Недостатки речевого голоса.
Афония – отсутствие звучности голоса при сохранении шепотной речи. Наблюдается в результате заболевания гортани или при неправильном воспитании речевого голоса. Дисфония – частичное расстройство голоса, т. е. потеря его звучности. В отличие от афонии речевой голос сохраняется, но звучит слабо, хрипло, дрожит и срывается. Фонастения – повышенная утомляемость речевого аппарата. Неприятные ощущения в речевом аппарате во время речи. Псевдофонастения – прерывистый речевой голос, возникающий от волнения чаще у актеров, не овладевших навыками поставленного голоса. Голосовые недостатки могут быть органического происхождения – искривленная носовая перегородка, низкое твердое нёбо, недостатки голоса могут зависеть от раннего курения, злоупотребления алкоголем, от постоянного пребывания в загрязненной атмосфере, от перегрузки голосового аппарата, а также от нарушения слуха. Следует отметить, что неправильное воспитание навыков образования голоса может привести речевой голос актера к одному или нескольким перечисленным недостаткам речевого звучания.
Практические занятия.
Релаксация в воспитании речевого голоса.
Как уже говорилось, работа над голосовой техникой – процесс долгий и трудоемкий, который связан с психологическими процессами человека. Начиная работу с актерами большое внимание необходимо уделять психологической и физической релаксации, так как на этих упражнениях актер сможет понять разницу между двумя контрастными чувствами – релаксации и напряжения, мышечной свободы и мышечного напряжения, которые можно регулировать. Упражнения на психологическую и физическую релаксацию помогают замечать актеру не только физическое напряжение во многих частях тела и учит снимать это излишнее напряжение, но и психологическое напряжение. Эти упражнения помогают легче переносить нервные стрессы, помогают избавиться от нервозности, излишней эмоциональности. Умение расслабить мышцы называется релаксацией – мышечным освобождением. Хорошим приемом релаксации, то есть освобождения мышц от напряжения, является массаж. Кроме этого, массаж – это одна из разновидностей активных – пассивных движений.
Дыхание в воспитании речевого голоса.
Влияние работы дыхания на голосовое звучание.
Особое значение имеет процесс дыхания в связи с голосовой и речевой деятельностью человека, это один из самых существенных и важных элементов воспитания речевого голоса и правильного произношения звуков речи. Современные данные о влиянии коры головного мозга на все основные процессы в организме относятся и к деятельности дыхательного аппарата, так как процесс дыхания может изменяться произвольно. От силы подсвязочного давления, которое образуется при выдохе, зависит амплитуда колебаний голосовых складок. Кроме того, дыхание поднимает тонус внутренних мышц гортани, определяя интенсивность голоса и в какой-то мере его тембр. Выдыхаемый воздух, собирающийся под закрытой голосовой щелью, производит давление на многочисленные окончания чувствительных нервов, подходящих к слизистой оболочке подсвязочного пространства. Таким образом, выдыхаемый воздух является не только средой, в которой происходят колебания голосовых складок, но также одновременно и раздражителем для периферических рецепторов голосового аппарата. Правильное и рациональное использование речевого дыхания способствует нормальному протеканию жизненных процессов в организме, снимает утомление (как общее, так и речевого аппарата), способствует развитию голосового аппарата актера и его жизненной деятельности. Умелое использование дыхания обогащает голос актера и благотворно действует на его здоровье. Дыхание может помочь приобрести в речевом голосе яркость, легкость, округлость, полетность, владение голосовыми регистрами и т.д. Неумелое пользование дыханием может лишить речевой звук всех этих качеств и вызвать голосовые заболевания.
|