Студопедия — Графика. В годы Гражданской войны самым мо­бильным, оперативным, быстрее всего от­кликающимся на новые идеи, и самым распространенным видом искусства была графика
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Графика. В годы Гражданской войны самым мо­бильным, оперативным, быстрее всего от­кликающимся на новые идеи, и самым распространенным видом искусства была графика






 

В годы Гражданской войны самым мо­бильным, оперативным, быстрее всего от­кликающимся на новые идеи, и самым распространенным видом искусства была графика. Она особенно ярко выразила всю пеструю картину борьбы и столкновения разнообразных мнений, острейших дис­куссий, в которых происходило становле­ние советского искусства.

Из всех жанров плакат быстрее всего откликался на события, оперируя языком лапидарным и остро вы разительным. Он печатался большими тиражами на раз­ных национальных языках и потому про­никал в самые отдаленные уголки страны. Так, первый плакат издательства ВЦИК «Царь, поп и кулак» (1918) вышел сразу на десяти языках. Лаконизм линии, си­луэта, света, надписи способствовал быст­рой доходчивости того, что изображалось на плакате, его остроагитационной на­правленности.

Первыми плакатистами того време­ни чаще всего были художники, которые проявили себя в сатирической журналь­ной графике еще в Революцию 1905-1907 годов. Революционный плакат со­здавался в борьбе с коммерческим рекламным плакатом. В годы Гражданской войны развиваются два типа плаката — героический и сатирический. Выразите­лями ЭТИХ двух направлений были Моор и Дени.

Моору (Дмитрию Стахиевичу Орло­ву) принадлежат политические плакаты, которые справедливо стали классикой советской графики: «Ты записался доб­ровольцем?» (1920; в упор вопрошаю­щая зрителя фигура красноармейца, красным силуэтом выделяющаяся на се­ро-черном фоне заводских труб) и «По­моги!» (1921 — 1922). В последнем, посвя­щенном голодающим Поволжья, чисто изобразительными средствами, без вся­кой повествовательности достигнуто на­строение необычайного драматизма, ложе трагичности. На черном фоне поме­щена скелетообразная фигура старика в белой рубахе с воздетыми руками, перечеркнутая сломанным колосом, а внизу на белом фоне черными буквами — как душераздирающий крик — слово «По­моги!».

Плакаты Дени (Виктора Николаевича Денисова, 1893—1946), сотрудничавшего до революции в «Сатириконе», построены совсем по другому принципу. Они глубо­косатиричны, иногда полны юмора, пове­ствовательны, сопровождаются стихотвор­ными текстами: «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала» (1919), «На могиле контрреволюции» (1920). «Ку­лак-мироед», «Учредительное собранно (1921) и другие.

Особое место в плакате тех лет зани­мала абсолютно новаторская форма аги­тационного искусства — «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агент­ства), в которых особую роль играли М. Черемных, В. Маяковский, Д. Моор. Плакаты: «Товарищи, не поддавайтесь па­нике!», "Надо быть готовым!» (оба — 1920), исполненные по трафарету и раскрашен­ные от руки, совмещающие на одном листе несколько взаимосвязанных эпизодов и сопровождаемые острым текстом, от­кликались буквально на все события вре­мени, на самые злободневные вопросы. Они призывали к обороне страны, клей­мили дезертиров, разъясняли события, агитировали за новое в быту.

«Окна РОСТА» прошествовали с осени 1919 до 1921 года. Сначала они исполнялись в одном экземпляре, потом стали размножаться до нескольких сот экземпляров и расклеивались в витринах 47 отделений РОСТА или в окнах мага­зинов, в клубах, на вокзалах. В них блес­тяще проявился талант Маяковского — публициста, оратора, знатока фольклора. Маяковский в «Окнах РОСТА» отдал «ата­кующему классу» не только «всю свою звонкую силу поэта», но и талант худож­ника. «Окна РОСТА» были неизвестной до этого времени формой политической пропаганды, оказавшей большое влия­ние на графику времени Великой Отече­ственной войны 1941-1945 годов («Окна ТАСС»).

В Петроградских «Окнах РОСТА» ра­ботали В. В.Лебедев («На страже Октяб­ря», 1920), В. Козлинский, Л. Бролаты, A. Ралаков, Н. Радлов; в «Югроста», одним из организаторов которых был Б. Ефимов, сотрудничали Э. Багрицкий. Ю. Олеша, B. Катаев, М. Кольцов.

Советский политический плакат ока­зал огромное воздействие на все виды гра­фики, новое содержание получила и газетно-журнальная и книжная, и станковая, и прикладная графика. Она хотя и не раз­вивалась столь интенсивно, как плакат, но пути се развития уже наметились именно в этот период. Особое развитие получила сатирическая бытовая графика. С 1922 года стал издаваться один из многих сатири­ческих журналов тех лет — «Крокодил», рисунки которого, по справедливому за­мечанию исследователей, явились сатири­ческой летописью тех лет.

Стремление поставить графику на службу политическим интересам вызвало к жизни в годы первой мировой войны военный агитационный лубок. Опыт военного лубка был творчески переработан лубком агитационно-революционным, ко­торый начал свою жизнь с 1917 года. Сре­ди его создателей был Владимир Владими­рович Маяковский (1893-1930). Он автор лубка «Забывчивый Николай», который был напечатан издательством «Парус», орга­низованным М. Горьким.

 

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 553. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия