Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О СТАРИННЫХ ОБЫЧАЯХ





Я охотно извинил бы наш народ за то, что для совершенствования своегоон не имеет никаких других образцов и правил, кроме своих собственныхобычаев и нравов. Ибо не одному лишь простонародью, но и почти всем людямсвойствен этот порок - определять свои желания и взгляды по тем условиямжизни, в которые они поставлены от рождения. Я готов примириться с тем, чтонаш народ, если бы ему довелось увидеть Фабриция или Лелия [1], нашел бы ихвнешность и поведение варварскими, потому что их одежда и обращение несоответствуют нашей моде. Но меня приводит в негодование то исключительноелегкомыслие, с которым наши люди позволяют ослеплять и одурачивать себявкусам нынешнего дня до такой степени, что они способны менять взгляды имнения каждый месяц, если этого требует мода, и всякий раз готовы судить осебе по-разному. Когда пряжку на своем камзоле они носили на высоте сосков,то самым убедительным образом доказывали, что это и есть самое подходящеедля нее место. Но вот прошло несколько лет, она опустилась и носится теперьпочти что между бедрами, и люди смеются над прежней модой, находя ее нелепойи безобразной. Принятый сегодня способ одеваться тотчас же заставляет ихосудить вчерашний, притом с такой решительностью и таким единодушием, что,кажется, ими овладела какая-то мания, перевернувшая им мозги. Вкусы наши меняются так быстро и внезапно, что даже самыеизобретательные портные не могут поспеть за ними и выдумать столько новинок.Поэтому неизбежно получается так, что отвергнутые формы зачастую снованачинают пользоваться всеобщим признанием, чтобы вскоре опять оказаться вполном пренебрежении. И выходит, что на протяжении пятнадцати-двадцати летодин и тот же человек по одному и тому же поводу высказывает два или три нетолько различных, но и прямо противоположных мнения, с непостоянством илегкомыслием поразительными. И нет среди нас человека, настолько разумного,чтобы он не поддался чарам всех этих превращений, ослепляющих и внутреннее ивнешнее зрение. Я хочу привести здесь примеры некоторых древних обычаев, сохранившихсяу меня в памяти - одни из них сходны с нашими, другие отличаются от них, -для того чтобы, имея все время перед глазами эту непрерывную изменяемостьвещей, мы могли высказать о ней наиболее трезвое и основательное суждение. То, что у нас называется фехтованием на шпагах с плащом, было известноеще римлянам, как говорит Цезарь: Sinistris sagos involvunt gladiosquedistringunt. {Они обертывают левую руку плащом и обнажают меч [2] (лат.)}.Он же отмечает в нашем племени дурное обыкновение останавливатьвстречающихся нам по пути прохожих, выпытывать у них, кто они такие, исчитать оскорблением и поводом для ссоры, если те отказываются отвечать [8]. Во время омовений, которые древние совершали перед каждой едой так жечасто, как мы моем руки, они первоначально мыли только руки до локтей иноги, но впоследствии установился обычай, сохранившийся в течение ряда векову большинства народов тогдашнего мира, мыть все тело надушенной водой сразличными примесями, так что мытье в простой воде стало считатьсяпроявлением величайшей простоты в обиходе. Наиболее утонченные и изнеженныедушили себе все тело три-четыре раза в день. Зачастую они выщипывали себеволосы на всей коже, подобно тому как с недавнего времени у французскихженщин вошло в обычай выщипывать себе брови, Quod pectus, quod crura tibi, quod bracchia vellis. {Ты выщипываешь у себя волосы на груди, на руках и на ногах [4] (лат.)} хотя имели для этой же цели особые притирания: Psilotro nitet, aut arida latet oblita creta.. {Она вся блестит от мази, ими, натертая (ею), обсыпает себя сухим мелом[5] (лат.)} Они любили мягкие ложа и считали признаком особой выносливости спать напростом матрасе. Они ели, возлежа на ложе, приблизительно так, как этоделают в наше время турки, Inde toro pater Aeneas sic orsus ab alto.. {И тогда родитель Эней так начал с высокого ложа [6] (лат.)} А о Катоне Младшем рассказывают, что после Фарсальской битвы он наложилна себя траур из-за дурного состояния общественных дел и принимал пищу сидя,так как начал вообще вести более суровый образ жизни. В знак уважения ипривета они целовали руки вельмож, а друзья, здороваясь, целовались, как этоделают венецианцы: Gratatusque darem cum dulcibus oscula verbis. {Я поцеловал бы [тебя], приветствуя ласковыми словами [7] (лат.) } А приветствуя высокопоставленное лицо или прося его о чем-либо,притрагивались к его колену. Однажды, при таком случае, философ Пасикл, братКратета, коснулся не колеи, а половых органов. Когда тот, к кому онобращался, резко оттолкнул его, Пасикл спросил: "Как, разве эти части нетвои так же, как колени?" Подобно нам они ели фрукты после обеда. Они подтирали себе задницу (незачем нам по-женски бояться слов) губкой:потому-то слово spongia по-латыни считается непристойным. О такой губке,привязанной к концу палки, идет речь в рассказе об одном человеке, котороговели, чтобы отдать на растерзание зверям на глазах народа. Он попросилотпустить его в отхожее место и, не имея другой возможности покончить ссобой, засунул себе палку с губкой в горло и задохся [8]. Помочившись, ониподтирались надушенными шерстяными тряпочками. At tibi nil faciam, sed lotamentula lana [9]. В Риме на перекрестках ставились особые посудины и низкие чаны, чтобыпрохожие могли в них мочиться. Pusi saepe lacum propter, se ас dolia curta Somno devincti credunt extollere vesten. {Маленькие дети часто видят во сне, что они поднимают платье перед ямойили перед ночным горшком [10] (лат.)