Скульптура. В первые годы революции в соответствии с выработанным планом монументальной пропаганды были убраны памятники
В первые годы революции в соответствии с выработанным планом монументальной пропаганды были убраны памятники, не представлявшие ни исторического, ни художественного интереса (как считалось), и стали создаваться памятники (бюсты, фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, а также ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам. В создании памятников принимали участие скульпторы самых различных направлений и возрастов: Н.А. Андреев, А.Т. Матвеев, В.А. Синайский и даже студенты художественных училищ. Первые памятники были разными по трактовке образа и формы: от традиционных до откровенно формалистических, от портретных до обобщенно-символических. В Петрограде в 1918-1919 годах были открыты памятник А. Н. Радищеву перед Зимним дворцом (скульптор Л.В. Шервуд); К. Марксу перед Смольным (А.Т. Матвеев); бюст Джузеппе Гарибальди у Московской заставы (Н. Зале). В Москве с 1918 по 1920 год было установлено 25 памятников. Известен рельеф М. Манизера «Рабочий» (1920, гипс), установленный на фасаде здания Постоянной промышленной выставки ВСНХ в Москве (теперь Петровский пассаж, рельеф сохранился), исполненный в академических традициях, что характерно для этого мастера. Такие скульпторы, как Матвеев, Мухина, Лебедева, Шадр, неустанно работали над совершенствованием мастерства и культуры — над спецификой материала, выразительными средствами пластики. Верен классическим образцам А.Т. Матвеев, создавший в 1927 году одну из знаменитых своих композиций «Октябрь» (гипс). В 1917 году был создан творческий союз скульпторов-художников, его первым председателем был Коненков. В первые годы революции Коненков участвовал в установке мемориальных досок («Павшим в борьбе за мир и братство народов», 1918). Произведение Коненкова отличалось и широтой замысла, и величавостью общего впечатления (в центре барельефа была изображена фантастическая фигура с крыльями за спиной). Позже Коненков исполнил памятник Степану Разину для Лобного места на Красной площади. Условность решения проявилась здесь и в приемах композиции, и в намеренном упрощении пластических форм, и в самой трактовке образа Разина и его сподвижников. В сущности, произведение Коненкова не было памятником в обычном смысле. Скульптор очень своеобразно понял свою задачу, и в его изображении Разин предстает перед нами не как историческая личность, а как герой народного эпоса с чертами сказочного, песенного образа. На открытой в Москве в 1923 году Всероссийской сельскохозяйственной выставке выделялись две кариатиды Коненкова, декорировавшие вход в павильон главного здания выставки. Кариатиды были выполнены в виде полуфигур — одной мужской, другой женской. Дерево, как это встречалось у скульптора и раньше, слегка раскрашено — щеки, губы, части одежды кое-где тронуты цветными карандашами. Коненков в своих скульптурах сумел достичь не только декоративного эффекта, к которому стремился в первую очередь, но и впечатления жизненности. Из других произведений скульптора, оформлявших сельскохозяйственную выставку, выделялась «Текстильщица». Вырубленная из огромного деревянного ствола, статуя была поставлена в открытой галерее, соединявшей два павильона текстильной промышленности. В фигуре женщины с поднятыми руками, в ее непринужденном и сильном движении, в ее подчеркнуто богатырских формах было выражено нечто более широкое, чем это обозначено в названии статуи, — величие труда, его созидательная мощь, ею значение в жизни народа. В этой способности передавать в конкретно-чувствен ном пластическом образе те или иные общие, порой очень отвлеченные, идеи проявилась, быть может, самая важная черта творчества Коненкова. Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-х годах Иван Дмитриевич Шадр (1887—1941). Наиболее удался Шадру образ «Сеятеля». Полуфигурная композиция исполнена пластического совершенства. В его лице, взгляде, взмахе рук просматривается внутренняя значительность. Одним из классических произведений советской скульптуры является его работа «Булыжник — оружие пролетариата, 1905 год» (гипс, 1927). Она исполнена в лучших традициях мирового и русского искусства, овеяна пафосом современности. В 1926 году в Москве создается Общество русских скульпторов (ОРС, просуществовало до 1932), куда вошли мастера различных художественных школ и ориентации: А. Голубкина, А. Матвеев, Н. Андреев, И. Шадр, В. Мухина, С. Лебедева, И. Чайков, В. Ватагин, В.Домогацкий, И. Ефимов. Всех их объединял интерес к современности.
|