Живопись. В начале 1920-х годов в России создается целый ряд творческих объединений, между которыми и развернулась борьба за построение принципов нового искусства
В начале 1920-х годов в России создается целый ряд творческих объединений, между которыми и развернулась борьба за построение принципов нового искусства. Самой массовой художественной организацией этого времени стада Ассоциация художников революции (АХР). АХР была создана в 1922 году на основе Товарищества передвижных художественных выставок, с 1928 года она именовалась — АХРР (Ассоциация художников революционной России). В декларации АХРР объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта организация вела широкую выставочную деятельность: за короткий срок были проведены крупные выставки: выдвинула лозунг «героического реализма» как фундамента будущего мирового искусства. «Ахрровцы», как правило, работали во всех основных жанрах живописи. Исаак Израилевич Бродский (1883—1939) много работал в жанрах портрета (портрет М. В. Фрунзе, 1929), пейзажа («Аллея парка». 1930); он сыграл важную роль в формировании советского искусства, «Художественно-документально» события первых лет революции запечатлел в своих бытовых картинах Ефим Михайлович Чепцов (1874—1950), которые отразили целую эпоху в жизни Советского государства. В романтическом ключе решает военно-исторические темы Митрофан Борисович Греков (1882—1934). Его картины посвящены Первой Конной армии С. М. Буденного, в боях которой Греков сам принимал участие. Такие его холсты, как «В отряд к Буденному» (1923), «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой Конной армии» (1934) — это и летопись боевых походов Красной Армии, и гимн ее победам. Греков оказал большое влияние на формирование советской батальной живописи. В портретном жанре работают Сергей Васильевич Милютин (1859-1937) и Георгий Георгиевич Рижский (1895-1952). Малютин еще в 1919 году создал запоминающийся образ инженера Передерия, а в 1922 году написал прекрасный портрет писателя-бойца Дмитрия Фурманова. Ряжский продолжает развитие портрета-типа. Он оставил след в живописи своим обобщенным образом советской женщины, принявшей самое деятельное участие в строительстве нового мира: «Делегатка» (1927), «Председательница» (1928). В пейзажном жанре основное внимание, естественно, уделяется образу строящейся страны, налаживающей свою жизнь и восстанавливающей хозяйство. Так создается индустриальный пейзаж Бориса Николаевича Яковлева (1890—1972), одного из организаторов АХРР («Транспорт налаживается», 1923). Традиции «Мира искусства» не исчезли в 20-х голах. Их продолжали художники общества «Жар-цвет», основанного в Москве в 1923 году. Общество объединило 80 живописцев. Традиции «Бубнового валета» в 20-е годы продолжали художники, вошедшие в объединения «Бытие» и «НОЖ» («Новое общество живописцев»). Лирический пейзаж в эти годы получил развитие в творчестве К.Ф. Юона («Купола и ласточки», 1921), А.А. Осмеркина («Мойка. Белые ночи», 1927), В.Н. Бакшеева («Голубая весна», 1930), В.К. Бялыницкого-Бирули («Голубой март», 1930). АХРР, как уже говорилось, объединяла в основном художников передвижнического направления, старшего и среднего поколения. Юридически с АХРР было связано объединение сходной по своим взглядам художественной молодежи. В 1924 году возникла творческая группа «Четыре искусства». Большинство членов группы до революции принадлежало к объединениям «Голубая роза» и «Мир искусства». Члены общества «Четыре искусства» выдвигали на первый план вопросы специфики искусств, выразительности художественной формы. Их отличало высокое профессиональное мастерство. Они объявили своими принципами стремление к лаконичной, выразительной, конструктивной форме, «к острому живописно-цветовому мироощущению». Членов объединения «Четыре искусства» занимали вопросы построения пространства, они декларировали приверженность французской традиции, многие из них ездили во Францию, и их работы, показывавшиеся в Париже, находили там признание (в 1925 году золотую медаль парижской выставки получил скульптор А. Матвеев). Председателем общества «Четыре искусства» был избран П. Кузнецов, его заместителем В. Фаворский. Универсализм группы определялся тем, что в нее входили не только живописцы (К. Петров-Водкин, М.Сарьян и др.), но и графики, скульпторы, архитекторы (А. Остроумова-Лебедева. А. Кравченко, А. Матвеев, В. Мухина, А. Щусев, В. Щуко). Одним из главным представителей общества «Четыре искусства» был Петров-Водкин. «Смерть комиссара» (1928) и «1919 год. Тревога» (1934), как и ею раннее произведение «Петроград 1918 года», отражают важнейшие события революционных дней, передают атмосферу тех лет. В 1922 году им исполнен портрет А.