Этапы работы над серией «Вариации в стиле модерн».
Дипломная работа представляет собой серию декоративных композиций «Вариации в стиле модерн» выполнена в технике акриловой живописи. Основа – пенокартон. Размер каждой работы 50х100 см. Идея именно такой дипломной работы пришла неожиданно. Сначала было увлечение творчеством Альфонса Мухи, а потом родилась идея создания нескольких декоративных панно в его стиле. В подготовительной работе на этапе эскизирования были изучены методы работы художника на примере серий плакатов Мухи в том числе – афиши для Сары Бернар, серии «Врмена года», серии «Времена суток», календари и рекламные плакаты. А вот тема работ была выбрана неслучайно. Мир скандинавских богов – давнее увлечение. И давно где-то в воздухе витала идея по созданию живописных образов богов. В итоге две идеи слились в одну серию работ. Следующим этапом создания работ было создание эскизов. Так как предполагалось изобразить трёх прекрасных женщин в стиле Альфонса Мухи, нужно было найти подходящие позы, потому как всё остальное – одежда, украшения, символика – было взято из мифов и легенд, дошедших до нас. Поиск поз и оказался самым сложным этапом эскизирования. Было рассмотрено множество различных вариантов, прежде чем было найдено самое подходящее решение. Эскизы выполнялись и по воображению, и с натуры, для лучшего понимания модели. В основном эскизы и зарисовки выполнялись простыми карандашами разной мягкости (Приложение…). Затем были выполнены эскизы в цвете на компьютере (Приложение…). Вместе с разработкой эскизов проходило и изучение теоретического материала для лучшего понимания метода работы Альфонса Мухи, а также основным принципов модерна в широком смысле. Эпоха модерна является одной из величайших в истории развития искусства. Последняя прекрасная эпоха. Время расцвета всех видов искусств, время зарождения дизайна как такового. Стиль модерн следует строго отличать как от общего понятия «современный», так и от понятия «модернизм». Основной признак модерна – декоративность во всём, основной мотив – вьющиеся растения, основной принцип – сделать так, чтобы рукотворное выглядело естественным, природным. Всё это нашло отражение в архитектуре, деталях зданий, в произведениях декоративно-прикладного искусства, в живописи и так далее. Модерн стремился удачно сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений искусства, сделать прекрасным все сферы деятельности человека. Из-за этого художники обратились к прикладным искусствам – дизайну интерьеров, керамике, книжной графике, ювелирному делу, стремясь создать единую среду. Символизм оказал сильное влияние на живопись и скульптуру модерна, который стремился переходить от традиционных форм к новейшим европейским течениям, носившим иногда условную принадлежность к той или иной стране. Художники модерна использовали в своём творчестве разные формы: греческую архаику, крито-микенское искусство, античную классику, искусство Китая и Японии, Готику, Ренессанс, искусство этрусков и Рококо. Одним из основных стилеобразующих средств в искусстве модерна является орнамент характерных плавных криволинейных очертаний, с экспрессивным ритмом и подчиняющий себе композицию произведения. Стремление к целостности пластических внешних и внутренних, декоративных и конструктивных частей изображения, динамика и текучесть форм и линий и есть отличительные особенности стиля Модерн. Многие искусствоведы называют модерн последней романтической эпохой в мировом искусстве. Женственность и эстетический эротизм были отличительными чертами этого прекрасного стиля. Ярчайшим примером могут служить работы знаменитого художники модерна Альфонса Мухи. Он творил во множестве разных направлений: в рекламе, театральных афишах, ювелирном искусстве, мебели и декоре интерьера. Его разносторонность полностью отражала дух эпохи. Модерн был последним периодом спокойствия Европы, в которой сосредоточились все достижения культуры предшествовавших поколений. Модерн был последним временем наслаждения культурой и красотой, последним временем любви к жизни переел приходом ужасов мировых войн, социальных катастроф, которые сделали невозможным его повторение. Большое влияние на стиль модерн оказало, ставшее более доступным в то время на Западе, искусство Японии. Художники модерна также вдохновлялись искусством Древнего Египта, Византии и других древних цивилизаций. Большое влияние на создание работ серии «Вариации в стиле модерн» оказала культура Древней Скандинавии. Эти суровым краем примерно в X веке н. э. правили не менее суровые люди – викинги. Они славятся своими набегами на другие страны: Англия, Ирландия, Франция, Северная Германия, Пиренейский полуостров, Южная Италия. Проникали они (под именем варягов) и в Византию и восточную Европу (известна их значительная, хотя и неоднозначная роль в создании Киевском Руси). В основном, на создание серии работ повлияла скандинавская религиозная традиция. Викинги были язычниками. Пантеон их богов довольно обширен и стал известен нам благодаря двум сборниками древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории – Старшей Эдде и Младшей Эдде. В них рассказывается, как, по мнению скандинавов, был сотворён мир, какими были боги, какие великие подвиги совершали скандинавские боги. Верховным богом пантеона был Один, отец и предводитель асов, бог мудрости, бог войны и победы, покровитель ярлов и конунгов (военной аристократии), хозяин Вальхаллы – небесного чертога в Асгарде, где