Декабрь 1917 г.
Большое, давно желанное событие, которое для нас, марксистов, всегда казалось непременным, но все же скорее рассматривалось нами как мечта или идеал будущего, а не как близко предстоящая действительность, наконец осуществилось. Русский пролетариат при поддержке вооруженных солдат — а они ведь тоже сыновья пролетариев или крестьян — захватил государственную власть. Впервые в истории человечества во главе государства оказались не представители капитала, буржуазии, а авангард борющегося пролетариата — левое крыло русской социал-демократии — большевики. Уже во время первой — Февральской революции в России большевикам стало очевидно, что предстоит неизбежное столкновение между рабочим классом, поддерживаемым истощенным крестьянством и смертельно усталыми от войны солдатами, с одной стороны, и русской буржуазией — с другой. Февральская революция 1917 года лишь низвергла царизм и добилась только общепринятых политических свобод, которые признаются любым либерально-буржуазным правительством (свобода собраний и печати, право на коалиции и союзы). Но старый бюрократический, буржуазный дух, который господствовал в жизни России, оставался неизменным. Во всех министерствах оставались старые чиновники, в стране оставались прежние законы и порядки, и разница состояла лишь в том, что прежние монархисты теперь оказались верными слугами сначала Милюкова и Гучкова, а затем Керенского и Терещенко. Крупные капиталисты и промышленники России думали, что после Февральской революции все опасности остались позади и что капиталисты в России после низвержения царского строя будут иметь полную свободу действия для создания в России чисто капиталистической республики по примеру Северной Америки, где вся государственная власть прочно находится в руках капиталистических магнатов. Еще летом, совсем недавно, русская буржуазия праздновала свою победу и старалась всевозможными политическими интригами и обманом (в особенности образованием коалиционного правительства) укрепить свою позицию и ослабить силу социалистов. Она стремилась подкупить на свою сторону колеблющихся социал-патриотов, как например, Церетели, Чернова и Авксентьева, обещая им участие в правительстве. В то время в России существовала лишь одна партия, которая с самого начала Февральской революции занимала резко отрицательную позицию в отношении буржуазно-империалистической политики кадетов и социал-патриотов,— это были большевики. Еще в апреле большевики выдвинули лозунг «Вся власть Советам!» и постоянно подчеркивали, что необходимо положить конец войне. Но война могла быть окончена только путем революционного переворота и свержения буржуазно-капиталистического правительства. Итак, тот, кто хочет бороться за мир, должен одновременно бороться и за захват власти. Чем решительнее большевики поддерживали эти лозунги, тем ожесточеннее нападали на них их политические противники — кадеты и их лакеи из социалистической партии — социал-патриоты. Но большевики спокойно продолжали работать, выполняя свою великую историческую миссию. Большевики находились не только в оппозиции, бичуя социал-патриотов, неутомимо критикуя и разоблачая вредную сущность империализма внутри и вне России, но они с большой силой и настойчивостью стремились создать базу для развития революционного рабочего движения, которое опиралось бы на народные массы и не останавливалось бы перед открытым вооруженным восстанием. В Петрограде, Москве и по всей России возникали крупные профсоюзы, в которых находилось от 100 до 200 тысяч человек (рабочие-металлисты, текстильщики, деревообделочники и др.). Затем под руководством большевиков создавались рабочие и солдатские клубы с собственными библиотеками, учебными курсами, дешевыми столовыми и т. д. В это время было положено также начало организации союза социалистической молодежи, число членов которого достигло 50 тысяч человек. С большой энер- гией большевики работали и среди солдат на фронтах, чтобы и там утвердить дух интернационализма. На фронтах распространялись миллионы экземпляров листовок и брошюр. В них открыто излагалась проблема войны с точки зрения социалистов-интернационалистов. С этой же целью созывались митинги, съезды и совещания под большевистским руководством. Но если большевики путем активной пропаганды и организационной работы подготовляли Октябрьскую революцию, то следует не упустить из виду, что объективные условия сами по себе дали повод к этой второй революции. Февральская революция не сумела устранить ни одной из тех причин, которые вызвали ее, а именно: войну, дороговизну, голод и нужду. Тем временем русская буржуазия безмятежно продолжала свое господство. В июле месяце все более ясно начала выявляться реакционная тенденция в политике буржуазии (кадетов). Рабочая печать была запрещена, большевиков арестовали, снова была введена смертная казнь для солдат. А потом разыгрался известный заговор между генералом Корниловым и кадетскими руководителями. С сентября стали выявляться признаки приближающейся и обостряющейся борьбы между революционной демократией и либеральной буржуазией. Встал вопрос о том, кому должна принадлежать республиканская Россия: капиталистам или рабочим и мелким крестьянам? Смертельно усталые от войны солдаты все более склонялись к большевикам. А правительство Керенского держалось все более вызывающе... Диктатура буржуазных партий или борьба за диктатуру пролетариата — вот как стоял вопрос, когда II съезд Совета рабочих и солдатских депутатов заседал в Петрограде 25 октября (по старому стилю) 72. Без особой борьбы, без большого кровопролития народ взял верх. Советы рабочих взяли власть в свои руки. Ни один солдат, ни один матрос, ни один рабочий не поддержал правительство Керенского. Только отдельные группы из буржуазного лагеря поддерживали правительство. Съезд Советов заявил: свершилось желанное и долгожданное — государственная власть находится в руках революционной демократии, т. е. рабочих, мелкого крестьянства, солдат и матросов! Как и следовало ожидать, первым шагом подлинно социалистического правительства было издание «Декрета о мире». Народные комиссары сразу же принялись за работу для выполнения программы рабочего класса. Появился новый дух. Все старые бюрократические приемы и традиции выметались. В стране начали действовать самоуправление и выборный принцип для всех должностных лиц, включая и работников в армии (даже командиры избираются и назначаются солдатами). Все это характеризует сейчас жизнь в России. Новое социалистическое правительство, правительство рабочих и крестьян, сейчас предпринимает энергичные шаги для восстановления полностью разрушенного народного хозяйства, финансов и промышленности. За короткий срок много уже сделано. Но еще больше можно было бы сделать, если бы не буржуазия, которая смотрела с ненавистью и гневом на господство «толпы» и всеми силами пыталась помешать новой созидательной работе. Примером этого может служить известный «саботаж» чиновников во всех министерствах, в государственных учреждениях и даже в школах и больницах. Преподаватели, врачи, журналисты,— все работники интеллектуального труда выступали против рабочих, против социалистического государства. Как только один из народных комиссаров приступал к своей новой должности, все чиновники, словно опытные забастовщики, немедленно бросали свою работу, оставляя министерства и другие учреждения пустыми. Пришлось закрыть многие школы и больницы вследствие забастовок среди учебного и больничного персонала. Несчастные старики и старухи, бедные сироты были выброшены из приютов, где они находились, так как обслуживающий персонал не желал принимать денег за содержание приютов от «социалистического большевистского правительства»!.. Часто, когда чиновники оставляли министерства, они брали с собой не только все документы, но и ключи от сейфов с деньгами. Можно ли поэтому удивляться тому, что социалистическое правительство при таком неслыханном бойкоте и саботаже, жестоко отражавшемся на невинных членах общества, принимало строгие меры против кадетов и либералов? Но несмотря на все эти трудности, большевистское правительство продолжало свою созидательную работу. Были проведены коренные социальные реформы. Проявлялась забота о самых бедных и обездоленных среди населения. Особенно заботились об инвалидах войны. Велась борьба против безработицы. Были также проведены реформы и в области правосудия. Принимались строгие меры против спекуляции. Особое внимание уделялось обучению в школах. Старались облегчить жилищный кризис. Нет ничего поэтому удивительного в том, что при такой политике, защищающей интересы масс, совершенно по-разному относятся к деятельности социалистического правительства разные слои общества. С одной стороны, социалистическое правительство наталкивается на ненависть, злословие и гнев всего буржуазного класса и, наоборот, вызывает восхищение, искреннюю преданность и решительную поддержку рабочих, солдат и крестьян. Революционная демократия ясно понимает и чувствует, что большевистское правительство является единственно правильным органом власти для новой демократической России. Либо Россия станет буржуазно-капиталистической республикой (в случае прихода к власти кадетов), либо она под руководством пролетариата будет развиваться как чисто демократическая республика и постепенно будет создавать новые формы для народного хозяйства и социальных отношений. После Октябрьской революции в России лозунг «диктатура пролетариата» теперь уже не является больше утопией, а реальность, с которой всем буржуазным классам в других странах приходится считаться. Великая борьба за освобождение пролетариата от ига капитализма только началась русской революцией. Пролетариат всех стран жизненно заинтересован в том, чтобы большевики вышли из этой битвы с полной победой. Этим будет нанесен смертельный удар и мировому империализму. Перевод со шведского. «.Revolt»,XII. 1917. На рус- ском языка публикуется «Крест материнства» и советская республика Сентябрь 1918 г. Их много приходит ко мне, «по старой памяти», как приходили на Казанскую, 7, в Народный комиссариат государственного призрения — теперь социального обеспечения. В большинстве случаев это бледные, изморенные голодом матери, часто вдовы, нередко девушки-матери. Вся забота о детях, весь «крест материнства» всей тяжестью ложится на их плечи, непривычные к этой ноше. Глаза, полные слез, дрожащие губы, страдающая, молящая улыбка... И все та же повторная больная жалоба: «Поймите! Ведь дети голодают, ни в чем не повинные, малые дети... Неужели Советская республика не поможет нам, матерям?» В глазах — надежда и мольба. Нет, конечно, Советская республика не оставит матерей: отзовется на эти измученные, исстрадавшиеся, молящие взоры! Среди них работницы, самостоятельно зарабатывающие, стойкие, закаленные, побывавшие в организациях. И все же перед лицом детского голода, недоедания материнское сердце теряет свой закал, и воля к борьбе слабеет. Есть среди них еще робкие, плохо разбирающиеся в окружающем жены мастеровых и служащих: в них — ропот, недовольство острее и слышнее, они готовы пойти за всяким, кто обеспечит детям хлеб, так устали они, так намучились просыпаться от молящего, плачущего детского голоса по утрам: «Мама! А будет хлеб сегодня?» Есть среди них женщины интеллигентного труда: учительницы, служащие, много лиц среднего медицинского персонала, много просто «безработных», бывших курсисток, педагогов, есть и жены отставных чиновников-саботажников, есть даже бывшие капиталистки, бывшие домовладелицы, живущие теперь на случайно проданную мебель, шубу, шелковое платье... Но у всех те же измученные глаза исстрадавшихся матерей и у всех тот же крик души: «Дети голодают!..» Работницы обычно излагают свое горе кратко, стыдясь своих слез, своей слабости. Жены рабочих значительно словоохотливее и чаще жалоба их звучит упреком и даже более того — протестом. Но особенно пространно оплакивают свой, сейчас особенно тяжкий, «крест материнства» на голодном, опустошенном мировой войной, пространстве земного шара, матери из внезапно обедневших буржуазных семейств. Тут долгие рассказы о том, как их гонят с квартиры, как приходится продавать последнюю «теплую вещь», чтобы заплатить доктору или купить молока для больного ребенка; и когда слушаешь эти, поистине жуткие описания картины нашего материального неустройства — этого проклятого наследия капиталистической системы хозяйства, делается досадно и больно. Больно за человека, за каждую в отдельности страдающую мать, кто бы она ни была, и досадно за близорукость людскую, за силу классовой психологии, классового мышления. Ведь вот сейчас эти матери буржуазной среды, нежданно-негаданно попавшие в условия жизни, в каких бьются миллионы пролетарских женщин, изнывают, плачут, упрекают судьбу, беспомощно простирают к нам же — к врагам своим — руки за помощью... Но где, где были они, эти благополучные матери год, два тому назад? Где были они, жившие в тепле, в довольстве, без этого гнетущего страха — заботы о завтрашнем дне и его хлебе насущном, когда за прочными стенами их уютных квартир, утопавших в достатке, вели жестокую, не на жизнь, а на смерть борьбу с голодом, нищетой, безработицей миллионы пролетарских женщин, миллионы матерей неимущего класса? Матери-интеллигентки, матери буржуазного класса заботились лишь о том, чтобы их Сашенька, Машенька, Коленька имели всего вдоволь, больше того, что даже нужно ребенку для его нормального развития, чтобы их «детки» росли в светлой радости. А мимо матерей угнетенного, обездоленного рабочего класса эти матери проходили с холодным равнодушием. Что им было за дело до страданий каких-то там работниц или жен безработных, больных пролетариев?.. Сейчас картина резко изменилась. Сейчас после великого переворота октябрьских дней почва впервые заколебалась под ногами буржуазии. Вчерашний богач, капита- лист, домохозяин, собственник вместе со всей своей семьей стоит впервые перед лицом беспощадных сил — голода и недостатка. Слушаешь жалобы этих матерей из буржуазных семей и закипает досада, хочется отмахнуться, хочется зло напомнить: а где вы были тогда, когда этими же страданиями, этими же болями болели миллионы женщин неимущего класса? Что сделали вы, женщины с образованием, с утонченной культурной душою, чтобы облегчить матерям-работницам, матерям-крестьянкам их непосильную ношу «креста материнства»? Ведь тогда у власти были вы: ваши мужья, отцы и братья правили Россией... Отчего пусто на том место, где в «правильно, разумно, целесообразно организованном государстве» должна бы существовать целая сеть учреждений, облегчающих матерям бремя материнства, берущих на себя заботу о детях? Этого ничего не нашла Советская Россия! Пеняйте же на себя, если нет вам ниоткуда помощи! Нет и не будет! Так хочется ответить им, когда закипает гнев на все несправедливости буржуазного мира, против которого мы, коммунисты, боремся. Но чем поможет такая отповедь? И кто будет наказан всего больше? Дети — подрастающее, юное поколение — строители новой, более справедливой, гуманной, человечной и светлой России. Нет, не таков должен быть наш ответ матерям, кто бы они ни были, как бы велик ни был их «социальный грех» в прошлом. В наших собственных интересах, в интересах крепости коммунистического строя — разбить во всех слоях, во всех классах устои старой, эгоистической, узко-замкнутой буржуазной семьи. Жизнь и та великая ломка былых устоев, которая совершается на наших глазах, очищают путь для строительства новых форм семьи — семьи социалистической, т. е. для воспитания детей в детских колониях, детских общежитиях. Кое-что в этом направлении уже делается. Но делается слишком мало, слишком робко, в слишком узких рамках, вне общегосударственного масштаба. Пора нам выдвинуть в первую очередь нашего социально-строительного порядка дня назревший лозунг: охрана и всестороннее обеспечение матерей и детей! Смотрите, как гнутся под тяжестью материнства в эти голодные годы матери-работницы, смотрите, как ввалились их глаза от постоянного недоедания, оттого, что последний кусок они отрывают от себя, чтобы насытить вечно голодную сейчас детвору... Смотрите, на тротуарах Советской Красной Москвы — мы встречаем недопустимую чудовищную картину: мать и двое, трое голодных ребят, взывающих о куске хлеба. От этих голодных детских глаз не укроешься!.. Они упрекают, они молят, они вопиют... Это — не пустяшный вопрос: дети — будущее коммунистической России. Если мы сумеем их воспитать в нашем духе, никакой враг не страшен. Будущее — наше! Надо энергичнее взяться за дело. И