соответствию значения не придается. [47, Мур., л.4]

395 Парней женят до призыва, т. е. до 20 лет, чтобы привязать к дому, девиц выдают замуж с 18-23 лет, чтобы дольше пользоваться их заработком. Очередность при выдаче замуж дочерей соблюдает­ся — «через сноп не молотят». [59, Ш., л.З]

Предпочтительным возрастом для вступления в брак является:
для парней — 18-20 лет, для девиц — 16-20 лет. Разница в летах —
не препятствие для заключения брака, даже напротив, если невеста
старше на несколько лет жениха, то это считается к лучшему, ибо
в таком случае она физически лучше развита. [1884, Ш., л.1 ]

Родительское благословение на брак считается необходимым. Благословляют накануне венчанья. В переднем углу сидит жених, по правую руку от него — отец и мать, по левую — крестные родители. Некоторое время все сидят молча, затем отец жениха берет хлеб, на который ставится соль и икона, и становится вместе с матерью лицом к дверям. Перед ними на овчину становится жених, кладет три земных поклона, затем целует икону, хлеб, отца и кланяется. Отец в это время крестит сына иконой, после чего икона и хлеб передаются матери, которая в свою очередь благословляет сына. Крестные также благословляют образом, купленным специаль­ но для этого случая. Подобным же порядком благословляют невесту.


 




.


Согласие большака на брак требуется (даже если он не является отцом жениха), но благословляет он, только если нет в живых родителей. [8, Вл., л.21об.-22об.]

396 В Домнино парни и девушки не вправе сами выбирать себе супругов. Это делают родители, крестные, опекуны или попечители. При женитьбе сына решающий голос имеет отец, при выдаче замуж дочери — мать. [23, Мел., л. 19]

396 Брак разрешают и благословляют родители. Следует описание сватовства, при котором сваха выступает в качестве посредника. В случае отказа жениху сплетням нет конца. Сватовство завершается пропоем невесты. [40, Мел., л.3-4 ]

396 Брак разрешается и благословляется родителями (при согласии всех односемейников), причем согласию матери придается большее значение. [47, Мур., л.4]

396, 398 Женят и выдают замуж только с родительского благосло­вения, причем согласие матери столь же важно, сколько и отца. Сироту благословляет большак или опекун. [59, Ш., л.З]

Согласие на брак родителей (либо опекуна, воспитателя или
ближайшего родственника) необходимо. Согласие это выражается в
том, что родители жениха едут в дом к невесте, где происходит общая
молитва, после чего молодые люди считаются сосватанными и их
называют женихом и невестой (обряд этот именуется также руко­
битьем). [1884, Ш., л.1-2]

Браков убегом не бывает, однако были случаи, когда родителей
вынуждали дать согласие на брак. Приводится пример подобного
замужества. [8, Вл., л.22об.-23 ]

397 Браков убегом не бывает. [23, Мел., л.20]

397 Браков уходом или убегом не бывает. [47, Мур., л.4]

397 Браков уходом (своевольных) не бывает. [59, Ш., л.З ]

Браки без ведома родителей (уводом или тайком) бывают
крайне редко, а если и случаются, то «дело это большею частью
оканчивается миром». [1884, Ш., л.2]

При заключении браков между сиротами в качестве родителя
выступает специально выбранный на сходе человек. Богоданных
родителей вступившие в брак дети забывают. [23, Мел., л.20]

398 Сирот женят при участии соседей и знакомых. [47, Мур., л.4 ] 398 При отсутствии каких-либо родных или крестных, сироты принимают благословение от чужих людей, соседей, при этом по­следних почитают как родителей, считая их дом своим. [59, Ш., л.З] 398 При заключении брака между круглыми сиротами в качестве родителей выступают воспитатели. [1884, Ш., л.З]


399 Семейные советы собираются два раза: для подсчета свадебных трат и перед смотринами невесты. На семейных советах обсуждаются вопросы о количестве столовых денег, об ответных дарах. Догово­рившись обо всем, пропивают невесту. [8, Вл., л.23 ]

399 Семейные и родственные советы собираются по мере необхо­димости и для решения тех или иных спорных или сложных вопросов (в случае имущественного неравенства жениха и невесты, если первый или последняя являются сиротами или родом из разных деревень, а также в случае предстоящей воинской повинности). Роль семейного совета довольно велика: здесь обсуждаются свадебные расходы, сколько денег уйдет на серьги и т.п. [23, Мел., л.20-21 ]

399 Когда имеет место сватовство, тогда собираются и семейные советы. [47, Мур., л.4 ]

399 Родственные советы собираются в случае возникновения
спорных вопросов, препятствующих браку (напр., многочисленное
семейство, нетрезвое поведение), ибо «ум хорошо, а два лучше». [59,
Ш., л.З]

400 Браки по сговору родителей, без обоюдного согласия жениха
и невесты редки. Бывают случаи отказа невесты от выбранного
родителями жениха (если она еще не сосватана). Жених имеет
больше прав в этом вопросе. [8, Вл., л.23-24об. ]

400 Поскольку браки устраиваются лишь по согласию родителей, то браков по обоюдному желанию жениха и невесты не бывает (невесту часто ставят в известность, что ее запили, т.е. просватали). Отказов от венчанья нет, говорят: «Я бы и тово, да воля батюшки мово». Имеют место случаи неравных браков. [23, Мел., л.21-23 ]

400 Браки без обоюдного согласия жениха и невесты редки. Как правило, все заранее выбирают «милого». Браки, неравные по иму­щественному положению сторон, случаются редко. [47, Мур., л.5]

400 Браки без согласия жениха и невесты случаются, и нередко. Девушки при этом более беззащитны. Случается, что подобные браки приводят к прелюбодеянию той или другой стороны, и живут тогда «на одно горе». Отказов от венчанья, несмотря на все это, не было. Браки богатых с бедными заключаются очень редко, «богатые род­нятся с богатыми, а бедные — с бедными». Исключения бывают в том случае, если против богатства ставятся высокие нравственные качества, физическая сила, малосемейность жениха или невесты. [59, Ш., л.3-3об.]

400 Случаются браки по соглашению родителей и даже по при­нуждению; они в основном бывают по причине неравного имущест-


 




венного положения вступающих в брак. Подобный брак часто имеет своим следствием пьянство и распутство в семье. [1884, Ш., л.2-3]

401 Кроме уродства браку препятствуют разгульная жизнь или чрезвычайные обстоятельства. [8, Вл., л.24об.-25]

401 Вступлению в брак препятствуют болезни, физические недо­статки и обеты. Разница возрастов и имущественное неравенство не играют решающей роли. [23, Мел., л.24]

401 Препятствием к вступлению в брак могут служить венериче­ские болезни. Холостяков в селе нет. [47, Мур., л.5]

Имели место два случая безбрачия на религиозной почве.
Вообще же, препятствием для вступления в брак служат физические
недостатки. [59, Ш., л.Зоб.-4]

Народной совестью запрещены браки в третьей, четвертой и
даже пятой степенях родства и свойства. Нарушить духовное родство
и свойство — меньший грех, чем переступить через кровное родство.
Так, считается возможным вступление в брак приемных детей с их
усыновителями и детьми последних. [23, Мел., л.25]

402 Родственных браков — как по кровному, так и по духовному родству — не бывает, ибо это грех, за который последует наказание Божье. [47, Мур., л.5]

402 Кумовья, так же как приемные дети, между собой не женятся. Не считается за грех вступление в брак в тех степенях родства, при которых брак разрешается церковью. [59, Ш., л.4 ]

Браки допускаются не ближе шестой степени родства, правда,
случаются иногда и в пятой, но только с разрешения духовенства.
Родство духовное (кумовство) уважается не менее плотского. [1884,
Ш., л.1]

Брак между раскольниками и православными допустим. На
сожительство, не благословленное церковью, смотрят как на блудное.
Чтобы обвенчаться в церкви, раскольнику нужно принять правосла­
вие, но идут на это лишь по крайней нужде. [8, Вл., л.25-25об. ]

403 Браки запрещены между однофамильцами (жителями одного села), между православными и иноверцами или сектантами. [23, Мел., л.26]

403 Между православными и раскольниками браков не бывает. [47, Мур., л.5]

Браки между однофамильцами, проживающими в одном
селении, по народным понятиям, позволительны. Браков с расколь­
никами стараются избегать. [59, Ш., л.4]

Письменные брачные контракты отсутствуют, договоры за­
ключаются в устной форме при свидетелях, после «рукобитья».


Условливаются о количестве платы за невесту, «столовых» деньгах, дарах. За отданные «столовые» деньги жених получает от невесты заклад — часть ее одежды. [8, Вл., л.25об.-26]

404 Оговариваемые перед браком условия имеют самый различный характер: выговор «на серьги», сумма денег на дары, ограничение на участие в семейных работах (молодая в течение года не должна топить баню, прясть и ткать на свекровь); выговор с отца жениха на одежду невесте, время свадьбы, продолжительность пира. Названные условия носят характер устного договора. [23, Мел., л.27-28 ]

404 Условия перед браком заключаются словесные, («на совесть»): о дарах, свадебных расходах, приданом и т.п. [47, Мур., л.5]

404-405 Браку предшествует обсуждение условий о деньгах на стол (плата за невесту), дарах, расходах и времени свадьбы. Договоры бывают исключительно на словах, но исполняются они «буквально». [59, Ш., л.4 ]

Брачные условия касаются в основном приданого невесты и
количества столовых денег с жениха (плата за невесту и угощение
у нее в доме). Эти условия будущие сваты (отцы жениха и невесты)
скрепляют божбой и молитвой и договор считается заключенным.
После этого жених ставит угощение и невесту пропивают. [1884,
Ш., л.З]

Выкуп (понятие «кладка» не встречается) дается за невесту,
«за сундуки и за постелю ее». Выкупные деньги идут не на свадебные
расходы, а полностью поступают в пользу подруг невесты, которые
делят их между собой и сестрами невесты. [8, Вл., л.26]

405 Кладка — плата за невесту, или выкупные деньги, — берется после благословения. Жених выкупает место рядом с невестой у ее младшего брата или племянника (который должен быть не моложе 10 лет); плата за место бывает от 25 к до 3 р. [23, Мел., л.28 ]

Если невеста берется женихом из другой деревни, то он платит
3 р. «выводных». [47, Мур., л.5]

Плата за невесту — это деньги на стол. Сумма столовых денег
(от 10 до 60 р.) зависит от того, насколько хороша и нравственна
невеста, а также, в свою очередь, насколько трезв и трудолюбив
жених (положительные качества жениха снижают плату). Все выго­
воренные деньги тратятся на дары и приданое, свадебный стол отец
невесты устраивает за свои деньги. [8, Вл., л.26-26об. ]

406 Жених обычно платит невесте 5-10 р. На эти деньги невеста делает подарки родным жениха, они в свою очередь ей отдаривают. [47, Мур., л.5]

406 Если невеста из богатой семьи, то на стол берут от 40 до 60 р.,


 




за невесту победнее платят 15-30 р. Деньги эти поступают ее родителям, которые тратят их на свадьбу или на наряды. [59, Ш., л.4]

407 За отказ от вступления в брак неустойка не взыскивается, при этом столовые деньги жениху не возвращаются, жених в свою очередь не возвращает заклад, полученный от 'невесты. Из-за бесчестья крестьяне не судятся и штрафа не взыскивают. [8, Вл., л.26об.-27]

407 При отказе одной из сторон от вступления в брак бесчестие невесты «не облагается налогом». [23, Мел., л.29]

407 За отказ от намерения вступить в брак платит сторона,
нарушившая свое обещание. При этом взыскивается с избытком за
бесчестие. [59, Шм л.4 ]

408 Приданым называются деньги, полученные за невестой; часть
приданого, состоящая из одежды, называется сряды. Если семья
невелика, то приданое целиком готовится отцом. Если же в семье
несколько дочерей, то часть приданого приобретается самой девуш­
кой на деньги, заработанные отхожими промыслами (так, девушка
из семьи среднего достатка приносит в дом мужа примерно на 300 р.
сряды). Сряда представляет неотъемлемую собственность молодой
жены, в то время как денежной частью приданого распоряжаются в
одинаковой мере муж и жена. [8, Вл., л.27-28 ]

408 В состав приданого входит: платье, награждение (домашний скот, хлеб, корм) и деньги (от 3 до 15 р.). Письменных рядных записей о приданом не делается. Муж имеет право распоряжаться лишь частью приданого — награждением. За проданную часть приданого муж должен «вознаградить» жену. [23, Мел., л.29-31 ]

