ИНСТРУКЦИЙ к заданию.
Для обследования необходимо иметь простой карандаш типа М, два листа нелинованной бумаги стандартного машинописного размера. Лист бумаги складываем поголам и получаем четыре поля рисогания. Всего получается 2 блока по 4 рисунка каждый. Эти инструкции связаны с тем, чтобы максимально уменьшить влияние со стороны врача и со стороны окружающих предметов. Первый блок - 4 рисунка - посвящены отражению бессознательных эмоциональных человеческих отношений. 1. Нарисуйте пожалуйста ЧЕЛОВЕКА - инструкция достаточно простая и индифферентная, без детализации и индукции со стороны окружающих и врача. При различных вопросах со стороны исследуемого, врач отвечает без наводки,рисуйте то, что поняли из задания. Моя задача - поставить задачу, а как Вы поняли, то и рисуйте. 2. Нарисуйте позхалуйса ЧЕЛОвИКА ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА 3. Нарисуйте пожалуйста ОН И ОНА НА ОДНОМ ЛИСТЕ. 4. Нарисуйте пожалуйста СЕМЬЮ. Второй блок • 4 рисунка. 5. Нарисуйте пожалуйста ДОМ 6. Нарисуйте пожалуйста ДЕРЕВО. 7. Нарисуйте пожалуйста НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ (Чебурашек и динозавров не рисовать). 8. Последнее поле рисование делим горизонтально примерно на четыре равных части и последовательно просим нарисовать, начиная сверху. а. КАКОЕ-НИБУДЬ РАСТЕНИЕ б КАКОЕ-НИБУДЬ ЖИВОТНОЕ. в. НЕОДУШЕВЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ. г. ЧЕЛОЕКА. К некоторым рисункам мы задаем ряд проективных вопросов, которые разберем в момент описания интерпретации конкретного рисунка. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Чтение рисунков проводится в зеркальном отражении. Первый блок рисунков: 4 поля рисования - 1. ЧЕЛОВЕК. 2 ЧЕЛОВЕК ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. 3. ОН И ОНА НА ОДНОМ ЛИСТЕ. 4 СЕМЬЯ. Этими 4-мя рисунками мы исследуем - отношение человека к самом у себе - первый рисунок; отношение к противоположному полу - второй рисунок; оценка межличностных межполовых отношений - третий рисунок; оценка семейных отношений на уровне личностных эмоциональных отношений - четвертый рисунок. Сопоставление деталей и символов, их совпадение и различие говорит о превалировании определенного мотива в бессознательном человека. Ключевые позиции человеческой фигуры при интерпретации. 1. Расположение рисунка на листе. 2. Верхняя и нижняя половины тела. 3. Правая и левая половины тела. 4. Голова, лицо и наличие на лице волос, бороды, усов, глаз, ушей, рта, шляпы и т.д. 5. Руки, их наличие, в каком положении и как нарисованы. 6. Ноги, их наличие, в каком положении и как нарисованы. 7. Как соотносятся друг к другу фигуры. 8. Оценка дополнительных деталей, не относящихся непосредственно к фигурам Начало интерпретации - оценка первого рисунка - Человека. Место расположения рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного поля рисования. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выражение) трактуется как достаточно высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка ближе к нижнему краю листа (чем больше, тем выраженнее!) трактуется как наличие депрессивных компонентов в настроении, что особенно показательно у детей; наличие хотя бы двух повторений в рисунках говорит о резком снижении самооценки и наличии депрессии, требующей срочной коррекции. Пессимистическая оценка себя и окружающих. Особенность расположения рисунка в верхнем левом углу. Эти люди отличаются в жизни небольшой пунктуальностью, обязательностью, некоторой стереотипностью поведения. Фигуры, как правило, достаточно мелкие и небольшие. Из физиологических проявлений у этих людей можно выделить, проглатывание окончаний при письме, или исчезновение слогов из написанных слов. Это отражение специфики их физиологических процессов. Скорость мозговых процессов опережает скорость передачи на руку. Несоответствие между скоростью интеллектуальных процессов и возможностями руки отразить их в письме. Сознательно у человека осталось задание полного слова, но следующее задание при передаче на pуку как бы опережает предыдущее и стирает окончание слова. Поэтому сразу при проверке написанного человек как бы не замечает отсутствие окончания. Мы назвали это явление "органоидаостью", что связан скорее со спецификой его сосудистого тонуса головного мозга, чем с выраженной патологией. При наличии подобных символов изображения мы можем говорить о некоторых особенностях, психотерапии, связанных с тем, что если удается добиться доверия пациента, то выполнение любых рекомендаций будет абсолютным. При анализе рисуночных прогностических методик особое внимание уделяется вопросу - каким образом он осуществляет рисование. Какие детали тела рисует первыми, откуда начинается рисование. С ног или с головы. Иногда в зависимости от значимости переживаний пациент рисует все задания, но наотрез отказывается от одного рисунка, например, СЕМЬЯ - значение этого явления при анализе бессознательного - абсолютное, именно в этой области у пациента расположены его основные отрицательные сознательные и бессознательные переживания. Очень важно в проведении психотерапии оценка общего поведения пациента при рисовании - немотивированный смех, жалобы, резкое покраснение или побледнение лица, слезы на глазах и т.д. -все это говорит о попадании задания в "ядро ущемленного аффекта" или комплекс неполноценности, что в анализе бессознательного может иметь первостепенное значение.
|