} В промежутках между трапезами они закусывали. Летом у них продавалиснег для охлаждения вин; а некоторые и зимой пользовались снегом, находявино недостаточно холодным. У знатных людей были особые слуги, которыеразливали вино и разрезали мясо, а также шуты, которые их забавляли. Зимойкушанья подавали им на жаровнях, ставившихся на стол. Они имели и переносныекухни - я сам видел такие - со всеми приспособлениями для приготовленияпищи: их употребляли во время путешествия; Has vobis epulas habete lauti; Nos offendimur ambulante cena. {Пусть лакомятся модники подобными яствами, мне же не по вкусустранствующий ужин [11] (лат.)} Летом же они часто проводили в нижние помещения дома по особым каналампрохладную чистую воду, в которой было много живой рыбы, и присутствующиевыбирали и собственными руками вынимали понравившихся им рыб, чтобы они былиприготовлены по их вкусу. Рыба и тогда пользовалась привилегией, которуюсохраняет доныне: великие мира сего лично вмешивались в ее приготовление,считая себя знатоками в этом деле. И действительно, на мой взгляд по крайнеймере, - вкус ее гораздо более изысканный, чем вкус мяса. Но во всякого родароскоши, распущенности, сладострастных прихотях, изнеженности и великолепиимы, по правде сказать, делаем все, чтобы сравняться с древними, ибо желанияу нас извращены не меньше, чем у них; но достичь этого мы не способны: сил унас не хватает, чтобы уподобиться им и в добродетелях и в пороках. Ибо и теи другие проистекают от крепости духа, которой они обладали в несравненнобольшей степени, нежели мы. Чем слабее души, тем меньше возможности имеютони поступать очень хорошо или очень худо. Самым почетным местом за столом считалась у них середина. Первое иливторое место ни в письменной ни в устной речи не имело никакого значения,как это видно из их литературных произведений: "Оппий и Цезарь" они скажуттак же охотно, как "Цезарь и Оппий", "я и ты" для них так же безразлично,как "ты и я". Вот почему я отметил в жизнеописании Фламиния во французскомПлутархе одно место, где автор, говоря о споре между этолийцами и римлянами- кто из них больше прославился в совместно выигранной ими битве, - кажется,придает значение тому, что в греческих песнях этолийцев называли раньшеримлян, если только в переводе этого места на французский не допущенакакая-нибудь двусмысленность. Женщины принимали мужчин в банях; там же их рабы мужеского поларастирали их и умащали: Inguina succinctus nigra tibi servus aluta Stat, quoties calidis nudafoveris aquis. {Раб с прикрытыми черным передником чреслами прислуживает тебе всякийраз, когда ты, нагая, обливаешься теплой водой [12] (лат.)} Чтобы меньше потеть, женщины присыпали кожу особым порошком. Древние галлы, свидетельствует Сидоний Аполлинарий, спереди носилидлинные волосы, а затылок выстригали - этот обычай недавно перенял нашизнеженный и расслабленный век [13]. Римляне платили судовладельцам за перевоз при отплытии; мы жерасплачиваемся по прибытии к месту назначения: dim as exigitur, dum mula ligatur, Tola abit hora. {...пока уплатили, пока впрягли мула, прошел целый час [14] (лат.)} Женщины ложились на краю постели. Вот почему Цезаря прозвали spondamregis Nicomedis. {Краем ложа царя Никомеда [15] (лат.)}. Они пили вино меньшими глотками, чем мы, и разбавляли его водой: quia puer ocius Restinguet ardentis falerni Pocula praetereunte lympha?. {...какой другой мальчик скорее охладит чаши пламенного фалерна влагойпротекающего рядом ручья? [16] (лат.)} Наглые выходки наших лакеев были в ходу и у их слуг: О Iane, a tergo quem nulla ciconia pinsit, Neс manus auriculas imitata est mobilis albas, Neс linguae quantum sitiat canis Apula tantum.. {О Янус! Тебе никто не мог бы показать сзади кукиш, или быстрымдвижением рук - ослиные уши, или язык, длинный, как у апулийской собаки,которой хочется пить [17] (лат.)} Аргивянки и римлянки носили траур белого цвета, как женщины и у насделали в старину и, на мой взгляд, должны были бы делать и ныне. Но обо всех этих вещах написаны целые томы. Глава L







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 309. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия