Знаменитые гуру из секты удасинов
Бапуджи прибыл в ашрам «Шри Мунимандал» в Харидвар-Канхале. Этот ашрам считается главным центром секты удасинов в Индии. Основателем ашрама был великий святой Шри Свами Кешавананджи Махарадж, учитель учителя Шри Шантананджи. Духовное богатство Свами Кешавананджи не знало границ. Подобно Джагатгуру Шанкарачарье[67], Шри Кешавананджи Махарадж одерживал верх над многими великими учеными со всей Индии во многих диспутах по толкованию Шастр. В результате он стал очень влиятельной фигурой во всей Индии[68]. Секта удасинов - очень древняя. Ее основателями считаются Санаткумараь и Нарадаь Муниь, уморожденные сыновья Господа Брахмы, творца. В средневековье выдающийся удасинский гуру махатма Шричандраджи Махарадж возродил секту, распространившую свое влияние на большую территорию. Он был старшим сыном Гуру Нанакаь, основателя сикхизма. Он родился в 1494 году Н.Э. с джатойь (пучком волос) на макушке, а его младенческое тело было покрыто бхасманом (пеплом) – и то, и другое является признаком аскета. Люди тут же уверились, что это божественная личность. Пока ребенок рос, он совершал одно чудо за другим. В нежном возрасте восьми лет он уже посещал духовные диспуты и превосходил многих ученых пандитов в знании Шастр. В 1519 году Н.Э., в возрасте двадцати пяти лет, в день Гурупурнимыь[69] он принес аскетические обеты в Кашмире Свами Шри Авинашрамджи. После этого он путешествовал по всей Индии, проповедуя религию. Во время своих странствий и посещения святынь, он распространял слово дхармы и пробуждал в людях новое сознание. Какое-то время Шричандраджи жил в Кашмире и писал комментарии к Ведам. Он снова пустился в путь, на этот раз чтобы спасти индусов от зверств представителей других религий. Благодаря своим божественным йогическим силам он совершил множество чудес в Пешаваре, Кабуле, Синдеь и других местах и высоко вознес знамя санатана-дхармы[70]. Вазир Хан, мусульманин из Кабула, был сильно впечатлен его учением и стал преданным Господа Кришны. Даже могольский император Джахангир был настолько поражен его чудесами, что даровал индусам свободу вероисповедания. За свою долгую жизнь Шричандраджи совершил множество чудес в самых разных местах, но здесь невозможно рассказать обо всех. Главными центрами его деятельности были Тхатхтха (в Синдеь), Бархатх, Шринагар, Кандагар и Пешавар. За свою долгую жизнь в сто пятьдесят лет он облегчил судьбу многих людей. Благодаря йогическим силам он не знал старости и всегда оставался юн. В конце концов он вошел в пещеру в горе Чамбе и исчез. Дата его смерти неизвестна. Говорят, что он вовсе не умирал.
Шантананджи Махарадж родился в семье браминов в деревне неподалеку от Раджпура, места рождения великого поэта и святого Тулсидасджи. Получив начальное образование в деревенской школе, он отправился в Аллахабад, чтобы продолжить там свое обучение. Он был блестящим учеником, и дядя собирался отправить его получать высшее образование в Лондон. Но с раннего возраста он имел склонность к духовной жизни, поэтому, когда ему исполнилось восемнадцать, он покинул свой дом в поисках гуру. Около четырех лет он странствовал пешком по всему штату Мадхья-Прадеш[71] и его окрестностям, но не мог найти подходящего гуру, который учил бы его йога-садхане. Однажды он услышал, как какой-то санньясин превозносит гуру по имени Брахмананджи Брахмачари, который обосновался в штате Гуджарат в Гангсаре, неподалеку от Чандод-Карнали, на берегу реки Нармады. Прежде чем стать санньясином, Брахмананджи был генералом армии Пенджаб-Кешари Раджи Ранджит Сингха. Но после того как Лахор оказался в руках британской армии, его постигло разочарование. Вскоре он стал удасинским санньясином и глубоко погрузился в йога-садхану. Шантананджи жаждал увидеться с этим святым, но всего за несколько дней до того, как он добрался до ашрама в Гангсаре, Шри Брахмананджи принял вечное самадхи. Шантананджи остался на несколько дней в ашраме Гангсара в обществе учеников Брахмананджи. Гостя в ашраме, он услыхал, как хвалят ашрам «Мунимандал» в Харидвар-Канхале и его основателя Свами Кешавананда, знатока всех Шастр. Шантананджи очень захотелось встретиться с этим святым, и он покинул ашрам в Гангсаре, не обмолвившись ни одной живой душе. Он отправился прямо в Харидвар. Его встреча со Свами Кешавананджи Махараджем в ашраме «Мунимандал» принесла ему большое удовлетворение. Свамиджи ощутил ауру его личности и пригласил его остаться в ашраме и изучать санскрит. Со временем Шантананджи стал большим знатоком санскрита, но его желание практиковать йога-садхану по-прежнему оставалось неисполненным. В те дни Свами Кешавананджи был очень занят, проповедуя послание религии, поэтому Шантананджи обратился к Свами Пракашананджи, его главному ученику, и выразил сильное желание изучать йога-садхану и получить посвящение в чатуртх-ашраму (четвертую, или санньяса-ашраму) удасинской секты. Свами Пракашананджи признал его достойным и посвятил в санньясу. Он дал ему имя Шантананд и объяснил процесс и тонкости йога-садханы. Шантананджи начал заниматься йога-садханой и параллельно продолжал изучать санскрит. Так он стал санньясином удасинского ордена, и так продолжилась его связь с ашрамом «Мунимандал». Именно эта тесная связь позволила ему устроить так, чтобы Бапуджи изучал там санскрит. Бапуджи провел примерно восемь месяцев в ашраме «Мунимандал», самом значимом центре удасинской секты. За этот период он изучал среди прочего санскрит, шесть даршан, Упанишады и Шримад Бхагавадгиту. В ходе учения он пришел к пониманию того, что знание Шастр (священных текстов) очень полезно для искателей Истины. Поэтому он решил ежегодно проводить несколько месяцев в разных центрах учения, включая Харидвар, Ришикеш и Каши.
|