А. Ахматовой, отмеченный экзотичностью ее внешнего и изысканностью духовного облика. Общество «Четыре искусства» провело четыре выставки в Москве, одну в Ленинграде и организовало две передвижные выставки. В 1931 году часть членов общества перешла в АХР, в том же году объединение распалось. Однако практически все его члены сохранили приверженность высочайшему профессионализму, умению сочетать глубокое понимание традиции с художественной отвагой, строгость стиля и вкус к пластическому эксперименту. Одно из наиболее значительных художественных объединений 1920-х годов — Общество художников-станковистов (ОСТ) возникло в 1925 году в Москве. Организовали его выпускники Высших художественно-технических мастерских (Вхутемаса). Большое значение для формирования ОСТа имел московский Музей живописной культуры, где были тогда собраны произведения самых современных мастеров и читались доклады (например, К. Малевич прочел целый курс «От Сезанна к супрематизму»). Председателем общества стал Давид Петрович Штеренберг (1881— 1948), бывший тогда руководителем изобразительного отдела Наркомата просвещения. В ОСТ вошли П. Вильяме, А. Гончаров. А. Дейнека, А. Лабас, Ю. Пименов. А. Тышлер и другие художники. Своей целью остовцы объявили создание современной картины. В их понимании это была станковая живопись современного содержания, несколько упрошенная, по нес же реалистичная по форме. Тематика произведений остовцев — мир деятельности человека, завода, города. Их искусство при этом очень разнообразно. Строгой, чуть суховатой монументальностью отличается творчество Александра Александровича Дейнеки (1899-1960). В индивидуальном стиле Дейнеки нашло отражение его увлечение графикой. Наиболее известная картина художника — «Оборона Петрограда» (1928). Строгий ритм движения бойцов, направляющихся на фронт, сопоставлен с медленным течением вереницы раненых. Романтический пафос подчеркивает скупой колорит, построенный на черно-белых отношениях. Композиция «Обороны Петрограда» восходит к знаменитой картине швейцарского экспрессиониста Ф. Ходлера «Выступление йенских студентов в 1813 г.» (1908). В дальнейшем стиль Дейнеки стал мягче, натуралистичнее. В середине XX века Александр Дейнека был вспушим художником социалистического реализма. Члены объединения ОСТ занимались не только живописью, но и театром, плакатом, книжной графикой. Общество организовало четыре выставки (последняя — в 1928) и две передвижные экспозиции. Поэтика ОСТа перекликается с позицией ленинградского объединения «Круг художников», но ей присущ более широкий диапазон позиций отдельных представителей. «Круг художников» основали в Ленинграде выпускники Академии художеств (Вхутеина) в 1926 году. Как и ОСТ, «Крут» стремился к созданию современной картины. Однако в творчестве ленинградцев было больше гармонии, лиризма, порой острее ощущалось влияние новой французской школы. Эти художники открыто противостояли тенденциям АХРР, которые, по их мнению, превратили живопись в «узкое преходящее агитсредство». Наиболее известными представителями «Круга художников» были В. Пакулин, А. Пахомов и A. Самохвалов (вышел из объединения в 1930). В начале 1920-х годов вокруг журнала «Маковец», издававшегося Союзом художников и поэтов «Искусство — жизнь», сложилась группа художников, получившая название «Маковец» (название, вероятно, связано с местом рождения Сергия Радонежского). В группу вошли B. Чекрыгин, А. Шевченко, С. Герасимов, Л. Жегин, А. Фонвизин и другие. «Маковцы» заявляли о своей приверженности мастерам прошлого, верности природе и «фантастике современности», о желании раскрыть «вечные темы и вечные формы». Эта группа последовательно стремилась к тонкой живописности, увлекшись символикой как лубка, так и иконы. Члены дореволюционного объединения «Бубновый валет» в 1924-1927 годах входили в общество «Московские живописцы» (с 1927 — Общество московских живописцев, ОМХ). В конке 1920-х годов некоторые художники пришли в ОМХ из «Маковца» и других объединений. Продолжая традиции «Бубнового валета», ОМХ развивал линию «русского сезаннизма» — темпераментной, напряженной по колориту живописи, сложных, динамичных цвето-пространственных построений. Председателем ОМХа был Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943). В объединение также входили И. Грабарь, А. Куприн, А. Осмеркин, Р. Фальк, И. Машков, всего около восьмидесяти художников. Некоторые из «Московских живописцев» были одновременно членами АХРР.
|