здесь следует сказать правду: если вопрос об обеспечении матерей и детей у нас все еще поставлен не на должную высоту, если мы до сих пор не взяли на учет всех ребят дошкольного и школьного возраста, то вина ложится в первую голову на нас,— на женщин-коммунисток. Почему мы до сих пор медлим с чисто практическими, живыми, простыми мероприятиями? Почему не ведем работу пробуждения самодеятельности матерей-работниц? Почему так мало налажено в смысле строительства тех учреждений: яслей, детских колоний, широкой сети детских столовых, дворцов и домов материнства, которые сразу облегчили бы решение задачи помощи матерям в обеспечении детства? Мы, мы сами слишком косны, бездеятельны. Мы все ждем, что кто-то за нас «все устроит», мы привыкли жить «по указке» свыше, как жили при буржуазном строе, и забываем, что сейчас — Советская республика. А в Советской республике великое именно то, что широко открыто в ней поле для самодеятельности, для проявления почина. Надо, чтобы товарищи-коммунистки не теряли больше времени. Надо, чтобы они взялись теперь же за дело, чтобы обдумали, разработали план всесторонней помощи матерям. И пусть эта помощь касается всех неимущих матерей и детей; пусть убедятся даже те матери-интеллигентки, которые сейчас идут к нам за помощью, что рабочий класс выше, справедливее буржуазного класса, что он не знает, не признает мелочной мести и что он готов позаботиться о всех детях, нуждающихся в опеке государства, чтобы вырастить, выковать из них коммунистов по духу, дельных, трудоспособных граждан, чтобы навсегда покончить с тунеядством и эксплуатацией чужого труда. Не мстить мы призваны, а созидать: не местью, а строительством мы побеждаем... Первая сейчас насущная задача — накормить детей и этим помочь матерям. Надо наладить немедленно же широкую, обнимающую всю Москву, а затем и другие города сеть центральных кухонь для детей. Дети ведь уже сейчас все на учете, детские продовольственные карточки налицо. Не трудно разбить районы на мелкие участки, найти подходящее помещение для центральной детской кухни и оборудовать ее при помощи посменного дежурства и контроля матерей данного участка. Топливо, провизию должен обеспечить местный Совет. Для государства получается сразу экономия: вместо топки двухсот кухонных печей — топка одной центральной печи. Получается экономия и на провизии: из центрального котла легче накормить двести детей, чем из 200 отдельных мисок. А какое громадное, колоссальное сбережение сил и времени самих матерей! Вместо того, чтобы ежедневно простаивать за плитой полдня — дежурство в центральной кухне раз в неделю, раз в десять, даже в пятнадцать дней! И притом сознание — дети сыты! Советская власть — она печется о «малых сих», она не даст погибнуть, захиреть ребятам! И сразу в глазах любой матери Советская власть приобретает другую цену. Тут уж не страшна, не опасна проповедь ни попа, ни контрреволюционера. Советская власть кормит детей — этим все сказано для самой малосознательной отсталой матери. Эти центральные детские кухни могут стать прекрасным очагом для воспитания духа коллективности в самих матерях. При центральных кухнях могут быть столовые для детей, но можно организовать и так, чтобы обед и ужин матери уносили домой.— Кому как удобнее. Вопрос этот назрел. Его обсуждают уже в разных местах и кое-где уже проводят в жизнь. Но серьезное социальное значение эти попытки будут иметь лишь тогда, когда это дело выйдет из стадии кустарничества и примет общегосударственный характер. А для этого надо лишь одно: мы, коммунистки, должны взяться за него по всем районам, во всех местах и городах. Центральные кухни лишь первый шаг; за ним должен последовать ряд других широких, социальных мероприя- тий, облегчающих матерям-неимущим «крест материнства». Нашим кличем должен стать сейчас: за дело, товарищи-коммунистки, завоюем, построим широкую сеть социальных учреждений, которые снимут с плеч матерей «крест материнства» и дадут женщине возможность, выпрямившись от этой ноши, отдать силы, время, энергию, любовь свою великому делу закрепления власти за победоносным рабочим классом. «Правда» № 210, 1 октября
|