Анри де Тулуз-Лотрек.
Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901) родился в Альби, на юге Франции. Будущий художник происходил из древнего аристократического рода, связанного кровными узами со многими европейскими королевскими домами. С детства будущий художник был умным, любознательным и сообразительным. Рано взял в руки карандаш, в восемь лет уже изучал греческий и латинский языки, был общительным и постоянно придумывал новые игры со своими кузенами. Однако мальчик был слаб здоровьем (причиной стал кровосмесительный брак его родителей – они двоюродные брат и сестра). В возрасте пятнадцати лет Анри стал калекой и не мог обходиться без палки. В шестнадцать лет стал учиться живописи у художника Рене Пренсто. В 1883 потупил на обучение в парижскую мастерскую художника Леона Бонна (позже мастерскую возглавил Фернан Кормон), чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств. Родные не противились страстному увлечению Лотрека живописью. В начале 1880-х Тулуз-Лотрек стал часто посещать Монмартр, а затем, к ужасу своей матери, поселился там. В 1884 художник обзавёлся собственной мастерской. Здесь, на Монмартре, Анри чувствовал себя свободно, нашёл множество друзей и заказчиков. Здесь же он познакомился с Винсентом Ван Гогом, трагическая и страстная личность которого покорила двадцатидвухлетнего юношу. Начинающий художник перенял у него технику раздельного мазка. Ван Гог открыл Тулуз-Лотреку мир японской гравюры, влияние которой выразилось в его работах. Тулуз-Лотрек стал завсегдатаем прославившегося на весь мир кабаре «Мулен Руж». Он часто и много рисовал здесь, а также за пределами кабаре участниц шоу. Тулуз-Лотрек писал жизнь знаменитого кабаре «Мулен Руж»: отдыхающую там публику или танцовщиц в свободное от выступлений время. Таковы работы «В Мулен Руж», «Две танцующие женщины», «В «Мулен Руж». Начало кадрили», «Ла Галю с подругами входит в «Мулен Руж». Известность пришла к Тулуз-Лотреку благодаря работе в совсем новой для него сфере деятельности: ему предложили сделать афишу для кабаре «Мулен Руж». Именно в афише раскрылось его дарование, а стиль как нельзя лучше соответствовал специфике данного вида искусства (афиша «Мулен Руж». Ла Галю», афиша «Амбассадер». Аристад Брюан», афиша «Джейн Авриль», афиша «Диван Жапоне» («Японский диван»), афиша для книги Виктора Жоза «Королева радости»). Со временем художник стал по несколько дней подряд жить в домах терпимости, а затем и вовсе переселился в бордели. Публичный дом давал мастеру множество сюжетов из нехитрой жизни своих обитательниц («Две девушки в кровати», «Софа», «Привязанность: две подружки», «Салон на улице Мулен», «Содержатели борделя», «Диван»). В 1895 Тулуз-Лотрек выпустил альбом литографий из десяти листов под названием «Они». Многие искусствоведы называют модерн последней романтической эпохой в мировом искусстве. Женственность и эстетический эротизм были отличительными чертами этого прекрасного стиля. Ярчайшим примером могут служить работы знаменитого художники модерна Альфонса Мухи. Он творил во множестве разных направлений: в рекламе, театральных афишах, ювелирном искусстве, мебели и декоре интерьера. Его разносторонность полностью отражала дух эпохи. Модерн был последним периодом спокойствия Европы, в которой сосредоточились все достижения культуры предшествовавших поколений. Первым по времени произведением архитектурного искусства модерна в России считается дача великого князя Бориса Владимировича, построенная в Царском селе архитекторами Шернборном и Скоттом в 1897году. Одним из наиболее ярких примеров архитектуры модерна с Санкт-Петербурге является Дом компании «Зингер» (сейчас Дом книги) на Невском проспекте напротив Казанского собора. С одной стороны, здание выбивается из окружающего ансамбля, что является ошибкой градостроительства, но с другой стороны, оно являет пример удачного распоряжения пространством в условиях небольшого участка (1902-1904, архитектор П. Ю. Сюзор). Другой прекрасный пример архитектуры модерна – магазин Елисеева, расположенный недалеко (1902-1903, архитектор Г. В. Барановский). К памятникам русского модерна относится гостиница «Астория» в Петербурге (1913-1914, архитектор Ф. И. Лидваль), а также Витебский вокзал (автор С. А. Бржозовский). В Москве первым зданием в стиле модерн стал построенный в 1898-1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым особняк О. А. Листа. Яркими примерами московского модерна являются особняки Рябушинского и Дерожинской (архитектор Ф. О. Шехтель), особняк Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева. Значительное распространение в первое десятилетие XX века получил ряд художественных направлений, связанных с отходом буржуазной культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от гнетущей действительности, которая вызывала у многих художников страх и отвращение. Многочисленные, сменяющие друг друга течения объединяются понятиями «модернизм» и «модернистские направления». Художники-модернисты словно бунтовали против старых канонов и устаревших традиций искусства. Однако в действительности в их лихорадочных, беспорядочных исканиях чего грандиозного преобладали ошеломляющие зрителя узкоформальные «открытия», приводившие к излишней субъективности, случайного или отвлечённо-рационалистического начала. По сути, деятельность художников представляла собой уход от основного реалистического пути развития мирового искусства. Суть дела была именно в этом, а не в том временном конфликте с буржуазным потреблением искусства, который был принят за проявление революционности.
|