Урок на тему «Декоративная живопись. Сложный натюрморт».
Цели: научиться писать декоративный натюрморт. Задачи: 1. Обучающие: познакомить с основными законами перспективы, цвета и света, учитывающимися при работе над декоративным натюрмортом, обучить применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы. 2. Развивающие: развивать творческие способности, чувство цвета и формы, эстетический вкус. 3. Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к искусству, аккуратность в работе. Материалы и инструменты: · наглядное пособие (репродукции картин известных художников, работы учащихся); · бумага формата А2; · краски (гуашь); · кисти; · другие материалы (карандаши, ластики). Ход урока I. Организационный момент. (1 мин.) II. Сообщение новых знаний. (25мин.) Наиболее значимым в декоративной живописи является композиционный приём «стилизация». Стилизация как приём композиции наиболее используемый приём во всех областях декоративно-прикладной деятельности, в том числе в орнаменте, а также в декоративной живописи. Стилизация основана на полной переработке формы предмета с целью выявления функциональных или самых выразительных качеств. Например, сложная объёмная форма цветка становится симметричным плоским изображением розетки. Такое изображение может быть применено в различных видах прикладного искусства: нарисовано от руки, с помощью чертёжных инструментов, вырезано на дереве, выковано из металла и т.д. Разумеется, при такой обработке реального предмета, многие природные качества могут быть потеряны. Зато изображение будет более выразительным. Зритель, воспринимая такое изображение, не остаётся пассивным: он улавливает природное происхождение формы и представляет, каким был предмет до его художественное обработки, таким образом активизируется его воображение. Стилизация, кроме изменения природной формы, также может значить использование сложившегося стиля в архитектуре и искусстве: античном, готическом, стилем Возрождения, барокко, классицизм, модерн и т.д. В таком случае говорят «стилизованная под что-то мебель», имея виду что в декоре предмета были использованы приёмы декора предметов в соответствующую эпоху развития искусства. Однако изделие не копирует старинный предмет, а призван воспроизводить образ времени. С точки зрения художественного процесса стилизация выглядит так. В основу берётся какой-либо реальный объект, представляющий эстетический интерес, например, цветок, птица, животное и т.д. В процессе создания выразительного образа цветка или птицы сначала выделяются те детали формы предмета, которые составляют суть представления человека о данном объекте, самое главное в предмете. Далее форма обобщается, то есть упрощается, удаляются второстепенные детали. Упрощение формы подчиняется выделенной схеме. Даже если сильно упростить предмет, зритель будет способен узнать, взятый за основу предмет, правда, если чётко сохранена пластическая схема.
III. Знакомство с новым видом работы. (7 мин.) Рассмотрим новый натюрморт. Что мы видим? (дети перечисляют предметы, которые они видят в постановке). Подумайте, как можно стилизовать эти предметы, как выразительно показать формы предметов? IV. Формирование новых умений и навыков. (15 мин.) Теперь сделаем эскизы ваших будущих работ. Ученики берут небольшие листы бумаги, и делает несколько эскизов простым карандашом. Затем учитель вместе с учеником (в индивидуальном порядке) выбирает наиболее удачный. V. Применение полученных навыков. (55 мин.) Ученики принимаются за работу. Переносят эскиз на большой формат, затем продолжают работу красками. Учитель проводит текущий инструктаж, указывая на возможные ошибки, и помогает их исправлять. Во время работы можно включить негромкую музыку. VI. Поведение итогов и оценка выполненной работы. (2 мин.) К окончанию урока проводится коллективное обсуждение работ. Отмечаются ошибки и недочёты, выбирается лучшая работа.
|