павшие воины вечно пируют, – повелитель валькирий. Согласно легендам, из тумана, возникшего в первобытном Хаосе, получился ледяной гигант Имир. От него произошёл род злых ледяных великанов. От одного из них произошли три брата – Один, Вили и Вё, которые восстали против Имира и крови Имира. Из тела Имира они создали землю. Землю они назвали Митгард и населили её людьми, сделанными из деревьев. Всего в скандинавской мифологии девять миров, расположенных на Мировом дереве – Иггдрасиле. Для создания серии работ были использованы три самые значительные богини в скандинавской мифологии – Фригг, жена Одина, Хель – хозяйка загробного мира и Фрейя – богиня любви. Так как все они прекрасные, сильные и очень важные женщины в скандинавской мифологии, решено было изобразить их в стиле модерн, а именно в стиле Альфонса Мухи, с которым модерн практически ассоциировался. Выразительнее всего их можно было показать, используя именно этот стиль. К тому же, скандинавский архетип родственен любимому Мухой славянскому – скандинавы также высокие, красивые, белокурые, голубоглазые. А скандинавские орнаменты очень похожи на орнаменты стиля модерн – они вьющиеся, плавные и изящные. А теперь рассмотрим поближе этих прекрасных женщин. Фригг Фригг (др.-сканд. Frigg, др.-в.-нем. Frija «возлюбленная») — в германо-скандинавской мифологии жена Одина, верховная богиня.Она – покровительница любви, брака, домашнего очага, деторождения. Она является провидицей, ей известна судьба любого человека, но она ни с кем не делится своим знанием. Сыновья Фригг и Одина: Бальдр, Хёд, Хермод. Фригг живёт в Фенсалире (болотный чертог, иногда переводится как водный или океанический). Её помощники — сестра и служанка Фулла, посланница Гна и Глин — защитница людей. Не вполне известно, являются они самостоятельными личностями или это просто воплощения Фригг. Символами Фригг являются прялка и пояс с ключами. В некоторых источниках Фригг именуют Елена, что значит «огонь». В честь богини назван астероид (77) Фригга, открытый в 1862 году. Свадьба Фригг и Одина вызвала всеобщую радость в Асгарде, где эту богиню все очень любили, так что в последующие годы стало обычаем отмечать годовщину их свадьбы пиром и песнями, а богиню провозгласили покровительницей брака. За ее здравие, так же как за здравие Одина и Тора, всегда провозглашался тост во время свадебных пиров. Фригг была богиней атмосферы и облаков, поэтому её в соответствии с переменчивым настроением погоды изображали либо в белоснежной, либо в тёмной одежде. Так как она была королевой богов, её единственной дозволялось восседать на престоле Хлидскьяльв рядом со своим супругом. Оттуда она могла видеть весь мир. В соответствием с верованиями древних скандинавов, Фригг имела дар видеть будущее, но она никому не рассказывает то, что знает. Обычно Фригг представляют высокой, красивой и статной женщиной, украшенной убором из перьев цапли, символом молчания. Она облачена в белоснежные одежды, с золотым поясом на талии, на котором висит связка ключей (отличительная черта домохозяйки). Часто являясь рядом со своим мужем, Фригг предпочитает жить в своём чертоге – Фенсалире, дворце тумана и моря, где она без устали вращает колесо украшенного драгоценными камнями прядильного станка, с которого вьётся золотая нить или длинные полотна облаков. Станок Фригг ярко сверкает на ночном небе, известный жителям Северной Европы как Прялка Фригг, а жителям юга как Пояс Ориона. В свой чертог эта богиня приглашала только тех мужей и жен, которые вели добродетельную жизнь на земле, что бы после смерти они могли наслаждаться обществом друг друга и никогда больше не разлучались. Фригг была богиней супружеской и материнской любви, и ей в первую очередь поклонялись влюбленные супружеские пары и любящие, нежные родители. Уединение не являлось ее единственной целью, она любила одеваться и появлялась перед собравшимися богами в пышном наряде с богатыми украшениями. Один, хотя был богом ума и мудрости, иногда не мог сравняться со своей женой Фригг, которая, пользуясь своими женскими хитростями, могла добиться своего своими средствами. Фулла (Фолла) В свите Фригг было несколько очень примечательных служанок, некоторые считались её воплощениями. Одной из них была сестра Фригг – Фулла. Ей верховная богиня доверяла свой ларец с драгоценностями. Фулла следила также за гардеробом Фригг, одной из её привилегий было одевать на Фригг золотые туфли и сопровождать её. Будучи её родственницей, Фулла часто советовала Фригг, как лучше помочь смертным, молящим богиню о помощи. Фулла была очень красивой девушкой с золотыми волосами, свободно ниспадающими на плечи и поддерживавшимися золотым ободком или повязкой. Её волосы символизировали золотые колосья, а ободок – полоску, которой перевязывали снопы. Хлин Другая служанка – Хлин, была богиней утешения. Её Фригг посылала утешить израненные горем сердца. Она также слушала молитвы смертных, сообщала о них своей госпоже и советовала ей время от времени, как наилучшим образом ответить на них. Гна Гна была гонцом Фригг, её посылали с поручениями. Верхом на своём быстроногом коне Ховварпнире (выбрасывающий копыта) Гна могла проехать сквозь огонь и по воздуху, над землёй и морем, олицетворяя лёгкий ветер. Она наблюдала за тем, что происходит на земле и рассказывала своей госпоже. Гевьон Ещё одной служанкой Фригг была Гевьон. Под её покровительство попадали люди, умершие в безбрачии. Она принимала их и делала навеки счастливыми.
|