Студопедия — Семинар 14 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Семинар 14 11 страница






45. «Петербургские повести» Гоголя: проблематика, сквозные мотивы, поэтика.

В первой половине 1835 года Гоголь публикует сборник «Арабески», в состав которого, наряду с историческими и публицистическими статьями, вошли три повести: «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Петер­бургскими повестями, дополненными затем рассказом «Нос» и повестью «Шинель», Гоголь завершал целостную картину русской жизни, существенным звеном которой оказалась так­же написанная в эти годы комедия «Ревизор». Само название «Петербургские повести» отсылает к названию «Медного всадника» Пушкина. Пушкин восхищался Петербургом как символом могущества, столицей великого русского государства: «Люблю тебя, Петра творенье...». В то же время в «Медном всаднике» поэт впервые выразил двусмысленность начал Петербурга (Петербург красивый, но в жертву ему принесены жизни многих людей). Пушкин поставил в «Медном всаднике», казалось бы, неразрешимый конфликт: противоречие между идеалами имперской мощи и индивидуальной свободы. Петербург очевиднее, чем какое-либо другое явление русской истории, предстал поэтическому сознанию Пушкина ареной столкновения противоречий, определяющих историческое движение. В рамках петербургской темы эта борьба открыла Пушкину предельную свою остроту. Образ Петербурга как города-спрута, города-вампира нашел своё дальнейшее развитие в творчестве русского писателя Ф. № Достоевского. Свой город нарисует он в романе «Преступление и наказание». Капиталистический Петербург не только фон, на котором развертываются человеческие судьбы, но и один из героев романа. Всё действие происходит в Петербурге. Главный объект Невский проспект. Главный мотив описания – мотив обмана. Не зря конец повести таков: «О, не верьте этому Невскому проспекту!...Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» Для гоголевского Петербурга характерно срастание действительности и фантастики. Вместо людей по Невскому проспекту движутся «бакен­барды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюрту­ки, греческие носы, пара хорошеньких глазок» и т. п. Торжествует гого­левское «овеществление» человека. Человека замещает предмет его туалета. Петербургские повести разрабатывают тему чиновничества (аморальность). Прежде всего, она задана в «Шинели». Подмена подлинных ценностей мнимыми приводит к раз­рушению образа Божия в человеке. Коллежский асессор Ко­валев в повести «Нос» мнит себя майором. «Функция», мес­то в чиновничьей иерархии заменяет и вытесняет в человеке его духовную первооснову. Воображая себя майором, Кова­лев постоянно задирает нос перед окружающими и становит­ся жертвой чиномании. Нос отделяется от Ковалева в виде значительного лица и покидает своего «хозяина». Поиски своего носа, погоня за ним и, наконец, чудесное его возвра­щение являются основой фантастического сюжета повести. Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель». Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин -робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сыпали на голову ему бумажки». Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу». «Значительное лицо» - обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». «Записки сумасшедшего» - это вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. В них Гоголь обращается к иссле­дованию внутреннего мира бедного петербургского чиновни­ка, который сидит в директорском кабинете и чинит перья своему начальнику. Он восхищен его превосходительством: «Да, не нашему брату чета! Государственный человек». И од­новременно он презирает людей, стоящих по чину и званию ниже его. Фамилия этого чиновника Поприщин, и он уве­рен, что его ожидает великое поприще. «Что ж, и я могу дослужиться... Погоди, приятель! — думает он о своем на­чальнике, — будем и мы полковником, а может быть, если Бог даст, то чем-нибудь и побольше. Заведем и мы себе ре­путацию еще и получше твоей». На почве уязвленного самолюбия в «маленьком человеке» развивается болезненная гордыня. Он и презирает тех, кто стоит выше, и завидует им. В повести «Портрет» Гоголя волнует судьба искусства в современном мире. Молодой художник Чартков пытается сберечь свой талант от соблазна коммерческого успеха. Он терпит нужду и лишения, но не злоупотребляет ни бойкостью кисти, ни яркостью красок, прислушиваясь к совету своего учителя: «Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство». Однажды художник покупает в картинной лавке незаконченное полотно старого мастера. Особенно поражают Чарткова в купленном портрете глаза изображенного на нем старика: «Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза!». Художник попадает в страшную зависимость от демонического соблазна, который излучают изображенные на портрете живые глаза. Во сне Чартков с ужасом видит, как оживший старик выпрыгивает из рамы портрета, достает мешок из-под складок широкого платья и начинает пересчитывать золотые червонцы. Их блеск пленит сонное воображение Чарткова. «Боже мой, если бы хотя часть этих денег!» — думает он, проснувшись. В повести «Портрет» Гоголь изображает не только трагедию художника в современном бездушном мире, но и трагические последствия больного искусства, попавшего под обаяние злых, демонических соблазнов и оказывающего разрушительное влияние на судьбы людей. Ещё 1 мотив – мотив абсурдности бытия, которое утрачивает стержень, гармонию, распадается в хаос. Мир распадается на части, сходит с ума.

Проблема ответственности. Призыв к этическому воспитанию означал призыв к осознанию своей ответственности не только за самого себя, но и за то, что происходит вокруг. Другими словами, следуя Гоголю, можно сказать, что «маленьких» людей не бывает, не общество формирует человека, а каждый человек «винтик и кирпичик», из которых складывается общество, его устои, его моральное и материальное благополучие. Гоголь бичевал социальное зло в той мере, в какой видел источник его несовершенств. Он дал этому источнику название «пошлость пошлого человека». Гоголь пришел к мысли, что всякое изменение жизни к лучшему надо начинать с преображения человеческой души. Хотя гоголевские герои носят человеческий образ, они словно не имеют души и выглядят комично и гротескно. Если присмотреться внимательнее, то, говоря словами В. Набокова, они все как будто надели маски и ими что-то движет, как «механическими куклами». В действиях героев ощущается механический характер. Несмотря на оппозиционные различия, гоголевские герои имеют очень много общего. Все они лишены индивидуальности, собственной внутренней жизни, своей живой души. Здесь под «живой душой» мы понимаем те свойства человеческого интеллекта, которые делают его личностью. Герои Гоголя лишены этого. Власть вещей как духовная проблема. Как уже отмечалось, в самом названии большинства «петербургских» повестей Гоголя заключено «вещественное» начало: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель». Вещный мир делает героев Гоголя «марионетками», он манипулирует ими. Отношение героев Гоголя к вещам благоговейно; духовность здесь настойчиво спорит с бездушием. Вещь должна быть полезна, но главным ее назначением становится престижность (шинель Акакия Акакиевича, нос майора Ковалёва). Вещь в мире героев Гоголя овеяна любовью; она спутница человека, особое идеальное создание, отделяющая их от всего остального. Так, шинель Акакия Акакиевича — это вещь философская, любовная, представительница всего интеллектуального и эмоционального мира Акакия Акакиевича. В процессе приготовления к обладанию новой шинелью Акакий Акакиевич преображается и становится иным человеком. Здесь с очевидностью познается страшная сила вещи. Когда Акакий Акакиевич приходит на службу в новой шинели, сослуживцы встречают его совсем иначе, чем раньше: «Все в ту же минуту выбежали в швейцарскую смотреть новую шинель Акакия Акакиевича. Начали поздравлять его, приветствовать». Даже перед лицом смерти, в самую трагическую минуту, когда Акакий Акакиевич готовится перейти в вечность, «вещественное» начало с настойчивостью проявляет себя: «А вы, матушка, и времени даром не теряйте, закажите ему теперь сосновый гроб, потому что дубовый будет для него дорог». Наиболее ярко этот мир предстает перед нами в повести «Невский проспект». Бездуховный мир омертвел и рассыпался на детали, на вещи. Человека замещает предмет его туалета. Здесь совсем нет лиц, а есть только юбки, перстни, ножки или великолепные бакенбарды. Стилевые особенности петербургских повестей Анализируя содержание «петербургских» повестей Гоголя, нельзя обойти вниманием язык этих произведений. Эйхенбаум в своей статье «Как сделана "Шинель" Гоголя» замечал: «Сюжет имеет значение только внешнее и потому сам по себе статичен — недаром "Ревизор" кончается немой сценой. Настоящая динамика, а тем самым и композиция его вещей — в построении сказа, в игре языка». В «петербургских» повестях Гоголь описывает северную столицу как город лжи, лицемерия, как город призрак. Именно такой Петербург является фоном «Шинели». Петербург в повести представлен городом вечной зимы, в котором трудно творить людям искусства. Гоголь, описывая лишенных индивидуальности петербургских обитателей, даже не дает им определенных имен, называя их просто «значительным лицом», «молодым человеком», «одним мужчиной», не указывает порой даже место действия. С одной стороны, используя эти приемы, Гоголь придает тем самым героям универсальный характер. Но более важная причина заключается в том, что, согласно художественной логике, герои, лишенные живой души, личности, индивидуальности, не могут носить и имени. Указанный прием позволяет также Гоголю привносить в именование героев тонкую иронию. Эта ирония слышна, например, в названии «значительное лицо» — особенно когда рассказчик упоминает, что «значительное лицо недавно сделался значительным лицом». «Безличным» именованиям героев соответствуют у Гоголя и обыкновенные имена персонажей. Так, хотя Акакий Акакиевич и Петрович имеют имена, но писатель не вкладывает в них никакого смысла. Возможность раскрыть внутренний мир Башмачкина, глубже понять этого героя дают его реплики — блестящая языковая характеристика, данная этому персонажу автором. Автор наделил Акакия Акакиевича бедной, нескладной, смешной в своей беспомощности речью. Она выступает здесь как одно из средств характеристики героя, выражения его внутреннего содержания. Сам автор отмечает, что застенчивый и неразвитый Акакий Акакиевич «изъяснялся большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Он использует в основном слова, не имеющие смысла: «же», «вот», «того», — чем тоже подчеркивается его обезличенность.

46. Комедия Гоголя «Ревизор»: своеобразие конфликта, система персонажей, особенности сатиры.

«Высокая» общественная комедия «Ревизор» явилась связующим звеном между «Мертвыми душами» и всем предшествующим творчеством писателя. В ней Гоголь хотел «собрать в одну кучу все дурное на Руси и разом посмеяться над ним». Он верил в очищающую силу такого смеха и предпослал своей комедии эпиграф: «„На зеркало неча пенять, коли рожа крива“. Народная пословица». Каждый зритель должен был прежде всего увидеть себя в зеркале гоголевского смеха и ощутить в себе «ревизора» – голос собственной совести. Сюжет комедии дал Гоголю Пушкин. 7 октября 1835 года Гоголь писал ему в Михайловское: «Сделайте милость, дайте какой нибудь сюжет, хоть какой нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать… комедию». Пушкин рассказал, как однажды в Нижнем Новгороде, по пути в Болдино, его приняли за ревизора. В течение месяца с небольшим Гоголь интенсивно работает над «Ревизором» и завершает комедию 4 декабря 1835 года.Не сомневаясь в ее очистительном влиянии на души, погрязшие в тине греховности, Гоголь просит Жуковского ходатайствовать перед государем о немедленной постановке комедии на петербургской и московской сценах. Николай I прочел «Ревизора» в рукописи и одобрил ее. Премьера комедии состоялась в Петербурге 19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра. Одновременно вышло в свет и первое ее издание. Сам государь присутствовал на представлении среди многих министров, которым он посоветовал посмотреть «Ревизора». Премьера имела успех. «Общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора… ни в чем не было недостатка», – вспоминал П. А. Вяземский. Николай I «хлопал и много смеялся, а выходя из ложи, сказал: „Ну, пьеска! Всем досталось, а мне более всех!“ Однако Гоголь был глубоко разочарован и потрясен: „Ревизор“ сыгран – и у меня на душе так смутно, так странно… Я ожидал, я знал наперед, как пойдет дело, и при всем том чувство грустное и досадно тягостное облекло меня. Мое же создание показалось мне противно, дико и как будто вовсе не мое». Что же явилось причиной разочарования? Во первых, игра актеров, которые представили «Ревизора» в преувеличенно смешном виде. Герои комедии изображались людьми неисправимо порочными, достойными лишь глубокого осмеяния. Цель же Гоголя была иной: «Больше всего надобно опасаться, чтобы не впасть в карикатуру. Ничего не должно быть преувеличенного или тривиального даже в последних ролях». Во вторых, Гоголя разочаровала реакция зрителей. Вместо того чтобы примерить пороки героев на себя и задуматься над необходимостью внутреннего самоочищения, зрители воспринимали все происходящее на сцене отстраненно. Они смеялись над чужими недостатками и пороками.Замысел Гоголя был рассчитан на иное восприятие комедии. Ему хотелось затронуть душу зрителя, дать ему почувствовать, что все пороки, представленные на сцене, свойственны в первую очередь ему самому. Гоголь хотел, по его собственному признанию, направить внимание зрителя не на «порицание другого, но на созерцание самого себя». «В комедии стали видеть желание осмеять узаконенный порядок вещей и правительственные формы, тогда как у меня было намерение осмеять только самоуправное отступление некоторых лиц от форменного и узаконенного порядка». Гоголь надеялся не на политическое, а на духовно нравственное воздействие комедии, полагая, что ее представление на сцене будет способствовать воскрешению души падшего русского человека. Уездный город мыслился им как «душевный город», а населяющие его чиновники – как воплощение бесчинствующих в нем страстей. Ему хотелось, чтобы появление вестника о настоящем ревизоре в финале комедии воспринималось зрителями не в буквальном, а в символическом смысле. Главный пафос гоголевской комедии заключался не в разоблачении конкретных злоупотреблений, не в критике взяточников и казнокрадов, а в изображении пошлого общества, утратившего образ Божий и погрузившегося во всеобщий обман и самообман. Административные преступления чиновников, с гоголевской точки зрения, являются лишь частным проявлением этой болезни, охватившей не только главных, но и второстепенных героев комедии.В содержание комедии автор предваряет «Замечаниями для господ актеров», чего все не встречали в других драматических произведениях. Гоголь назвал эти «Замечания» «Характеры и костюмы», но говорит он здесь не только о характерах и костюмах, он касается, и характеристики речи героев и их манеры говорить. Наличие этих «Замечаний» в комедии свидетельствует о том, что Гоголь был чрезвычайно озабочен тем, чтобы актеры и постановщики комедии на сцене правильно поняли характеры выведенных персонажей и показали их так, как понимал и нарисовал их автор. Известно, что далеко не все первые исполнители ролей в «Ревизоре» удовлетворяли Гоголя.Городничий Антон Антонович Сквозняк-Дмухановский имеет огромный авторитет, поскольку сумел своими силами, хитростью и расчетливостью сделать карьеру. Он считает взяточничество вполне приемлемым явлением, ограничивать которое должен лишь чин и положение конкретного человека.Он запросто присваевает любые деньги, однако сам себя считает вполне благопорядочным человеком, поскольку регулярно посещает церковь. Следуя его примеру, все чиновники в уезде воспринимают свое положение как возможность наживаться за чужой счет. Однако все они неповторимы в своих характерах:- судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками и стремится вести со всеми вокруг умные политические беседы, поскольку прочитал за всю свою жизнь несколько вольнодумных книг;- попечитель богоугодных заведений Земляника обворовывает больных, презирает бедный люд. Он стремится угодить ревизору, поэтому рассказывает ему всю правду о положении дел у других чиновников, умалчивая о себе;- смотритель училищ Лука Лукич Хлопов невежественнен и робок, он смертельно боится начальства;- почтмейстер Шпекин из любопытства читает чужие письма;- полицейские, Уховертов, Свистунов и Держиморда, вечно грубы и пьяны, благодаря им в полицейских и тюремных делах царит разруха;Не слишком отличается от уездных чиновников и главный герой, Хлестаков. Невольно попав в положение ревизора, он пользуется этим - пускает пыль в глаза, лжет и фантазирует о своей столичной жизни. Он радуется возможности получить влиятельное положение хотя бы ненадолго.На примере этих персонажей Гоголь показывает, насколько они не подходят для тех должностей, которые занимают. Пороки каждого напрямую препятствуют их службе, но уездных чиновников это не смущает. Это и есть одна из главных сатирических черт комедии.Помимо чиновников, в комедии есть и другие персонажи, имеющие собственные мелкие грехи: главные сплетники уезда, Добчинский и Бобчинский, которые боятся ревизора, но при этом очень хотят, чтобы о них узнали в высшем свете; обворовывающие покупателей купцы вроде Абдулина, которые приходят жаловаться на городничего; уездные дамы, Анна Андреевна и Мария Антоновна, восхищающиеся всем столичным либо всем французским, также сплетничающие обо всех вокруг.Все герои этой комедии отрицательные. Собранные вместе, они создают сатирический портрет типичного уездного городка николаевской эпохи: Гоголь стремится показать, что вся Россия живет неправильно, что нужно усовершенствовать нормы. Единственный положительный образ в этой комедии - смех.Новаторство комедии: миражная интрига (Хлестаков реально вжился в роль ревизора и даже не пытался создать какую-то интригу, потому что был глуп), нет положительных персонажей, построение: завязка – эпилог – развязка – завязка, немая сцена.

47. Поэма Гоголя «Мертвые души». Многоуровневость семантики заглавия. Композиция поэмы. Сюжетообразующая и символическая функция мотива пути в поэме.

Белинский называл «Мёртвые души» великим произведением. Он писал: «…вдруг словно освежительный блеск молнии среди томительной и тлетворной духоты и засухи, является творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдёргивающее покров с действительности и дышащее страстною, нервистою, кровно любовию к плодовитому зерну русской жизни; творение необъятно художественное по концепции и выполнению, по характерам действующих лиц и подробностям русского быта, - и в то же время глубокое по мысли, социальное, общественное и историческое… В «Мёртвых душах» автор сделал такой великий шаг, что всё, доселе им написанное, кажется слабым и бледным в сравнении с ними…».Важный момент – субъективность автора в произведении. «…но ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность, которая в художнике обнаруживает человека с горячим сердцем, симпатичною душою и духовно-личною самостию, - ту субъективность, которая не допускает его с апатическим равнодушием быть чуждым миру, им рисуемому, но заставляет его проводить через свою душу живу явления внешнего мира, а через то и в них вдыхать душу живу…»Ещё один важный шаг – в «Мёртвых душах» Гоголь совершенно отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всём пространстве этого слова. Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих лиц, от Чичикова до Селифана и «подлеца чубарого» включительно, - в Петрушке, носившем с собой свой особенный воздух, и в будочнике, который при фонарном свете, впросонках, казнил на ногте зверя и снова заснул. <…> Поэмой Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не «сюжет». <…> …юмор доступен только глубокому и сильно развитому духу. Многоуровневость семантики заглавия. Гоголь любил повторять, что не будут живы его образы, если каждый читатель не почувствует, что они взяты "из того же тела, из которого и мы". Это свойство гоголевских образов - некую узнаваемость, близость душе каждого из нас - отмечали уже современники писателя. "Не все ли мы после юности, так или иначе, ведем одну из жизней гоголевских героев? - записал в своем дневнике Герцен в июле 1842 года. - Один остается при маниловской тупой мечтательности, другой - буйствует a la Nosdreff, третий - Плюшкин..." "Каждый из нас, - говорил Белинский, - какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя с тем беспристрастием, с каким вникает в других, - то непременно найдет в себе, в большей или меньшей степени, многие из элементов многих героев Гоголя".Как ни странно, у Герцена и Белинского духовный подход к проблеме: в православной аскетике есть понятие присутствия любого греха в человеке; если он обратится к своей душе, то увидит все... и среди всего - нечто преобладающее. Общепризнано, что определяющей чертой гоголевских типов является пошлость. Но что такое пошлость? В старом, первоначальном значении, ныне уже утраченном, пошлый - обыкновенный, заурядный, ничем не примечательный. В начале шестой главы "Мертвых душ" Гоголь употребляет это слово именно в таком значении. Автор говорит, что прежде, в лета его юности, ему случалось подъезжать к какому-нибудь новому месту и оно представало перед ним своею "не пошлою наружностью".По словам Гоголя, главное свойство его таланта определил Пушкин: "Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем". Белинский оспорил пушкинское определение "дара" Гоголя. Особенность таланта Гоголя, утверждал критик, "состоит не в исключительном только даре живописать ярко пошлость жизни, а проникать в полноту и реальность явлений жизни... Ему дался не пошлый человек, а человек вообще, как он есть, не украшенный и не идеализированный".Однако чем же тогда пошлый человек отличается от не пошлого? Тот же Белинский писал, что "порядочный человек не тем отличается от пошлого, чтобы он был вовсе чужд всякой пошлости, а тем, что видит и знает, что в нем есть пошлого, тогда как пошлый человек и не подозревает этого в отношении к себе; напротив, ему-то и кажется больше всех, что он истинное совершенство". Пошлость у Гоголя - это печать духовного убожества, которое можно найти в каждом человеке. Герои Гоголя пошлы, так как они мертвы духовно. Поэтому своеобразным ключом к смыслу поэмы является ее название.Прежде всего оно имеет буквальное значение, связанное с сюжетом. Мертвые души - это "товар", который покупает Чичиков, а именно души умерших крестьян, которые по ревизским сказкам числятся живыми. Недаром Коробочка жалуется Чичикову: "Народ мертвый, а плати, как за живого". Гоголь вкладывает в уста Чичикова и других героев поэмы по отношению к приобретенным душам слово "мертвые" вместо принятого в официальных документах "убылые". В этой связи Погодин писал ему 6 мая 1847 года: ""Мертвых душ" в русском языке нет. Есть души ревизские, приписные, убылые, прибылые". Гоголь хотел придать этими словами особенный смысл не только афере Чичикова, но и всему произведению.Гораздо важнее буквального - иносказательный, метафорический смысл названия поэмы. Мертвые души - это помещики и чиновники, сам Чичиков. Этот смысл был очевиден уже для первых читателей Гоголя. Так, Герцен записал в дневнике в 1842 году: "...не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и tutti quanti - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу".Но есть в названии книги и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи: "Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник". По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится подлинная жизнь - образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение. О том, что такое жизнь и смерть души, говорит один из великих учителей Церкви, преподобный Симеон Новый Богослов: "Христос приходит, и пришествием Своим воскрешает мертвую душу, и дает ей жизнь, и дарует благодать видеть, как Он Сам воскресает в ней и ее воскрешает. Таков закон новой жизни о Христе Иисусе, что Христос Господь благодатию Святаго Духа приходит к нам и воскрешает умерщвленные души наши, и дает им жизнь, и дарует очи видеть Его Самого, бессмертного и нетленного, живущим в нас. Прежде же чем душа соединится с Богом, прежде чем узрит, познает и восчувствует, что воистину соединена с Ним, - она бывает совсем мертва, слепа, бесчувственна; но при всем том, что мертва, все же по естеству своему бессмертна".Выражению "мертвые души" именно Гоголь придал тот специфический смысл, в котором мы употребляем его и сегодня. Однако писатель шел здесь от евангельской традиции, к которой и восходит понимание "мертвой" души как духовно умершей. Гоголевский замысел созвучен христианскому нравственному закону, сформулированному святым апостолом Павлом: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15, 22). С этим связана и главная идея "Мертвых душ" - идея духовного воскресения падшего человека. Ее должен был воплотить в первую очередь главный герой поэмы. "И, может быть, в сем же самом Чичикове... заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес", - предсказывает автор грядущее возрождение своего героя, то есть оживление его души.Есть основания полагать, что намек на предстоящее нравственное перерождение Павла Ивановича Чичикова содержится уже в самом его имени. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания святого апостола Павла, который "всех наставляет и выводит на прямую дорогу" (из письма Гоголя к сестре от 20 января (н. ст.) 1847 года), занимают исключительно важное место. Как известно, апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру.Было бы, однако, неверным думать, что в последующих томах Гоголь намеревался сделать Чичикова "добродетельным человеком". Гоголевские высказывания на этот счет, как и уцелевшие главы второго тома, не дают оснований для такого заключения. Александр Матвеевич Бухарев (в монашестве архимандрит Феодор), не раз беседовавший с Гоголем о его сочинении, в позднейшем примечании к своей книге "Три письма к Н.В.Гоголю, писанные в 1848 году" рассказывает: "Помнится, когда кое-что прочитал я Гоголю из моего разбора "Мертвых душ", желая только познакомить его с моим способом рассмотрения этой поэмы, то и его прямо спросил, чем именно должна кончиться эта поэма. Он, задумавшись, выразил свое затруднение высказать это с обстоятельностию. Я возразил, что мне только нужно знать, оживет ли, как следует, Павел Иванович? Гоголь как будто с радостию подтвердил, что это непременно будет и оживлению его послужит прямым участием сам царь, и первым вздохом Чичикова для истинной прочной жизни должна кончиться поэма".По всей вероятности, Гоголь хотел провести своего героя через горнило испытаний и страданий, в результате которых он должен был бы осознать неправедность своего пути. Этим внутренним переворотом, из которого Чичиков вышел бы другим человеком, по-видимому, и должны были завершиться "Мертвые души". Знаменательно, что как в "Ревизоре" настоящий ревизор появляется по повелению царя, так и в поэме в воскрешении героя должен был принять участие сам Государь.Возродиться душой должен был не только Чичиков, но и другие герои, - даже Плюшкин, может быть, наиболее "мертвый" из всех. На вопрос архимандрита Феодора, воскреснут ли прочие персонажи первого тома, Гоголь отвечал с улыбкой: "Если захотят". Духовное возрождение - одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем. И это возрождение должно было совершиться на основе "коренной природы нашей, нами позабытой", и послужить примером не только для соотечественников, но и для всего человечества. В этом и заключалась одна из "сверхзадач" поэмы Гоголя "Мертвые души". Композиция поэмы. Выбранный сюжет предоставил Гоголю «полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». В поэме огромное количество действующих лиц, представлены все социальные слои крепостной России: приобретатель Чичиков, чиновники губернского города и столицы, представители высшей знати, помещики и крепостные крестьяне. Значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления, в которых автор касается самых острых общественных вопросов, и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра.Композиция "Мертвых душ" служит раскрытию каждого из характеров, выведенного в общей картине. Автор нашел оригинальную и удивительно простую композиционную структуру, которая дала ему широчайшие возможности и для изображения жизненных явлений, и для соединения повествовательного и лирического начала, и для поэтизации России.Соотношение частей в "Мертвых душах" строго продумано и подчинено творческому замыслу. Первую главу поэмы можно определить как своеобразное вступление. Действие еще не началось, и автор лишь в общих чертах обрисовывает своих героев. В первой главе автор знакомит нас с особенностями жизни губернского города, с городскими чиновниками, помещиками Маниловым, Ноздревым и Собакевичем, а также с центральным героем произведения – Чичиковым, который начинает заводить выгодные знакомства и готовится к активным действиям, и его верными спутниками – Петрушкой и Селифаном. В этой же главе описаны два мужика, рассуждающие о колесе брички Чичикова, молодой человек, одетый в костюм «с покушениями на моду», вертлявый трактирный слуга и другой «мелкий люд». И хотя действие еще не началось, читатель начинает догадываться, что Чичиков приехал в губернский город с какими-то тайными намерениями, которые выясняются позднее.Смысл предприятия Чичикова состоял в следующем. Один раз в 10–15 лет казна проводила перепись крепостного населения. Между переписями («ревизскими сказками») за помещиками числилось установленное количество крепостных (ревизских) душ (в переписи указывались только мужчины). Естественно, что крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми до следующей переписи. За крепостных крестьян помещики ежегодно платили налог, в том числе и за умерших. «Послушайте, матушка, – разъясняет Чичиков Коробочке, – да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь. Платите за него (умершего) подать как за живого». Чичиков приобретает умерших крестьян, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском совете и получить приличную сумму денег.Через несколько дней после приезда в губернский город Чичиков отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них «мертвые души». Показывая преступные комбинации Чичикова, автор создает незабываемые образы помещиков: пустого мечтателя Манилова, скупой Коробочки, неисправимого лгуна Ноздрева, жадного Собакевича и опустившегося Плюшкина. Действие приобретает неожиданный оборот, когда, направляясь к Собакевичу, Чичиков попадает к Коробочке.Последовательность событий имеет большой смысл и продиктована развитием сюжета: писатель стремился раскрыть в своих героях все большую утрату человеческих качеств, омертвение их души. Как говорил сам Гоголь: «Один за одним следуют у меня герои, один пошлее другого». Так, в Манилове, начинающем ряд помещичьих характеров, человеческое начало погибло еще не до конца, о чем свидетельствуют его «порывания» к духовной жизни, но его стремления постепенно замирают. У бережливой Коробочки уже нет даже намека на духовную жизнь, у нее все подчинено желанию продать с выгодой продукты своего натурального хозяйства. У Ноздрева полностью отсутствуют какие-либо моральные и нравственные принципы. В Собакевиче очень мало осталось человеческого и ярко проявляется все звериное и жестокое. Завершает ряд выразительных образов помещиков Плюшкин – личность, находящаяся на грани психического распада. Созданные Гоголем образы помещиков – типичные для своего времени и среды люди. Они бы могли бы стать порядочными личностями, но тот факт, что они являются владельцами крепостных душ, лишил их человеческого начала. Крепостные для них не люди, а вещи.Образ помещичьей Руси сменяет образ губернского города. Автор вводит нас в мир чиновников, занимающихся делами государственного управления. В главах, посвященных городу, расширяется картина дворянской России и углубляется впечатление от ее мертвенности. Изображая мир чиновников, Гоголь сначала показывает их смешные стороны, а затем заставляет читателя задуматься над царящими в этом мире законами. Все чиновники, проходящие перед мысленным взором читателя, оказываются людьми без малейшего понятия о чести и долге, они связаны взаимным покровительством и круговой порукой. Их жизнь, как и жизнь помещиков, лишена смысла.Возвращение Чичикова в город и оформление купчей крепости – кульминация сюжета. Чиновники поздравляют его с приобретением крепостных. Но Ноздрев и Коробочка раскрывают проделки «почтеннейшего Павла Ивановича», и всеобщее веселье уступает место растерянности. Наступает развязка: Чичиков поспешно покидает город. Картина разоблачения Чичикова нарисована с юмором, приобретающим ярко выраженный обличающий характер. Автор с нескрываемой иронией повествует о сплетнях и слухах, возникших в губернском городе в связи с разоблачением «миллионщика». Охваченные тревогой и паникой чиновники невольно обнаруживают свои темные незаконные дела.Особое место в романе занимает «Повесть о капитане Копейкине». Она сюжетно связана с поэмой и имеет большое значение для раскрытия идейно-художественного смысла произведения. «Повесть о капитане Копейкине» дала Гоголю возможность перенести читателя в Петербург, создать образ города, ввести в повествование тему 1812 года и рассказать историю о судьбе героя войны, капитана Копейкина, обличив при этом чиновничий произвол и произвол властей, несправедливость существующего строя. В «Повести о капитане Копейкине» автор поднимает вопрос о том, что роскошь отвращает человека от нравственности.Место «Повести…» определено развитием сюжета. Когда по городу стали распространяться нелепые слухи о Чичикове, чиновники, встревоженные назначением нового губернатора и возможностью их разоблачения, собрались вместе, чтобы прояснить ситу







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 655. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия