Студопедия — Декабрь 1918 г.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Декабрь 1918 г.






Вечерняя, деловая Москва. Группы окоченевших пеше­ходов топчутся у остановки, тщетно борясь за право по­пасть на последний трамвай. Мимо проносятся автомобили с товарищами, спешащими на деловое собрание, на митинг, лекцию... Оглянешься, вглядишься в деловую Москву и видишь: все больше «свои люди» — труженики, рабочий или служащий люд. Изредка, как анахронизм, как выхо­дец с того света, сохранившийся со времен царизма и гос­подства буржуазии,— «барин», осанистый, в теплой шубе или барынька в мехах; но они глядят как-то сконфуженно, будто просят извинения у трудового люда, что они еще су­ществуют...

На стенах — плакаты, призывающие на пятничные по­литические митинги. Продавцы «Вечерних известий» вы­крикивают новости, говорящие либо о новых победах со­ветской Красной Армии, либо о событиях мировой важно­сти, свидетельствующих, что революция ширится, крепнет, разливается по миру... И на душе делается бодро и радост­но. Жизнь, что бы там ни говорили, новая жизнь вне рамок старого буржуазного мира налаживается, строится, организуется!..

Но что это?

Знакомый, переносящий в недавнее буржуазное прош­лое, заунывно-протяжный и вслед за ним оборванно-гул­кий звук... Звон к вечерне. Колокольный звон, созывающий «верующих православных христиан» к молитве.

Много ли их, этих верующих, и кто они? Ведь теперь им самим, т. е. приходу, приходится содержать священ­ника и весь причт. Много ли находится прихожан, гото­вых при общем голоде урезывать свой бюджет, чтобы со­держать и прокармливать «батюшку с матушкой» и весь необходимый для церковного служения и церемониала персонал?


Храм старинный, московский, полный благолепия, ярко, по-праздничному освещен! На священнике и причте — са­мые дорогие, тоже праздничные, одежды. Учитывают «ба­тюшки», что сейчас надо «товар лицом показывать»: сей­час рядом со старинным храмом — клуб коммунистов, там лекции, просветительные беседы; дальше — Совет с его деловыми политическими заседаниями, партийный район, союзное правление... Все это оттягивает народ от церкви. Батюшкам не нравится такая конкуренция. Немудрено, что приходится одевать и в простую субботу праздничные одежды и зажигать даже среднюю церковную люстру, как под пасхальную ночь!

Причт старается, не жалеет голоса и сил.

Но кто же молящиеся? Их прежде всего не так мало, как можно было думать!

Но что посерьезнее: это не только спасающие души старики и старушки, не только отсталая часть рабочего класса — жены рабочих, не только наивные подростки, дети; нет, тут и бородатый рабочий, и красноармеец, и юноша пролетарского вида, и бойкая смышленая работ­ница в платочке, лицо которой мелькает и на пятничных митингах.

Что ж это? Почему так полна эта по-праздничному ос­вещенная церковь, где священники приучают народ не к самостоятельности, не к строительству жизни по-новому, не к тому, чтобы действенно вести борьбу с проклятым наследием капиталистического строя и его пережитками — голодом, холодом, неравенством, людским эгоизмом, ко­рыстолюбием, злобой друг на друга,— а убаюкивают мыс­ли и волю народа тщетной надеждой на «чудо» или на сла­дости «загробной жизни». В то время как коммунисты, бо­рясь с вековой забитостью, тьмой народной, зовут всех тру­дящихся добиваться «рая на земле», т. е. самим спешно строить, налаживать жизнь так, чтобы всем нам вздохнуть легче, чтобы всем быть сытыми, одетыми, обутыми, иметь возможность получить образование, знание и дружно по­вести борьбу уже только с единственно непобежденной силой — с природой, попы и церковь тянут свои старые перепевы о «рае небесном».

Что парод, измученный годами мировой войны, исстра­давшийся от голода и все еще не налаженного хозяйства, ищет утешения в привычном месте, в церкви, прибегает к молитве, наивно, по-детски ожидая «чуда», авось это гос-


подь бог без всякого усилия с нашей стороны, только по­тому, что батюшка зажег все паникадила, возьмет и при­гонит с юга России этак вагончиков 100 тысяч с мукой, маслом, яйцами и сахаром, этому удивляться нечего! Еще велика власть тьмы, несознательности над умами веками угнетенного народа...

Но не виноваты ли мы, коммунисты, в том, что так полны храмы (в праздничные и предпраздничные дни?). Сделали ли мы все, чтобы глубоко, в корне подкосить ста­рые суеверия, выбить фундамент из-под ног религиозного мышления?

Товарищи скажут: «Помилуйте, разве мы не боремся с религией? Религиозные диспуты, лекции о религии, про­паганда на тему «отделения церкви от государства»! Чего еще?»

Все это важно и нужно, но всего этого мало. Словами, а тем более насильственным придушением проявления религиозного верования, мы старого духовного раб­ства в человеке не искореним. А религия всегда держит мысль человека, свободный полет духа, неугомонную кри­тику человеческого разума в плену, в рабстве. Оттого религия так и вредна для коммунизма, для строя, который может удержаться и процветать только при полной свободе человеческой мысли, при неугомонном, пытливом искании ума в области науки, в области познания природы, до ее самых затаенных и до сих пор еще скрытых от глаз чело­века глубин.

Развенчать религию, подорвать власть над умами и ду­шами со стороны духовенства может не столько агитация против церкви, сколько целостное, научное материалисти­ческое миросозерцание.

И вот тут-то мы, коммунисты, увлеченные социальной борьбой и политическими злободневными событиями, по­винны в том, что оттеснили на самый задний план вопрос о выработке основ материалистического, научного мышле­ния более молодых товарищей, коммунистов последних призывов.

К естественным наукам в самом широком понимании этого слова — таков лозунг в борьбе с религией и с вековой тьмой, мешающей зачастую коммунистическому зерну дать хорошие, здоровые и сочные всходы.

Не только в стенах социалистической академии и раз­личных специальных техническо-просветительных курсах


место естественным наукам, начиная от грандиозных высот астрономии и кончая изучением жизни инфузорий и взаи­модействий атомов, но рядом с серией популярных лекций на социальные, экономические и политические темы дол­жно быть дано место и вдумчивому изучению природы.

Коммунистическое хозяйство может победить капита­листическую систему производства только при условии, что рядом с целесообразной социальной организацией хозяй­ства наука о природе, о том, как ее подчинить труду и воле коммунистического человечества, начнет развиваться и вширь и вглубь.

Религия — это способ держать мысль человека в плену, задерживать успехи науки и проникновения в тайны при­роды. Наука — способ раскрепостить дух вечного искания в человеке.

Только наука, и именно наука о природе, естествозна­ние, материалистическое мышление — вот что заставит опустеть московские храмы, вот что лишит попов их доб­ровольных жертвователей-клиентов!

Когда перед взорами рабочего или работницы откро­ются грандиозные, величественные горизонты миросозда-ния во всей их закономерной преемственности, тогда бого-поклонение, взывание к «чуду» отпадет, отомрет само собою...

Популярные лекции по астрономии, философии, есте­ствознанию, дарвинизму, монизму и т. д., лекции, иллю­стрированные опытами, кинематографическими снимками и даже забытым «волшебным фонарем»,— таков практи­ческий и наиболее беспощадный способ борьбы с религиоз­ными суевериями.

Задача товарищей из комиссариата просвещения про­вести это в жизнь; дело партийных товарищей торопить комиссариат с осуществлением этой задачи.

Освобождение духа, мышления, чтобы овладеть приро­дой и подчинить себе в полной мере производительные силы хозяйства,— таков должен быть боевой лозунг того класса, который, победив социальных врагов, устремит все свои силы и творческую энергию на то, чтобы сделать гор--ую неукротимую природу своей послушной слугой.

«Правда», 29 декабря 1918 г.








Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 283. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия