Разновидности игрового действия.
(Панфилов «Режиссура праздника», В.И.Даль «Толковый словарь»). Игра. Игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. В игре важно: Радость (наслаждение, радость, блаженство, веселье, услада, утеха, удовлетворение…) Интерес (польза, участие, желание узнать, понять, выгода, корысть,внимание к чему-нибудь, сочувствие, забота…) – игры азартные, спортивные, коммерческие. Обряд (смысл). Игровые принципы: Минимум слов и больше игры. Игры дворовые - необходима территория, простор для действий (пряточные «прятки»; беговые «салочки, горелки»; прыгательные «прыгалки, скакалки, классики»;). Игры посиделочные – наличие удобного помещения (жмурочные «жмурки с голосом, с колокольчиком»; целовальные; словесные «испорченный телефон, колечко, море волнуется»). Конкурс. Конкурс (столкновение, содействие) – соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы (С.И.Ожегов). Принципы – выявление лучшего. Виды: групповые, массовые. Определение победителей: в ходе игры, по реакции зрителей. Задача ведущего – дать людям шанс испытать радость победы (награда – аплодисменты и добрые слова. Реакция – улыбка) Аттракцион (фр. привлечение) Устройство для развлечения в местах общественного отдыха (карусель, тир, качели, трамплины, городки, мишени) – С.И.Ожегов. Аттракционный принцип игры: игровое оформление праздничного пространства. Виды: - Межпростоанственные (вертикально от земли или от пола вверх) – «метание каната; воронята». - Напольные (горизонтальные по полу или по земле) – «войди в круг; лабиринт». - Потолочные (свисают с потолка вниз) – «съешь яблоко; срежь приз». - Настенные (на стенах игрового пространства – «счастливые кольца; 8 задач». Аукцион (нем. публичные торги) Публичная распродажа, покупатель тот, кто предложит более высокую цену (С.И.Ожегов). Фактически театрализованное представление, где участвуют: товары, деньги, покупатели, зрители и ведущий аукциона. Виды: - Аукцион в чистом виде; - Юморной; - Словесный; - «Горячо-холодно»; - Синоним; - Метафора; - Загадка; - Обмен и т.д. Задача аукционного игрового принципа – создать праздничный, веселый, здоровый азарт. Викторина (лат. победа).Игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо темой. Виды: - тестовый «Кто хочет стать миллионером», - кроссвордный «Поле чудес», вопросный «Что? Где? Когда?». Задача: развивающая, достаточно объемное раскрытие темы. Шарада.Загадка, в которой загаданное слово или фраза делится на несколько частей – отдельных слов. Кроссворд.Игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. Виды: - Настенный – коллективное разгадывание; - Индивидуальный – отдельные листочки; - Зримый – активизирующая задача героя. - Чайнворд.Игра-задача – последовательно расположенные квадраты заполняются буквами, составляющими слова, расположенные так, что последняя буква первого слова является начальной буквой второго слова. Тест.Вопросник на какую-либо тему, с имеющимися вариантами ответов. Загадка.Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке или истолковании. Виды: - Старинные – (созданные и накопленные многими поколениями народа)----- познавательные. - Современные – (создаваемые сегодня в народной среде писателями, ведущими)----- развлекательные (шутливые, прикольные, обманные), (детские, взрослые).
Лотерея (жребий, выигрыш).Розыгрыш вещей, денежных сумм по билетам (С.И.Ожегов). Виды: - Беспроигрышные (тир); - Театрализованные. Особенности: - Встречальная форма (скоморохи, клоуны, лотошники, шарманщики) – «возьми билетик и…; билетик-вопрос – билетик ответ». - Провожальная форма (пожелания в дорогу «по жизни», как приятная открытка). Потеха и забава.Потешены, потеха, потешка – забава, игрушка, утеха, занятие от скуки, безделья; увеселенье, зрелище… (В.И.Даль). Потеха – мужская основа: «Стенка на стенку; Чехарда с подражанием;» Забава – забавляющий, доставляющий забаву, потешный, смешной или странный, чудный (В.И.даль); Забавлять кого чем – не давать скучать, увеселять, тешить; занимать игрушкой. Женское начало: «Золото хоронить; Колечко; Курочка;». Затея (выдумывать, придумывать, выгадывать, быть зачинщиком). Задуманное дело, замысел; заниматься для развлечения, забавы (С.И.Ожегов). Особенность: толчок, порыв в празднике, второе дыхание. Виды: - подготовленная (проходки с речевками), - спонтанная. Розыгрыши и приколы. Розыгрыш – подшучивая над кем-нибудь, поднять на смех, одурачить (С.И.Ожегов). Особенность: требуется время «Комический бокс;» Прикол – остроумное высказывание, шутка. Особенность: мгновенное действие. Виды: - бессловесные, - разговорные («Маленький фокус; Гипноз; Сбей шарик». Состязания (спорить, бороться, тягаться, вступать в спор) – В.И.Даль. Соревнование в чем-нибудь, состязание в остроумии (С.И.Ожегов). Особенности: - Выявление победителя в игре, награда. - Участники и болельщики. - Самостоятельная часть праздника. - Это не спорт, главное – радость участия. - Не обязательно разделение участников по половому признаку и возрастному различию. «Комическая эстафета; Кто быстрее; Эстафета со скакалкой».
Фанты (нем. залог, заклад в домашних семейных играх) – В.И.Даль. Игра, в которой участники выполняют шуточные задания, назначаемое по жребию; вещь, отдаваемая участникам этой игры для жеребьевки; задание, назначаемое участнику такой игры (С.И.Ожегов). «Фанты классические; Тайное желание; Подблюдное гадание – фант».
Хороводные игры, игры в круге.Хоровод – круг, танок, улица, собрание сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе, для пляски с песнями. Хороводить, хороводничать – петь, ходить в хороводе, толпиться, шататься бес толку взад и вперед. Хороводиться с кем, с чем, - биться, возиться, знаться, ватажиться, ходить гурьбой. Хороводник – коновод, зачинщик, затейник, выдумщик (В.И.Даль). Хоровод – народная игра, движение людей по кругу с пением и какой-либо игрой, танцем. Особенность хор. игры: развивает чувство коллективизма (руки – прямой контакт, коллективное мышление и взаимодействие). «Каравай; Плетень; Ручеек». Особенности игр в кругу: - Точное геометрическое определение – круг – жесткий каркас; - Личное участие каждого (каждый сам за себя); - Развитие личности без отрыва от коллектива; - «Тяни в круг; Поймай палку; Охота на уток; свободное место».
Песня, игро-песня. Песня – стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом. Звуки птичьего пения (С.И.Ожегов). Виды: - Подвижные песни; - Незнакомая песня и «обратная связь» («Доброе утро», «Песенка чудесенка»); - Песня на иностранном языке (алфавит); - Песня с дирижером; - Докучная песня; Виды игро-песни: (игра – хозяйка, песня – подспорье). - Антошка – «Выше ноги от земли»; - Песня с движениями (рук, ног, головы); - Барыня. Комикс-игра. Комикс – небольшая, наполненная иллюстрациями книжка легкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями (С.И.Ожегов). Особенность: - Зрители, гости становятся актерами (не играют, а участвуют в импровизированном представлении); - Действуют с помощью организаторов, как актеры. Виды: - Зримый анекдот; - Рассказ-пересказ (сценическое повторение текста за ведущим); - Сказка-подсказка (карточки с фразами); - Ролевые игры и т.д. Занятие. Занятие – то, чем кто-нибудь занят, дело, труд, работа; заполнение чем-нибудь своего времени (С.И.Ожегов). Особенность: - Собирать, зазывать нард; - Занять чем-либо (рисованием) – манок для прохожих.
|