Графика. Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат
Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Причем явственно прослеживаются два этапа в его развитии. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он доступным изобразительным языком обрушивал народную ненависть на вторгшегося врага, требовал возмездия, призывал к защите. Широко использовались отечественные традиции. Так, Ираклий Моисеевич Тоидзе (1902-1985) создал плакат «Родина-мать зовет!» (1941): аллегорическая женская фигура на фоне штыков держит в руках текст военной присяги. И по композиции, и по цвету (красное, черное, белое) плакат перекликается с мооровским «Ты записался добровольцем?». Призывом к мщению звучал плакат В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942), в котором также использованы традиции революционных лет — фотомонтаж, как это делал А. Родченко. Не было не только ни одного бойца, но, кажется, ни одного человека вообще, кого бы не пронзила трагическая сила этого образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенка, на которою направлен штык со свастикой. Плакат стал действительно клятвой каждого бойца. Нередко художники прибегали к образам наших героических предков (Кукрыниксы. «Бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева», 1941). «Освободи», «Отомсти!» — взывают с плакатных листов изображения детей и стариков. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката. В. С. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего волу из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943). Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат Л. Годованова «Дойдем до Берлина!» (1944), образ героя которого близок Василию Теркину. С первых дней войны по примеру «Окон РОСТА» начинают выходить «Окна ТАСС». Создаваемые вручную — нанесением красок на бумагу через трафарет — в яркой, броской цветовой гамме, они мгновенно откликались на вес важнейшие военные и политические события. Из мастеров старшего поколения в «Окнах ТАСС» сотрудничали М. Черемных, Б. Ефимов, Кукрыниксы, которые также много работали в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура "Потеряла я колечко... (а в колечке 22 дивизии)» — на разгром немцев под Сталинградом (1943). Политуправлением Западного фронта выпускался специальный журнал «Фронтовой юмор». Его художественным руководителем до 1942 гола был Н. Радлов, а с 1942 года до конца войны — В. Горяев. В. Лебедев делал рисунки к стихам С. Я. Маршака. В годы войны появились значительные произведения станковой графики, причем многообразие впечатлений породило многообразие форм. Это и быстрые документально точные фронтовые зарисовки, разные по технике, стилю и художественному уровню. Это и портретные рисунки бойцов, партизан, моряков, санитарок, командиров – богатейшая летопись войны, впоследствии переведённая частично в гравюру (литографии Г. Верейского, гравюры С. Кобуладзе, акварели А. Фонвизина, рисунки М. Сарьяна и т.д.). Это и пейзажи войны, среди которых особое место занимают изображения блокадного Ленинграда (гуаши Я. Николаева и М. Платунова. акварели и пастели Е. Белухи и С. Бойма и пр.)- Наконец, это целые серии графических листов на одну тему. Так появилась графическая серия Д. Шмаринова «Не забудем, не простим!» (уголь, черная акварель, 1942), возникшая из зарисовок, которые он делал в только что освобожденных городах и деревнях, но окончательно завершенная уже после войны: пожарища, пепелища, плачущие над телами убитых матери и вдовы — все сплавилось в трагический художественный образ. Совсем иные по духу серии Л. В. Сойфертиса «Севастополь» (1941—1942), «Крым» (1942-1943), «Кавказ» (1943-1944). Сойфертис изображает не трагические стороны войны, а только быт, будни войны, которые ему, черноморскому моряку, были хорошо знакомы. «Ленинград в дни блокады и освобождения» — так называйся серия более чем из трех десятков автолитографий Алексея Федоровича Пахомова (1908—1973), которую он начал в 1941 году и завершил уже после войны. Весь мир обошел его лист «На Неву за водой», изображающий закутанных девочек с огромными глазами, добывающих последними усилиями воду из Невы. С первых дней Отечественной войны 1941-1945 годов советские скульпторы активно работали, участвовали и в передвижных выставках 1941 года, в выставках «Великая Отечественная война» (1942), «Героический фронт и тыл» (1944). В скульптуре военных лет ощутим приоритет портретного жанра, скульпторы стремятся запечатлеть образ героя войны правдивым, В годы войны создали многие значительные образы скульпторы В. Мухина и С. Лебедева (бюст военного корреспондента А. Т. Твардовского, гипс, 1943). В скульптуре так называемых малых форм, получившей развитие в основном уже после войны, Лебедева оставляет незабываемо-острые, поэтические образы («Сидяший В.А. Татлин», гипс, 1943-1944). Со временем, как и в живописи, в скульптурном портрете над индивидуально-конкретным берет верх идеальное, возвышенно-героическое. В таком ключе делает портреты Героев Советского Союза Николай Васильевич Томский (1900-1984). Во время войны не было возможности сооружать памятники. Исключение составляет памятник генералу И. В. Панфилову в городе Фрунзе (скульпторы А. Мануйлов и О. Мануйлова, 1942). Но именно в дни войны у многих скульпторов рождаются замыслы создания новых памятников. Еще в 1943 году был задуман и сразу после окончания войны, в 1946 году, в Вязьме сооружен исполненный Евгением Викторовичем Вучетичем (1908-1974) памятник генерал-майору М.Г. Ефремову, погибшему здесь в первый год войны. Композиция памятника состоит из пяти фигур: в центре ее генерал Ефремов, продолжающий сражаться смертельно раненный, когда его и оставшихся в живых бойцов со всех сторон окружили враги. В этом образе скульптор не избежал элементов повествовательности и иллюстративности, но правдивость, искренность, лаже страстность в передаче атмосферы этого последнего боя, в котором люди проявляют столько мужества, определяют художественное значение этого памятника. Вучетичем исполнена после войны (1945-1949) знаменитая 13-метровая бронзовая фигура солдата с ребенком на одной руке и с опущенным мечом в другой для грандиозного мемориала «Советскому воину-освободителю» в Трептов-парке в Берлине (архитектор Я.Б. Белопольский и др.). В скульптуре послевоенных лет основное место занимают мемориалы и бюсты героев войны. Н. Томский исполняет монумент генералу армии И. Д. Черняховскому в Вильнюсе (1950), на месте захоронения героя. Памятник в Калининграде в честь гвардейских дивизий, взявших штурмом Кенигсбергскую крепость, исполнен литовскими скульпторами во главе с Ю.И. Микенасом. В. Цигаль, Л. Кербель выполняют два монумента советским воинам: один в Берлине, другой — в Бресте (1945-1946). Л. Кербель еще во время войны работал на Северном флоте над портретами моряков-героев. Военная тема завершается им в 1960 году монументом маршалу Ф.. Толбухину в Москве (бронза, гранит, архитектор Г. Захаров). В станковой скульптуре тему подвига советского народа в Великой Отечественной войне раскрывает композиция молодого тогда скульптора Федора Дмитриевича Фивейского (родился 1931) «Сильнее смерти» (гипс, 1957), изображающая трех бойцов перед расстрелом. Всегда чувствующий нерв времени Вучетич в 1957 году откликается на ширящееся движение борьбы за мир скульптурной группой «Перекуем мечи на орала» (бронза), поставленной у здания ООН в Нью-Йорке. Создаются монументы историческим деятелям и деятелям культуры, С.М. Орлов, А.П. Антропов и Н.Л. Штамм — авторы памятника Юрию Долгорукому в Москве перед зданием Моссовета (1953-1954); В. Мухина в 1952 году завершает работу над памятником А.М. Горькому на его родине; А.П. Кибальников — над памятником Н.Г. Чернышевскому в Саратове (1953) и В. В. Маяковскому в Москве (1958). На площади Искусств в Ленинграде, у здания Русского музея, в 1957 году был поставлен памятник А. С. Пушкину работы М. Аникушина. Активно развивался в 1950-х годах портретный жанр станковой скульптуры. Наиболее замечательными произведениями станкового портрета называют бюст латышского скульптора Т. Залькална, мастерски исполненный Н. Томским (бронза, 1957), и его же портрет Ж. Гельтона (1954), отличающийся психологической глубиной и высоким профессионализмом. По-прежнему разнообразна в пластических решениях и психологических характеристиках С. Лебедева. Однако в конце 1940-х и в 1950-х годах в портретном решении скульптуры появляется некоторый шаблон, однообразие приемов, иногда явный натурализм, черты внешней описательности, а иногда, наоборот, идеализации и салонности.
ЛЕКЦИЯ 20
|