Трактир. Постоялый двор. Кабак
(вопрос № 105) 105 От пустоты жизни крестьянин идет в кабак, где сидят самые 105 Винная лавка — центр жизни. Описывается ее устройство. В праздники и в свободное время будней здесь обсуждаются житейские дела, цены, выручка, купля-продажа скотины и т.п. [28, Мел., л.40-41] 105 Кабак — «своего рода клуб» в селе Ляхи, посещают его более всего зимой. Здесь проводят свободное время в разговорах, подобно летнему сидению на завалинках. [41, Мел., л.12] 105 Кабак посещается зимой по вечерам, преимущественно в праздничные дни. Описание кабака в селении. Виноторговец-сиделец торгует, уплачивая обществу 800 рублей в год. Занятием своим он тяготится, стремится переменить его и перейти в казенную винную лавку. [44,Мел., л.1] 105 Трактир в селе Аньково — это местная биржа, где совершаются Вообще в крае питейных заведений и чайных лавок довольно мало (следует их перечисление). Собираются в подобных заведениях преимущественно по вечерам в будни, а в праздничные или базарные дни — днем. Прилагается подробный план трактира и его внутреннего устройства с пояснениями. [87, Ю., л.34-37 ] Стремление возвысить свое общественное положение (вопрос № 106) 106 Не знания или грамотность, а богатство является способом для 106 Крестьяне гордятся своей силой и ловкостью; находясь на заработках, часто из похвальбы надрываются, таскают непосильные тяжести. Более всего гордятся нарядной одеждой, хорошей лошадью и упряжью, продавая из-за этого зачастую самое необходимое (лес, хлеб). Зажиточные крестьяне пользуются почетом и уважением. Со старостой считаются только на сходах, как с представителем власти. Старшина пользуется почетом у всей волости. [7, Вл., л.15об.-16об. ] 106 Крестьянин самолюбив, за обиду мстит при удобном случае, гордится весельем, ловкостью в работе, грамотностью, богатством. Считается, что без него другие сословия («баре») с голоду помрут. Особенно заметно уважение, которым пользуются зажиточные кре- стьяне. Отчасти поэтому пускаются иные крестьяне в разные промыслы, торгуют овсом, уходят на заработки. В повседневной жизни соблюдают экономию. Хороший дом, одежду, упряжь и скотину предпочитают всякому иному богатству, накапливать же богатство в деньгах не принято. Лишь у двоих крестьян лежат деньги в сберегательной кассе (соответственно 200 и 500 р.). Сельского старосту, волостного судью, писаря чтят, считают честью принять у себя дома или побывать у них в гостях. Корреспондент рассказывает о том, как волостной старшина деньгами и угощеньем удерживал свою должность. Благотворительность развита, преимущественно в пользу вдов и на украшение церкви. Любят благотворить арестантам. [11, Вл., л.6об.-7об.] 106 Крестьяне горды. Гордость связывается со знанием дела (хороший склад у мельника, ремесло у портного). Есть гордость силою, уважение перед зажиточностью, однако бедняки богатых не уважают. Богатые про бедных говорят: «Конь с конем, а кляча с клячей». Крестьяне стремятся к увеличению достатка. Престижными занятиями считаются земледелие и торговля в отличие от работы на фабрике и торфоразработках. Выборные лица почетом не пользуются, однако многие крестьяне к этому стремятся. [28, Мел., л.41-42] 106 Гордость замечается у крестьян, ведущих хоть какую-либо маленькую торговлю, обладающих достатком и хорошей одеждой. Последней особенно гордятся, считая, что она свидетельствует об умственном превосходстве. Грамотностью или знанием гордиться не могут, ибо ничего такого у них нет. Большим почетом пользуется старшина, так что крестьяне победнее при встрече с ним снимают шапки и кланяются. На богатых смотрят с уважением, однако отношения с ними не выходят за рамки общекрестьянских. В старосты метит всякий зажиточный крестьянин. Благотворительствуют лишь не имеющие детей состоятельные крестьяне, на украшение храма жертвуют редко. [44, Мел., л.1-2] 106 Общий предмет гордости и хвастовства перед другими — хорошая одежда. Молодежь щеголяет друг перед другом красотой и ценностью разных «пенжаков» и «тепломатов». Силой не хвастаются, но ее уважают. Заурядная грамотность давно распространена и не составляет предмета гордости, равно как и знания, которых, впрочем, не особенно много. Более ценятся практическая смекалка, умение дорого и вовремя продать или выгодно купить. Зажиточных людей много. Кроме того, не один десяток жителей сел Аньково и Ильинской имеют, помимо обстановки, суммы до пяти тысяч рублей, 10-20 человек имеют десятки тысяч, а двое-трое — сотни тысяч рублей, Это — богачи, но кулаки среди них — исключение. Уважают богачей несколько более прочих, но особых знаков уважения встречать не довелось. В крае есть и небогатые люди, и их немало, изредка встречаются бедняки. Вместе с тем уровень жизни в крае несравненно выше, чем в других местах. Торговля считается лучшим средством для увеличения богатства, но далеко не все имеют к этому делу склонность и способности. Экономия же, как один из способов обогащения, отодвинута на второй план. Стремление к легкой наживе также развито очень слабо. Чрезвычайно развиты всякого рода промыслы. Вообще местных жителей отличает то, что в любое время они заняты добыванием денег. Даже женщины, чуть только выдается минута, бегут собирать грибы и ягоды. Из всех видов богатств предпочитают денежный капитал и, отчасти, земельную собственность. У местных жителей почетен не столько вид занятий, сколь его результаты, а потому никакому виду труда почета не воздают. Гнушаются очисткой, снятием шкур с палых животных, более или менее презрительно относятся к чистке печных труб и пастушескому труду. Пастушеством, по мнению местных крестьян, могут заниматься только люди, не способные ни к какому другому труду; «живодер» же попросту бранное слово. Даже для подростков пастушество зазорно, им позволительно заниматься мальчикам до 12-13 лет, но и в таком возрасте охотников мало. Должностные лица, за исключением сотских и десятских, пользуются особым уважением. Должности гласных и присяжных заседателей считаются заурядными. Крестьян, желающих занять общественную должность, очень немного. Домогательств должностей не бывает, напротив, крестьяне нередко отпрашиваются от службы, суля за это денежное вознаграждение. Приводится рассказ о подобном случае, когда старшина Ивашевской волости, довольно крупный торговец, согласен был приплачивать сверх жалованья до 300 р. лицу, согласному исполнять его должность, только чтоб его «Бог отнес». Склонность к благотворительности среди крестьян весьма развита, но инициатива слаба. Приводятся примеры пожертвований (напр., «на босняков-герцеговинцев», на сооружение храма, на устройство школы и т.п.) и выдающихся благотворителей края. В крае организованы церковно-приходские попечительства. Корреспондент упоминает о том, что в 1899 г. члены попечительства села Аньково внесли на устройство больницы в селе 1500 р. Аньковское сельское общество содержит в селе две школы — мужскую и женскую. [87, Ю., л.38-47 ]
Раздел Е. Отношения крестьян между собой и к посторонним лицам (вопросы № 107-186) Личные отношения (вопрос № 107) 107 При встрече крестьяне кланяются друг другу, снимают шапки, называют по имени-отчеству. Невестка, вступающая в дом мужа, величает именем-отчеством малолетних деверей и золовок. Вежливая форма обращения — отличительное свойство писем. Общаясь, крестьяне обсуждают, как правило, цены во Владимире, рассказы странников, зависимость бедных людей от богачей. Гостеприимство особенно развито между родственниками и свойственниками. Взаимопомощь в труде считается нормой. Чувство собственного достоинства у крестьян развито, вообще же умение «нажить копейку служит в глазах местного населения мерилом для оценки ума, характера и вообще достоинства человека» (л. 12). Подарки подносить не принято, раболепства нет. [5, Вл., л.11-12] 107 При встречах мужчины снимают шапки и подают друг другу руки. Женщины кланяются и здороваются. Женщины приветствуют мужчин по имени-отчеству, иногда просто по имени, добавляя к нему в таком случае «дядя». [11, Вл., л.7об. ] 107 Обращения крестьян друг к другу зависят от возраста, семейного положения. Так, парни и девушки здороваются по имени-отчеству, при этом люди старшего возраста называют молодых людей по имени; замужние женщины обращаются друг к другу по отчеству. Как и кому кланяться и перед кем снимать шапку, определено долгим опытом и закреплено в правилах-обычаях: при встрече людей одного достатка приветствия одинаково вежливы; при встрече же богатого 1 с бедным последний снимает шапку и кланяется, в то время как богатый только приподнимает ее. Подобное приветствие бывает при встрече с особо почитаемыми представителями власти. Повседневное общение включает в себя разговоры на злобу дня. Гостеприимство развито, особенно это заметно в праздники. Подар- I ков не бывает, кроме гостинцев детям. Особый ритуал связан с гостями, что отразилось и в формах обращения при приеме гостей («Спасибо за хлеб, за соль, будьте здоровы, Гаврил Иванович в Авдотья Митревна!» и в ответ: «Не видали хлеба-соли, милости просим, беседуйте!»); при приглашении в гости («Гуляйте к нам!»); при потчевании чаем или вином («Получайте свою долю, занимайте свое место!»); при потчевании сластями («Позабавьтесь!») Крестьяне внимательны к приезжим издалека (они вызывают сочувствие и любопытство). Если приезжий хорошо одет, его пустят в дом, предложат ночлег (вообще же «прилично» одетых величают «ваша милость», лиц в форменной одежде — «ваше благородие»). Однако странствующего бедняка или иностранца примут лишь по наряду старосты. Взаимопомощь развита, при этом различается помощь по нужде и «для скорости», если в первом случае помогают «за спасибо», то во втором хозяин должен угостить помощников. [14, Вяз., л. 1-3] 107 Взрослых величают по имени-отчеству, парней и девушек по имени или по фамилии. Здороваясь, снимают шапки, кланяются и подают руки. При прощании говорят: «Заходи Иван Фомиць нам — коли него повецорку, от нецово делать — цайку попить». Приводятся примеры обращений и диалогов парней, девок, односельчан между собой, с лавочником; примеры «ласковой и уважительной» беседы, а также «презрительной и высокомерной» (последняя характерна для отношений богатых крестьян к беднякам). Данного слова крестьяне часто не держат. Уважение приобретается гостеприимством, ссудой денег в долг, а презрение — скупостью, распутством, пьянством. Гостей встречают радушно, низкими поклонами, подарки не в ходу. Пример беседы в гостях: о хозяйстве, прошедшем сенокосе и т.п. Торговцев, богатых крестьян и «господ уцоных» охотно пускают на ночлег, к лицам «низкого положения» (иноверцы, коновалы, нищие) относятся с презрением и в ночлеге отказывают. Иноверцев вообще считают людьми погибшими. Сплетни в ходу. Их источники — татары и коробейники. Услуги принято оказывать безвозмездно. [28, Мел., л.43-53) 107 Мужчины считают себя выше женщин. Женщина должна оказывать мужчине знаки почтения: встречаясь — кланяться и не переходить ему дороги. [32, Мел., л.7 ] 107 Встречаясь, крестьяне показывают свое уважение друг другу, обмениваются взаимными поклонами. С потерей имущества зажиточный крестьянин теряет и уважение. Такой человек превращается в угнетенное существо и начинает пить (приводится пример подобного превращения). Гостеприимство не развито, но, принимая гостей, их угощают, чтобы не обидеть. К соседке относятся запросто, без церемоний, при этом женщинами-соседками оказываются «взаимные услуги» по выбиранию вшей. Соседи, как правило, живут ладно, в ходу взаимовыручка. Лиц влиятельных (представителей власти)
встречают с поклонами и стараются им услужить. Простому же человеку оказывается прием почти холодный. На ночлег в дом пускают, но скорее неохотно. При первом обращении направляют в зажиточный дом. Впустив человека в свое жилище, подробно обо всем расспрашивают. [44, Мел., л.2-3] Имущественные отношения (вопросы № 108-116) 108 Представление о праве владения найденной вещью можно выразить словами «Что упало, то пропало». Если вещь нельзя опознать или можно уничтожить следы ее принадлежности другому лицу, то находку считают своей собственностью, но иногда ее отдают в волостное правление. [14, Вяз., л.З] 108 В крестьянском быту нередки случаи невозвращения долга, незаконного завладения полями, лугами и промысловыми угодьями. Подобные дела решаются в суде, либо виновный добровольно выплачивает потерпевшему денежное вознаграждение или отдает натурой. Впрочем, потерпевший еще должен доказать свою правоту. [28, Мел., л.53-54] 108 Приобретаются вещи путем покупки. Бывают случаи обмена (с доплатой или без нее). [44, Мел., л.З] Способы приобретения собственности — покупка и наследо Пользование землей и владение ею крестьяне различают. Так, 109 Крестьяне ясно различают пользование землей от ее владения. ПО Мерами земли являются полоса и утин (утин — полоса, не подлежащая переделу). Обмер земель производится при помощи кола. Если оставшаяся мера меньше, чем 1.5 кола, то ее меряют ступней. В таком случае про меру говорят: «кол с лаптем». [14, Вяз., л.З] 110 Для обозначения границ владений употребляются межи, Обмер земельных участков («передележка») происходит следую-1 щим образом: несколько избранных на сходе человек при помощи веревки (длина 10 саженей) и шеста — волоченьки (длина 1 сажень)' производят сначала обмер всего участка. Затем этот участок делят на несколько частей-гонов (ширина гона 100 саженей, или 10 веревок). Гоны в свою очередь делятся на жеребья (ширина 21 сажень, а длина — 100 саженей — по ширине гона). Жеребья делятся на полосы, или загоны, шириной в 1 сажень каждая. [28, Мел., л.55-56] ПО Границы владений отмечаются ямами. Частных земельных владений нет, поэтому система межевых знаков отсутствует. Земля измеряется душами. На вопрос: «Сколько земли?» крестьянин ответит: «На две (три, четыре) души». «Ширина загона на одну душу — в борону». [44, Мел., л.4] 111 Для доказательства прав на недвижимую собственность используются показания стариков. Кроме того, в ходу следующие приемы: обходят спорную межу с иконой в руках, зарывают на меже мешочек с хлебными семенами. [28, Мел., л.56-57 ] Выкупа земли в частную собственность не было. [44, Мел., Приращение берега реки вследствие наносов песка и ила будет
Естественно приращенный участок земли, например за счет Граница владений между прибрежными селами проходит
Часть реки около села считается безраздельной собственностью В случае если часть кроны плодового дерева располагается над
Деревья, растущие на меже, являются общей собственностью Строение, поставленное на чужом участке земли, принадле 115 Построенное на чужой земле принадлежит тому, кто строил. Но в таком случае заключается договор с хозяином земли на определенных условиях. Посеянное на чужой земле принадлежит ее
хозяину, который должен отдать нарушителю количество семян, затраченное на посев. [28, Мел., л.57-58] 116 Охотничий промысел бывает в продолжение всего года, при этом не имеет значения, на какой крестьянской даче производится охота. [14, Вяз., л.4] 116 Для пользования промыслами на чужих дачах нужно (за определенное вознаграждение) получить разрешение от хозяина дачи либо от сельского старосты того общества, которому принадлежит дача. [28, Мел., л.58-59] 116 Крестьяне охотятся мало, особенно после выхода нового закона Общинное владение (вопросы № 117-128) 117 Все, что находится в общем пользовании крестьян, называется I [4., Вл„ л.25] 117 Общинное владение называется иначе мирским. [14, Вяз., л.4] 117 Находящееся в общем владении называется общественным, мирским, крестьянским, сельским. Общим имуществом распоряжается выбранный обществом человек. [28, Мел., л.59] В общем владении находится хлебный магазин, лес и земля.| Все крестьянское общество насчитывает 1500 душ. Детей Вл., л.25-26] 118 В дер. Богданове крестьянское общество состоит из бывю помещичьих (Муратовых) крестьян. Земли на душу приход» 4.5 дес, предел бывает через три-четыре года. [14, Вяз., л.4] 118 Крестьянское общество села Домнино состоит из 163 ревизских душ (275 наличных). На душу приходится около 4 дес. земли. Приводятся сведения о количестве разного рода земель. [28, Мел., л.59-60] Крестьянское общество во всех селениях Меленковского у. Земля делится по душам: надел выделяется на каждую 119 К 1 января всех жителей мужского пола вносят в списки приговоров. Родившиеся к этому времени мальчики также попадают в приговоры и получают надел, а умершие в это время надела лишаются. Собственно передел земли производится весной. Все жители мужского пола разделены по 12 вытям (в каждой выти по 23 души). Наделы для выти достаются по жребию. [9, Вл., л.8-9] 119 Пахотная земля делится по числу душ мужского пола. С 18 лет на крестьянина «налагается душа без его на это согласие». Для семей, где мало лиц мужского пола, переделы земли разорительны, поскольку им достается неудобренный край соседского участка. [14, Вяз., л.4] Пахотная земля делится по наличным душам (даже если эта Случаев запахивания чужих полос не бывает, так как «земля
Случаи «перепахивания» межей между душевыми наделами Перед началом сенокоса луг делят на выти (по 40 душ в 121 Сенокосы делят на полосы. Каждый крестьянин убирает свою полосу сам. [14, Вяз., л.4] 121 Сенокосы при общинном владении делятся по душам. [28, Мел., л.61] 121 Луга делятся ежегодно, сенокосы проводятся всеми самостоятельно. [44, Мел., л.5] 123 Общественный лес делится на делянки, соответственно душевым наделам. [4, Вл., л.27 ]
123 Ежегодно часть леса, определенная на сходе, делится по количеству душ. [14, Вяз., л.5] 123 Общественные леса делятся ежегодно по душам. Существуют также заповедные леса. Заповедным лес становится после того, как на сходе заберут руки (соберут подписи) под решением не производить в лесу порубки. По принятии такого решения обходят лес с иконами, ставя на межах кресты. Существует обычай в день заповедывания привозить из леса воз сучьев. [28, Мел., л.61 ] 123 Общественный лес делится. Заповедных лесов нет. [44, Мел., л.6] 124 Весь скот, кроме лошадей, пасут вместе. [4, Вл., л.27] 124 Правил пользования угодьями при общинном владении нет. Крестьянин может иметь однодушный надел, а выпасать неограниченное количество скота. В случае возможности получения с общинных угодий прямого дохода, они делятся по количеству душ. [14, Вяз., л.5] 124 Скот можно пасти только в определенных местах. Выгоны служат для прогона скота на пастбище и обратно. В лугах разрешается пасти только лошадей до 29 июня, после чего луга делятся по паям. Рыболовные угодья сдаются в аренду рыбакам после 29 июня. [28, Мел., л.61-62] Выгоны для скота общие. По окончании сенокоса и жатвы Амбар и колодцы предназначены для всеобщего пользования. Вл., л.28] 125 Общественные запасы зерна невелики (8 мер ржи и 8 четвериков овса на одну душу). Из общественных зданий есть амбар для зерна и сарай. [9, Вл., л.9 об.] 125 Из общественных строений в деревне есть амбар (гамазея), откуда весной берут зерно на посев по 8 мер на душу, а осенью возвращают по 9 мер. На ремонт общественных зданий выделяется по одному человеку с дома, либо ремонтируют за деньги, собранные подушно. [14, Вяз., л.5] 125 В общем пользовании находятся: общественный амбар (своеобразный резерв, из которого в случае неурожая выдаются ссуды зерном), мельница, которая сдается в аренду за деньги и с условием ежегодно смалывать по 5 четвертей ржи на душу бесплатно. Ремонт общественных строений производится за счет арендных денег. [28, Мел., л.62-63] 125 На общественные средства выстроены два амбара, ремонт которых производится также из общественных сумм. [44, Мел., л.6] 126 «Пастуха нанимают обществом, но платит пастуху каждый сам лично положенную сумму за всякую скотину». [4, Вл., л.28 ] 126 Для выпаса скота нанимается пастух. Деревню же сторожат по очереди. По обычаю очередь обозначается палкой с соломенным кольцом на конце, которая ставится у дома очередника. [14, Вяз., л.5] 126 Пастух нанимается за счет общества, ему платят 160 р. в год. Сторожей также нанимают за счет общества. Подпаска нанимает пастух и сам с ним расплачивается. [28, Мел., л.63] Пастухи, помимо установленной платы, получают отдельно В починке дорог, которая бывает ранней весной, участвуют 127 На починку дорог выделяется по одному человеку от дома, если же в доме нет мужчин, то работают женщины (даже старухи, по принципу: «хоть не работай, да торчи тут»). [14, Вяз., л.5] 127 Починка дорог производится по наряду сельского старосты, при этом выделяется по одному-два человека от жеребья (в жеребье состоит 21 надельная душа). Ремонт мостов и плотин производится из общественных сумм. [28, Мел., л.63-64] 127 «Дороги — в естественном состоянии, о почине не бывает и Покупка земли за общий счет крестьянского общества (вопрос № 128) 128 В случае приобретения земли за общий счет ни один крестьянин 128 Землю за счет крестьянского общества покупают в дер. Озерок, Артели (вопросы № 129-136) 129 Бывают случаи образования артелей для покоса или рубки в качестве распорядителя. По окончании работ сено делится между артельщиками повозно, срубленный лес — подушно. [28, Мел., л.64-65] Крестьяне деревень Паново и Салы, чьи луга удалены на 8-9 В летнее время крестьяне объединяются в артели и ходят на 130 Артельно на заработки не ходят. Существуют, правда, небольшие артели (в пять-шесть человек) по спуску-подъему барок по р.Оке. [44, Мел., л.7] 132 В праздничные дни женщины и девушки собираются и жнут рожь у малосемейных крестьян, за что получают по три аршина ткани или по платку каждая. [14, Вяз.,л.6] В праздничные дни девушки объединяются для совместной Зимой составляются артели портных, распорядителем которых
Существуют плотничьи артели, которые берут заказы только Договоры носят устный характер. Как прибыли, так и убытки 135 Представителем артели является выборный староста. [28, Мел., л.68] 136 Все возникающие дела решаются на артельном сходе. Деньги , условия, по решению артельного схода подвергаются денежному штрафу или увольнению. Существуют артели косцов, рудокопов, плотников, мясников, портных, а также артели по добыче торфа. [28, Мел., л.68 ] Договоры вообще (вопросы № 137-144) 137 Договоры стали часто нарушаться не только посторонними, но и самими крестьянами. Корреспондент приводит названия для за- ключаемых договоров: ряды — договор по найму работника, съем — договор о найме участка покоса. [9, Вл., л. 10-11 ] 137 Важное значение придается договорам и обещаниям. В основном все договоры носят словесный характер, неустойки же бывают по причине бедности. Выражения «взялся пахать», «снял подряд» являются словесным обозначением заключенного договора. [14, Вяз., л.6] 137 Особого значения данному слову не придается, хотя не сдержать слово считается за грех («мое слово — свято», «рядись не стыдись, работай не ленись»). Для обозначения разного рода договоров существуют следующие термины: поряда, лад, съем, заем, наем, отступное, посулка, завитка. Некоторые договоры заключаются при обозначении срока найма с точностью до дня. Например, договор по найму пастуха заключается «с Егория и до Казанской» — с 23 апреля до 22 октября. [28, Мел., л.69-70] 137 Договора обозначают словами: уговор, ряд, подряд, наем. [44, Мел., л.7] 137 Для большинства крестьян договор имеет силу, лишь будучи облеченным в письменную форму. Только у немногих сила договора подкрепляется богомольем. Старые понятия о значении договора уходят в область предания. Бумага ныне — «святое дело», которая составляется, по меньшей мере, при свидетелях. Отношения, закрепляемые договором, помимо этого слова, имеют названия: купча (при совершении купли-продажи), наем ряда (разного рода наем), кон-драк (контракт), ренда, промен. Среди них самое важное — условие, или кондрак, заключенное у нотариуса, иногда «явленное в волостное правление, но непременно с наложением, хотя бы и копеечных, гербовых марок». Срочные договоры заключаются по торговле или по наймам. Арендные договоры не имеют устойчивых сроков, и платежи в таком случае совершаются «к осени» или «к Петрову дню». Сроки торговых договоров, кроме того, привязываются к ярмаркам — Ростовской, Нижегородской. Сроки найма или рядов более определенны. Так, пастух нанимается со дня выгона скота в поле до выпадения снега; пильщики рядятся «в конец», от масленицы до Пасхи, от Пасхи до Петрова дня, от успенья до заговенья). В последнее время отдельные концы соединяются (напр., рядятся на работу от масленицы до Петрова дня с недельным отдыхом в Пасху). Массового найма сельскохозяйственных рабочих нет, поскольку отсутствуют крупные имения. Наблюдаются одиночные наймы у богатых крестьян или зажиточных и малосемейных, а также у лиц, занимающихся торговлей и промыслами. При этом различаются роботчие (постоянные работники, которых нанимают на длительный ода и более) и поденщики, но вместе с тем и первые и вторые называются служащими. [73, Ю., л.1-3] 138 Перед заключением договора бывают литки — угощение в трактире чаем и вином. Рукобитье совершают при заключении особенно важных договоров (напр., свадебных). Особым образом происходит передача лошади от продавца покупателю: за узду берутся правой рукой, предварительно обернутой полой одежды. При продаже коровы с продавца берут «на поводок» какую-нибудь монету в знак того, что хозяин отпускает полноценную, способную к отелу корову. [9, Вл., л.П-Поб.] 138 Договор считается заключенным после совершения молитвы и рукобитья. Договор без молитвы и магарыча нельзя считать окончательным (т. е. вступившим в силу, — прим. авт.). [14, Вяз., л.6] 138 Перед заключением договора бывают переговоры с хозяином об условиях найма. По их завершении с работника берется какая-либо вещь в заклад, взамен которой он получает задаток. Заключение договора сопровождается магарычом, чаепитием, рукобитьем, целованием икон, молитвой и клятвой. Корреспондент объясняет, кто и в каком случае ставит магарыч. При рукобитье руку подают чем-либо обернутую. Разнимает руки свидетель, затем в знак верности происходит «целование рук договорщиками». [28, Мел., л.70-71 ] 138 При заключении любой сделки бывает молитва, магарыч и рукобитье. [44, Мел., л.7-8] 138 Предварительные переговоры о всякого рода условиях договора, особенно о купле-продаже недвижимости, совершаются в глубочайшей тайне (чтоб не перебили сделки), на домах договаривающихся, откуда удаляются, насколько возможно, женщины и дети. «Гласч! но» совершаются только договоры по найму. Лишь когда предвари-1 тельные толки покончены, призываются семейные, а иногда двое-»] трое соседей, и в их присутствии повторяются основы сделки. Затем все встают на краткую молитву, после чего договор считается заключенным, а его нарушение (до недавнего времени) — грехом; Теперь много новых понятий, и даже после богомолья каждый может, «как господин своего слова» нарушить договор, если он не облечен я письменную форму. За богомольем следуют литки — угощение вином, чаем, закуской, которое, по большей части, делается в трактире. Чем крупнее сделкам тем дороже угощение. Кому ставить — уговариваются до богомолья) как правило, та сторона, чья выгода по условиям ожидается большей. Литкам обычно придается столь важное значение, что бывали случаи, когда, договорившись обо всем к обоюдной выгоде сторон, расходились, «не кончив дела», т. е. не решив, чьи литки и в каких размерах должны быть устроены. Размеры угощения разнообразны: от сороковки вина в 20 к. и чая — до нескольких рублей, когда заказывают «рыбки поджарить», покупают колбасы или черной икры (которую едят редко или предпочитают ей более дешевую — красную) и требуют в больших размерах «столового» (водки высших номеров), рябиновки и других наливок, «красненького» и даже коньяку. При найме пастухов литки всегда ставят последние. Нанимая плотников и пильщиков, литки делают редко. Подрядчик выдает по нескольку копеек каждому на литки или нескольким сразу — на четверть или на полведра (в зависимости от числа нанятых) с тем, чтобы они распорядились без его участия. Всякого рода рукобитья почти совершенно вышли из употребления. Их можно наблюдать, кроме случаев сватовства невесты, лишь при базарных сделках и, крайне редко, при мелких договорах. [73, Ю., л.4-6] 139 Лица, заключающие договор, должны быть совершеннолетними. При заключении письменных договоров (об аренде земли или строений, при подрядах) в качестве свидетелей приглашают преимущественно лиц, занимающих какие-либо общественные должности. [28, Мел., л.73] 139 Относительно правоспособности договаривающихся сторон, местные обычаи не идут в разрез с законом. Так, например, договора заключаются с домохозяином; в сделки могут вступать женатые сыновья, женщины-домохозяйки, вдовы, ведущие самостоятельное хозяйство, а также замужние женщины, имеющие личный, полученный в приданое капитал. Никогда не пишутся, а заключаются лишь на словах договора о займе хлеба и других продуктов, о мелких краткосрочных займах денег у лиц одинаковой зажиточности, об аренде небольших участков земли на год и др. При заключении более крупных сделок, когда невозможно по какой-либо причине составить письменные документы, призываются свидетели. Все взрослые в равной мере считаются благонадежными свидетелями. Приглашают обычно двух-трех свидетелей, в крайнем случае одного, лишь бы он не был очень близким родственником или человеком неблагонадежным в силу дурного поведения. При заключении письменных договоров также призываются свидетели, которые затем принимают участие в литках. [73, Ю., л.6-8] 140 Расписку отбирают, договорившись о пользовании коровой, чтобы последнюю не могли п
|