Студопедия — ЧУВСТВО ПРАВДЫ И ВЕРА. 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧУВСТВО ПРАВДЫ И ВЕРА. 8 страница






При виде этой картины муж теряет самообладание, он захлебывается и

рыдает, он выкрикивает какие-то слова, которые вы плохо понимаете, хотя и

чувствуете их трагическую сущность.

 

Что вы испытываете в этот момент?

 

Вы еще сильнее сочувствуете другу.

 

Однако вам удалось успокоить беднягу, и он стал говорить понятнее.

 

Оказалось, что муж зарезал жену из ревности... к вам...

 

При этом известии внутри вас все переместилось. Прежнее сочувствие

свидетеля сразу переродилось в чувство самого действующего лица трагедии,

которым вы на самом деле оказались.

 

Подобный процесс происходит и в нашем искусстве при работе над ролью. С

того момента как внутри артиста создается аналогичное перемещение и он

почувствует себя активным лицом в жизни пьесы,- в нем зародится подлинное

чувство человека. Нередко это превращение сочувствия человека-артиста в

чувство действующего лица пьесы совершается само собой.

 

Первый (то есть человек-артист) может настолько сильно вникнуть в

положение второго (то есть действующего лица) и отозваться на него, что

почувствует себя на его месте 20.

 

В этом положении он невольно будет смотреть на происшедшее глазами

самого оскорбленного. Ему захочется действовать, ввязаться в скандал,

протестовать против поступков оскорбителя, как будто дело касается его

личной человеческой чести и обиды.

 

В этом случае переживания свидетеля сами собой превращают сочувствие в

чувство, то есть становятся того же качества и почти той же силы, как и у

действующего лица пьесы.

 

Но как быть, если этот процесс не произойдет при творчестве? Тогда надо

прибегать к помощи психотехники с ее предлагаемым обстоятельством,

магическим "если бы" и к другим возбудителям, вызывающим отклики в

эмоциональной памяти.

 

Таким образом, при искании внутреннего материала следует пользоваться

не только тем, что мы сами пережили в жизни, но и тем, что мы познали в

других людях, чему мы искренне посочувствовали.

 

Аналогичный процесс происходит и с воспоминаниями, добытыми из чтения

или из рассказов других лиц.

 

Эти впечатления приходится также перерабатывать в себе, то есть

превращать сочувствие читающего или слушающего в свое собственное, подлинное

чувство, аналогичное с чувством действующего лица рассказа.

 

Не знаком ли вам этот процесс превращения сочувствия читателя в чувство

действующего лица? Разве не то же самое мы проделываем в себе в каждой новой

роли? Мы знакомимся с ней через чтение пьесы, которая является рассказом

драматурга о происшествии, которого мы, артисты, не были ни свидетелями, ни

действующими лицами, а которое узнали из чтения.

 

Когда мы впервые знакомимся с произведением драматурга, то внутри нас,

за редким исключением, рождается лишь сочувствие к действующему лицу пьесы.

В процессе подготовительной работы над пьесой это сочувствие нам надлежит

превратить в собственное подлинное чувство человека-артиста.

 

.....................19......г.

 

- Помните ли вы этюд с сумасшедшим или этюд с упавшим аэропланом? -

спрашивал нас сегодня Аркадий Николаевич.- Помните их "если бы",

предлагаемые обстоятельства, вымыслы воображения и другие возбудители, с

помощью которых вскрывался в эмоциональной памяти душевный материал для

творчества? Вы добивались таких же результатов с помощью внешних

возбудителей.

 

Помните сцену из "Бранда" и ее деление на куски и задачи, которые

вызвали горячую борьбу между мужской и женской половиной класса? Это новый

род внутренних возбудителей.

 

Помните объекты внимания, иллюстрированные электрическими лампами,

которые загорались то там, то здесь - на сцене и в зрительном зале? Вы

знаете теперь, что живые объекты тоже могут стать нашими возбудителями.

 

Помните физические действия, их логику и последовательность, правду и

веру в ее подлинность? Это тоже важный возбудитель чувства.

 

В будущем вам предстоит узнать целый ряд новых внутренних возбудителей.

Наиболее сильный из них скрыт в словах и мыслях пьесы, в чувствах,

заложенных под текстом автора, во взаимоотношениях действующих лиц между

собой.

 

Вы узнали еще целый ряд внешних возбудителей, которыми являются для нас

декорации, обстановка, свет, звуки и другие эффекты мизансцен, создающие

иллюзию подлинной жизни и ее живые настроения на

 

сцене.

 

Если собрать все возбудители, которые вы уже знаете, и прибавить к ним

те, которые нам предстоит еще узнать, то их наберется изрядное количество.

Это - ваше психотехническое богатство. Им надо уметь пользоваться.

 

- Но как? Я страстно хочу научиться вызывать по заказу повторные

чувствования и возбуждать эмоциональную память! - убеждал я Торцова.

 

- Поступайте с эмоциональной памятью и с повторными чувствами так, как

охотник с дичью,- объяснял Аркадий Николаевич.- Если птица сама не летит на

него, то никакими средствами ее не отыщешь в лиственной чаще. Тогда ничего

не остается, как выманивать дичь из леса с помощью особых свистков,

называемых "манками".

 

И наше артистическое чувство пугливо, как лесная птица, и оно прячется

в тайниках нашей души. Если чувство не откликается оттуда, то его никак не

найдешь в засаде. В этом случае надо положиться на манок.

 

Манки и являются теми возбудителями эмоциональной памяти, повторных

чувствований, о которых нам постоянно приходилось говорить все это время.

 

Каждый из пройденных этапов программы приносил новый манок (или

возбудитель) эмоциональной памяти и повторных чувствований- В самом деле:

магическое "если бы", предлагаемые обстоятельства, вымыслы воображения,

куски и задачи, объекты внимания, правда и вера внутренних и внешних

действий давали нам, в конце концов, соответствующие манки (возбудители).

 

Таким образом, вся проделанная нами до сих пор школьная работа привела

к манкам, а последние нужны нам для возбуждения эмоциональной памяти и

повторных чувствований.

 

Манки являются главными средствами в области работы нашей психотехники.

 

Связь манка с чувством следует широко использовать, тем более, что она

естественна и нормальна.

 

Артист должен уметь непосредственно откликаться на манки (возбудители)

и владеть ими, как виртуоз клавишами рояля: придумаешь увлекательный вымысел

- или задачу о сумасшедшем, или об упавшем аэроплане, или о сжигании денег -

и тотчас же внутри вспыхнет такое-то чувство. Придумаешь другое - глядь, оно

вызвало совсем иные переживания. Надо знать, что чем вызывается, на какого

"живца" что клюет. Надо быть, так сказать, садовником в своей душе, который

знает, из каких семян что вырастает. Нельзя пренебрегать ни одним предметом,

ни одним возбудителем эмоциональной памяти.

 

.....................19......г.

 

Аркадий Николаевич говорил на сегодняшнем уроке:

 

- Из всего, что говорилось об эмоциональной памяти и повторных

чувствованиях, ясно, какую огромную роль они играют в процессе творчества.

 

Становится на очередь вопрос о запасах нашей эмоциональной памяти. Эти

запасы должны быть все время, беспрерывно пополняемы. Как же добиться этого?

Где искать необходимый творческий материал?

 

Как вам известно, таковыми в первую очередь являются наши собственные

впечатления, чувствования, переживания. Их мы почерпаем как из

действительности, так и из воображаемой жизни, из воспоминаний, из книг, из

искусства, из науки и знаний, из путешествий, из музеев и, главным образом,

из общения с людьми.

 

Характер материала, почерпаемого актером из жизни, изменяется в

зависимости от того, как театр понимает назначение искусства и свои

художественные обязанности перед зрителем. Были времена, когда наше

искусство было доступно небольшому числу праздных людей, искавших в нем

развлечения, и оно старалось удовлетворить требование своих зрителей. Были

другие времена, когда материалом для творчества актера служила окружающая

его бурно плещущая жизнь и так далее.

 

В разные эпохи разного рода материалы входили в творчество театра. Для

водевиля достаточно было поверхностных наблюдений. Для условной трагедии

Озесова достаточно было, при известном темпераменте актера и внешней

технике, некоторой начитанности в героическом вкусе21. Для психологического

оживления посредственной русской драмы 60-

 

-х годов XIX века (если не считать произведений Островского) актеры

могли ограничиться опытом, почерпаемым в своем кругу и в близком им слое

общества. Но когда Чехов написал "Чайку", проникнутую влиянием новой эпохи,

прежний материал оказался недостаточным, потребовалось вникнуть глубже в

жизнь всего общества и человечества, в котором нарождались веяния более

сложные и тонкие.

 

Чем дальше развивалась и усложнялась жизнь отдельных лиц и всего

человечества, тем глубже должен был вникать артист в сложные явления этой

жизни.

 

Для этого пришлось расширять жизненный кругозор. Он увеличивается еще

больше, до беспредельности во времена мировых событий.

 

Однако мало расширить круг внимания, включив в него самые разнообразные

области жизни, мало наблюдать,- нужно еще понимать смысл наблюдаемых

явлений, надо переработать в себе воспринятые чувствования, запечатлевшиеся

в эмоциональной памяти, надо проникать в истинный смысл совершающегося

вокруг нас. Чтоб создать искусство и изображать на сцене "жизнь

человеческого духа", необходимо не только изучать эту жизнь, но и

непосредственно соприкасаться с ней во всех ее проявлениях, когда, где и как

только возможно. Без этого наше творчество будет сохнуть - вырождаться в

штамп. Артист, наблюдающий окружающую его жизнь со стороны, испытывающий на

себе радости и тяготы окружающих явлений, но не вникающий в сложные причины

их и не видящий за ними грандиозных событий жизни, проникнутых величайшим

драматизмом, величайшей героикой,- такой артист умирает для истинного

творчества. Чтоб жить для искусства, он должен во что бы то ни стало вникать

в смысл окружающей жизни, напрягать свой ум, пополнять его недостающими

знаниями, пересматривать свои воззрения. Если артист не хочет умертвить

своего творчества, пусть он не смотрит на жизнь по-обывательски. Обыватель

не может быть художником, достойным этого звания. А громадное большинство

актеров именно - обыватели, делающие себе карьеру на подмостках сцены.

 

При искании эмоционального материала надо еще иметь в виду, что мы,

русские, склонны прежде всего видеть дурное как в другом, так и в самом

себе.

 

Поэтому в области отрицательных чувств и воспоминаний наши запасы в

эмоциональной памяти велики. Ведь литература наша изобилует отрицательными

образами и очень бедна положительными.

 

Конечно, и в области порока есть много художественных созданий

(Хлестаков, городничий), и в области мрачных свойств человека есть страсти

большого калибра (Иван Грозный), но не в них одних главная суть нашего

искусства, передающего красивую "жизнь человеческого духа". Нам нужен и иной

материал. Ищите его в светлых углах нашего внутреннего мира, там, где живут

восторг, эстетическое увлечение. Пусть запасы красивого, благородного

усиленно пополняются в вашей эмоциональной памяти.

 

Не ясно ли вам теперь, что для выполнения всего, что требуется от

подлинного артиста, ему необходимо вести содержательную, интересную,

красивую, разнообразную, волнующую и возвышающую его жизнь. Пусть он знает,

что делается не только в больших городах, но также и в провинции, в деревне,

на фабриках и заводах, в самом культурном центре мира. Пусть артист

наблюдает и изучает жизнь и психологию всего населения как своей, так и

чужих стран.

 

Нам нужен беспредельно широкий кругозор, так как мы играем пьесы

современной нам эпохи всех национальностей, так как мы призваны передавать

"жизнь человеческого духа" всех людей земного шара.

 

Этого мало. Актер создает на сцене не только жизнь своей эпохи, но и

жизнь прошлого и будущего.

 

Задачи усложняются. При создании современной эпохи артист может

наблюдать то, что есть, что происходит вокруг него. При создании же

прошлого, будущего или несуществующей жизни надо прежде их реставрировать

или вновь сотворить в своем воображении, а это, как мы видели, работа

сложная.

 

Идеалом же для нашего творчества во все времена было и навсегда

останется то, что вечно в искусстве, то, что никогда не стареет и не

умирает, то, что всегда молодо и дорого людям.

 

Я говорю о вершинах творческого достижения, ставших для нас

классическими образцами, идеалом, к которому мы вечно должны тянуться.

 

Изучайте эти образцы и ищите для их передачи живого, эмоционального

творческого материала.

 

Артист берет из действительности или из воображаемой жизни все, что он

может дать человеку. Но все впечатления, страсти, наслаждения, все то, чем

другие живут для себя, превращается у него в материал для творчества.

 

Из личного и преходящего он создает целый мир поэтических образов,

светлых идей, которые будут жить вечно для всех.

 

Я сказал вам об эмоциональной памяти все, что можно сказать начинающему

ученику. Остальное вы узнаете в будущем, по мере изучения нашей программы,-

заключил Аркадий Николаевич сегодняшни урок-лекцию.

 

. ОБЩЕНИЕ

 

.....................19......г.

 

В зрительном зале висел плакат с надписью:

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 281. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия