Октябрь 1918 г.
На Первом Всероссийском совещании работниц73 будет поставлен наряду с другими и вопрос о том, как обеспечить, как облегчить старость? Как сделать так, чтобы годы заката жизни не страшили ни работницу, ни рабочего, чтобы не приходилось под старость глотать кусок хлеба с горьким сознанием, что за спиной сын или дочь злобно шепчут: «Скорей бы на покой отправился, только чужой век заедает!» Как сделать так, чтобы каждый трудящийся — гражданин Советской России сознавал: своими руками я создавал те богатства, те блага, какими пользуется наше рабоче-крестьянское государство. Я отдал трудовому коллективу свои силы, свою молодость, теперь трудовой коллектив обязан взамен взять на себя заботу обо мне, когда эти силы слабеют. Теперь, когда подкралась осень жизни, я имею право на отдых. В коммунистическом государстве не может и не должно быть места для бесприютной заброшенности и одинокой старости. И Советская Республика декретом о социальном обеспечении от 1 ноября 1917 года признала, что государство берет на себя обеспечение работниц и рабочих, достигших возраста, когда трудоспособность падает, уменьшается 74. Капиталистический строй рано выматывал здоровье и молодость из рабочего люда. Пролетарий умирал чаще всего в те годы, когда представитель обеспеченного класса считал себя только достигшим расцвета жизни. Правильное питание, нормальная затрата трудовой энергии, благоприятные условия жизни — все это сохраняет силу, молодость, отсрочивает старость. Отсрочивает старость также тот внутренний, духовный огонь веры и любви в творимое любимое дело, который пока встречается лишь у единиц, у более крупных общественных деятелей. Августу Бебелю, великому вождю германских рабочих, было около семидесяти, когда он умер, но кто назвал бы Бебеля стариком? До последнего часа сверкал и горел в нем огонь энтузиазма к любимому делу освобождения рабочего класса, неугасимая вера в близость социализма. В коммунистическом обществе, когда рабочие и работницы наладят жизнь на коллективистических началах, тогда все граждане этого общества будут, подобно Бебелю, юнцами и в семьдесят лет! Тогда, быть может, не потребуется специальная забота о стариках, когда отодвинут будет час дряхлости и самый час смерти. Но в наше трудное, боевое, переходное время приходится считаться с тем, что капитал иссушил силы рабочего и работницы и что бессильная, одинокая, бесприютная старость у нас налицо. Миллионы пролетариев доживают век свой в самых отчаянных, недопустимых условиях. Особенно горька чаша для престарелых одиноких женщин-прислуг, служащих трактирного промысла, для фабричных и заводских работниц и рабочих. Эти миллионы тружеников, из которых капитал высосал молодость и силы, теперь ждут к себе товарищеского участия и забот рабоче-крестьянского государства. Пенсии, т. е. денежные пособия,— это одна сторона обеспечения старости. Но есть еще другая. Состариться, т. е. не быть в состоянии зарабатывать столько, чтобы пропитать себя,— это еще не значит утратить всякую способность к труду. Наоборот, каждый пожилой работник или работница, лишившиеся привычной работы, места, занятия «по старости», томятся от бездеятельности. Старость не должна быть бездеятельна. Надо только суметь перевести пожилого человека с ослабевающей трудовой энергией на тот род работы, где его ограниченных сил хватило бы с достатком. Рядом с вопросом о денежном обеспечении старости должен стать вопрос о трудовой помощи, об использовании в интересах народного хозяйства и слабеющих сил стариков. Третья забота коммунистического государства — это организация общежитий для пожилых, отработавших свою долю, рабочих и работниц. Разумеется, эти общежития не должны быть похожи на капиталистические богадельни-казармы, куда раньше посылали стариков и старух «помирать». Общежития для престарелых, для изнуренных трудом работниц и рабочих, для измученных стоянием за прилавком приказчиц и приказчиков, для всей стареющей и ослабевшей городской бедноты должны быть истинными «Домами отдыха». Старости близка природа с ее успокаивающей душу мудростью и величавой тишиной. Всего лучше организовывать такие общежития за городом, обеспечивая в них стареющим рабочим и работницам посильный труд и, разумеется, ставя «Дома отдыха» на началах полного самоуправления в них проживающих. Вопрос назревший, наболевший... Он не терпит отлагательства. Но где взять сейчас такие дома, здания, приспособления для намеченной цели? Дома, здания эти есть — это монастыри. Почему мы все еще опасливо ходим вокруг этих «черных гнезд»? Почему не как исключение, а повсеместно не используем эти великолепно оборудованные сооружения под санатории, под «Дома отдыха», под «Дворцы материнства»? Поискать — найдутся и другие здания. Важно лишь одно: что теперь мы уже вступили в полосу жизни, когда необходимо всем нам переводить декреты в живую практику жизни. Первое всероссийское совещание работниц и ставит своей задачей, наряду с основной задачей, пробудить социалистическое сознание работниц, научить их борьбе с врагами рабочего класса, вместе с тем дать женщинам городской и сельской бедноты практические указания, как в различных областях строить жизнь по-новому, по-коммунистически. По вопросу о старости совещание работниц будет руководствоваться положением, что старость должна быть не проклятием, а заслуженным в трудовом обществе светлым и радостным часом отдыха. А как это осуществить на практике — это работницы обсудят на своем совещании. «Вечерние известия», 30 октября 1918 г.
|