408 Приданое — платное — копится невестой и ее родителями. Следует подробное описание состава приданого, которое бывает на сумму от 50 до 100 р. Муж имеет право распоряжаться приданым. [47, Мур., л.5-6]

Приданое — это только одежда и постель. Копят приданое
родители невесты, цена его определяется в 100-150 р. Передается
приданое постельницей (родственницей невесты) накануне или в
день венчанья, при этом оно остается в ведении жены. С мужа,
пропившего приданое, никто не взыскивает. [59, Ш., л.4-4об. ]

По местному обычаю, ночь перед венчаньем невеста проводит
в доме жениха, откуда и едет в церковь. [8, Вл., л.22об.]

409 Заключению брака предшествует сватовство (сватают мать, тетка или замужняя сестра). Порядок сватовства обычен: «У вас товар, а у нас покупатель». Корреспондент приводит пример сватов­ства. [23, Мел., л.32-33]


409 При сватовстве ведут обстоятельные переговоры о количестве денег «на серьги» (с богатого жениха берется 20-30 р., с бедного — 3-5 р.), далее выговаривают дары со стороны невесты, после чего ставят на стол хлеб-соль, зажигают свечку и приступают к бого­молью. Затем происходит рукобитье. Жених с невестой на перегово­рах отсутствуют. После рукобитья решается вопрос: быть запою или нет. Запой обычно устраивается через неделю после сватовства и происходит в доме невесты. Туда являются жених с родственниками, происходит обмен дарами, после чего гости и хозяева садятся за стол («подносит» невеста).

По окончании «обноса» жених и невеста с подругами уходят в отдельную горницу, где жених угощает всех «невестиным» вином. Подруги поют песни:

«Тут и шла прошла беседушка,/ Сударка была. Сударка была, рядом сидела».

«Воставалась я старому молода./ Ей-да не путает стар на юлицу гулять».

Проводив гостей, девушки продолжают петь:

«По мостоцку по калинову-цастому,/ Тут и ехала карета».

Следом за запоем совершается обряд честенья (угощение в первый базарный день отцом жениха сватьев — родных невесты), после которого брачный договор считается заключенным. На смотринах основное внимание уделяется сряду (имущественному достатку), красоте, работоспособности невесты. У каждого участника свадебного обряда своя задача. Сват и сваха занимаются приемом гостей; дружка сопровождает всюду гостей и угощает; поддружье поддерживает порядок на застольях. В том случае, если жених или невеста является сиротой, в обряде участвуют посаженные родители, которые благо­словляют жениха и невесту. [24, Мел., л.1-13]

409 Браку предшествуют следующие обряды: сватовство, запой, гляденье и пропой, по совершении которых брачный договор счита­ется заключенным. Бывает, что от пропоя до венчанья проходит одна-три и более недель. Гляденье устраивается одновременно с пропоем, когда невесту отдают в другой приход. Вечеринка (вместо девишника) устраивается накануне свадьбы. К невесте в дом прихо­дят с вином и закуской сваха и два дружки, угощая родных невесты «жениховым приносом». После этого угощают женихову родню. Отпировав, дружки везут крестного невесты в гости к жениху и угощают. [47, Мур., л.6-7]

409 Браку предшествуют сватовство, сговор, моленье, затем руко­битье или пропой. Участники свадебного обряда: сватья, свахи,


 




,


дружки, поддружья, тысячные (или горные). Дело тысячных — сопровождать приданое вместе с постельницей. Все остальные уча­стники занимаются непосредственно организацией и подготовкой свадьбы. Описывается сватовство, во время которого сваха и мать жениха стараются сесть под матицу (чтобы дело удалось) и выдернуть из стены кусочек мха: считается, что, принеся его в дом жениха, можно таким образом привлечь к последнему невесту. При положи­тельном решении, принятом на сватовстве, жених и его родители приглашаются на смотрины невесты, где окончательно решаются все дела. Свое взаимное согласие молодые выражают фразой: «По нам люди», затем следуют богомолье и пропой. После совершения этих обрядов дело никогда не расстраивается.

До дня свадьбы проходит, как правило, не более двух недель, в течение которых жених несколько раз ездит с гостинцами на «побы-вушки»







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 686. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия