Общественный разлад
(вопросы № 441-443) 442 Бунт понимается однозначно: как фабричный. Местные крестьяне в подобных бунтах принимают участие. Описывается общая картина фабричного бунта. Недовольные фабричными порядками (платой, штрафом, управляющим) принимают соглашение бросить работу. Ходят после этого пьяными по городу, толпятся, угрожают хозяевам. В ответ власти присылают роту солдат (казаков). Зачинщиков забирают и после почти всегда увольняют. Иной раз рабочих все-таки выслушивают, делая им уступки. Следует конкретный пример бунта. В декабре 1897 г. хозяева грозились устроить работу в праздники (речь идет об Иваново-Воз-несенске и Шуе). Рабочие бросили работу. Праздники не пропали, но солдат в городах оставили до лета. Особую злобу рабочих вызвал управляющий фабрики Каретникова, англичанин по происхождению. Его убили, а дом разграбили. Затем последовала судебная расправа и ссылка виновных в беспорядках. Народ, однако, не испугался и «чуть что несправедливо, опять готов повторять бунты». Тот же народ тих и миролюбив, если не встречает притеснений и видит хорошее обращение и сочувствие со стороны хозяев фабрики. Были еще в Шуе «запрещенные сходбища, на коих фабричные под руководством людей из других сословий разсуждали как бы на артельных началах открыть свою фабрику без гнета разных управляющих... но были скоро накрыты полицией и разогнаны». Участвовала в этих сходах исключительно молодежь, старики же, напротив, их от этого удерживали. Участники сходов постов не соблюдали, открыто ели скоромную пищу, но в церковь, однако, ходить не перестали. [58, Ш., л.2-3] 443 Раскольники есть во многих селениях (Иоакиманской, Сергеевской, Афанасьевской и Дуниловской). Раскольники завлекают православных кротким обращением и материальной помощью, однако большинство крестьян ее не принимает. При этом к расколу вообще относятся с состраданием. [58, Ш., л.З] 443 Раскольников довольно много в окрестностях г. Шуя, они, как правило, зажиточны, а некоторые даже богаты. Раскольники стараются женить своих сыновей на провославных девушках, подкупая последних посулами о «медовом» житье и почти всегда добиваясь цели. По выходе замуж девица сама меняет веру и становится раскольницей. [96, Ш., л.5] 443 В деревнях, принадлежащих к приходу села Михалево, встречаются раскольники поморской секты (всего 10 мужчин и 44 женщины), которые живут «безбрачно, хотя и блудно, не считая то грехом, именуя же прелюбодейство взыгранием плоти». Раскольники отличаются от православных тем, что крещение в церкви считают осквернением и перекрещиваются (каким образом — неизвестно); молятся двуперстным крестом и не молятся за царя; не любят тех, кто курит табак. Есть некоторые отличия и в одежде: женщины кичек не носят, повязываются черными платками, «не перегибая их с края на край, а просто под шею подвязывают одну сторону платка, а другую слушают по спине». Живя с православными в одной семье, раскольники едят из своих чашек и своими ложками, так же как и «винцо попивают своими медными стаканчиками». [1887, К., л.9] Переселение (вопрос № 444) 444 Переселений никогда не было. [58, Ш., л.З] Местные бедствия Пожары (вопрос № 445) 445 Главной задачей на пожаре является «разрушение соседних 445 Крестьяне во время пожара стараются спасать свое движимое имущество (выгоняют скот), тушить пожар способны лишь жители соседних селений. Погорельцам помогают все сообща. Следует описание пожара, случившегося в 1900 г. в селе Борис-Глеб. [48, Мур., л.16] 445 В случае пожара крестьяне спасают свое имущество, а те, от кого огонь далеко, бегут его тушить. Виновный в случившемся пожаре остается безнаказанным, однако укорять его не скоро перестанут. Часты случаи ссор между погорельцами из-за пожертвованных в их пользу денег (имущества или даже места под новый дом). Вместе с тем все собранные пожертвования делятся по соглашению, как правило, поровну на каждый дом. Таким образом, существует твердый обычай помогать миром погорельцам, и либо односельчане и жители окрестных сел сами приносят кто что может, либо погорельцы отправляются по домам «сбирать». На фабриках Шуи и Иваново-Вознесенска в подобных случаях выдаются безвозмездные пособия, сумма которых зависит от величины заработков пострада-ших (примерно от 20 до 40 р.). Кроме того, получают страховку (застрахованы все крестьяне земства). Новую деревню, если старая сгорела, обстраивают в два-три года и делают ее лучше первой.
|