Источник: Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. Спб, 1993.
За информацией обращаться: (+79114054980, e-mail: karate@ptz.ru - Столбовой Максим Витальевич - Председатель Коллегии судей Карельской Федерации Каратэдо, зам.председателя КФКД Семинар 2. Жизнь великорусской деревни в конце XIX в. Вопросы 1.Какие вопросы решаются на сходе? Отметить конфликтные ситуации. Кто «правит» на сходе? Охарактеризуйте отношение крестьян к чиновникам (земский начальник), деятельность собственной сельской администрации. Охарактеризуйте правовое сознание и поведение крестьян: отношение к правосудию вообще, к преступнику, работу крестьянского суда, процедуру решения судебных дел. Есть ли и какие конфликты при исполнении повинностей. Почему деревня так часть пьет и как это отражается на общественной жизни? Опишите жизнь общины, ее материальное положение и основные функции в решении вопросов повседневной жизни. Как деревня переживает общественные и иные бедствия: каков уровень солидарности, благотворительности. Имеет ли место социальная напряженность (денежные недоразумения, обиды, вражда, в деле воспитания детей, вообще их социализации) в общине, в семьях по вопросу брачных отношений. Источник: Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. Спб, 1993.
Раздел Д. Общественные установления, обычаи или законы, регулирующие отношения крестьян к обществу (вопросы № 8-106) Крестьянские сходы * (вопрос № 8) 8 На сход, или сходку, собирают взрослых членов семей. За неимением в семье мужчин допускаются женщины. Сбор производится сотским или десятским. Зимой происходит большее количество сходов, нежели летом. Собираются же обычно либо в чьей-нибудь наиболее просторной избе, либо в мякиннике — строении «вроде шалаша, пристроенного к избе спереди, из кольев, покрытого с боков и сверху соломой, где они запасают из сараев корм для скота» (двух-, трехдневный запас кормов, чтобы не ходить ежедневно в сарай). На сходах решаются следующие вопросы: раздел покоса, леса, поправки дорог, наем пастуха, начало выгона скота, «а также перед каждым началом какого-либо дела». Особое значение играет мнение старосты и наиболее зажиточных крестьян, с которым каждый член схода спешит согласиться. Заканчивается сход, как правило, всеобщим угощением, причем, за неимением наличных денег, объявляют о продаже небольшого участка земли, которая покупается предпринимателями за бесценок. Непьющие получают свою долю от продажи земли деньгами. ТТГА., л. 1-3] 8 На сход собираются, как правило, все, не помышляя об отказе. Выпившие допускаются, пьяные в основном удаляются. Женщины на сход не приходят, хотя их присутствие не запрещается. На сходе решаются строительные дела, обсуждаются меры при общих заболеваниях скота, нанимают пастуха. На сходах проводятся аукционы, на которых продают, например, сенокосы, неудобные для общего пользования. Сход также обсуждает дела, касающиеся опекунства сирот. При обсуждении дел общего характера сход проходит спокойно, если же задеваются чьи-либо личные интересы, то «поднимается истинное столпотворение вавилонское» [4, Вл., л.20-22]
■
8 Сходы делятся на селенные и волостные. Первые созываются в той деревне, где живет староста. Крестьяне собираются охотно, в расчете на последующее угощение. Женщин на сходах не бывает, но их присутствие не запрещено. Инициатива сбора на сход может исходить и от начальства, и от сельского общества. Сходы бывают регулярные, на которых решаются текущие вопросы сельской жизни: наем сторожей, пастухов и т.п. Возможны и экстренные сходы, например в результате потравы хлебов или порубки леса. В принимаемых на сходах постановлениях роль старосты чрезвычайно велика. Ему же принадлежит исполнительная власть. Староста, как и писарь, действует всегда в интересах влиятельных (зажиточных) крестьян. При отсутствии в семье мужчин к исполнению общественных работ, по решению схода, привлекают женщин. [5, Вл., л.7-8 | 8 На сходе, перед тем как принять решение, слушают советов ' опытных и уважаемых всеми крестьян. Корреспондент приводит в качестве примера обсуждение сходом дела о порубке общественного леса соседними крестьянами, где вместо того, чтобы подумать и спокойно принять решение, крестьяне бестолково шумели. Шум продолжался до тех пор, пока всеми уважаемый старик не вмешался в дело и посоветовал «не судиться на суседском деле», а получить с нарушителей равное количество леса, отдав его на отопление церкви, ибо «это будет хорошее дело». [6, Вл., л.1об.-2] 8 Причины сборов схода — всевозможные общественные вопросы: 8 Для созыва на сход существует особый нарядчик («нарядить на! сход» — значит созвать на сход). Женщины и посторонние на сходц| \ не присутствуют. Идут без принуждения, на сходах пьют, матерят! 1 шумят. Зажиточных крестьян не слушают, а влияние ста[ заметно. Все жители подчиняются решениям схода, но на священнш эти решения не распространяются. Так, если л» сходе решено вдна пахоту с 24 апреля, то раньше этого срока никто на пашню нЯ выезжает. Может быть решение схода: продать на 5 рублей травы, ■ деньги пропить. На волостной сход приходят по повесткам — от Я дворов 1 человек (десятидворный), здесь уже не пьют. [10, Вл., л.10об.-12] 8 Сходы бывают сельские и волостные (селенных не бывает, поскольку крестьяне села Домнино состоят из одного общества). На волостные сходы ходят выборные (по одному человеку от десяти дворов). Сельские сходы созывает староста. Крестьяне обычно при-одеваются, идут охотно, но женщины присоединиться к ним не могут, поэтому они высказывают свои просьбы старосте, который объявляет их на сходе. Корреспондент перечисляет дела, решаемые сельским сходом, подчеркивает, что на приговоры (решения) заметно влияют зажиточные крестьяне и так называемые «горлопаны». Часть дел решается по указаниям начальства (напр., о разделе леса). Отдельные приговоры сельских сходов приводятся в исполнение земским начальником. [28, Мел., л.6-8] 8 Сходы собираются почти каждый воскресный и праздничный день, а в экстренных случаях — ив будни. Созыв на сход — обязанность десятского. Посторонних и женщин, как правило, на сходах не бывает, если только не рассматриваются именно их дела. Пьяные на сходах теряют право голоса, при попытке «прекословия» староста их прогоняет или подвергает одно-, двухдневному аресту. На случай непогоды за общественные деньги нанимается изба для проведения сходов с арендной платой 3 р. в год. Решаемые вопросы: аренда кабака или земли, распределение участков земли, сельские выборы, уплата податей, раздел земли, семейные разделы, а также различные мелкие дела, касающиеся крестьянского быта. Некоторые дела обсуждаются по предписанию начальства (напр., о проверке общественного магазина, о мирских доходах и расходах). Ведут себя крестьяне на сходах бурно, бывает все, за исключением, пожалуй, драк. Решают в соответствии с волей начальства или как того хотят староста и заправилы (горланы) — эта «партия», по словам крестьян, «составляется по пьяному делу». Решение оформляется забранием рук: староста ходит между крестьянами, протягивая им руки для пожатия. Число крестьян, протянувших руку в ответ, и есть число согласных с решением. Крестьянин, если он один, в отношениях с начальством сдержан, уважителен, «но как только вступает в общество... он делается упрям, настойчив, требователен до приказания, крича во весь голос: „Мир •слит, мир велик человек!"» [36, Мел., л.5-8] 8 Собирают на сход обычным порядком, сотский или десятский. Сходы бывают в основном по праздникам, идут все без принуждения, При этом сходу придается значение торжественного собрания. По- сторонних и женщин не бывает. Устраивается сход около кабака, время назначается волостным старшиной. Дела, решаемые на сходах:
|