Студопедия — Архитектура. Эпоха высокоразвитого промышлен­ного капитализма вызвала существенные изменения в архитектуре, прежде всею в архитектуре города
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Архитектура. Эпоха высокоразвитого промышлен­ного капитализма вызвала существенные изменения в архитектуре, прежде всею в архитектуре города






 

Эпоха высокоразвитого промышлен­ного капитализма вызвала существенные изменения в архитектуре, прежде всею в архитектуре города. Возникают новые типы архитектурных сооружений: фаб­рики и заводы, вокзалы, магазины, банки, с возникновением кинематографа — ки­нотеатры. Переворот произвело появление новых Строительных материалов — желе­зобетона и металлических конструкций, которые позволили перекрывать гигант­ские пространства, делать огромные вит­рины, отдавать причудливый узор из пе­реплетов.

В последнем десятилетии XIX столе­тии архитекторам стало ясно, что в использовании исторических стилей про­шлого архитектура зашла в некий тупик, нужна была уже, по словам исследовате­лей, не «переаранжировка» исторических стилей, а творческое осмысление того нового, что накапливаюсь в среде стре­мительно растущего капиталистическо­го города. Последние годы XIX — нача­ло XX века — это время господства «мо­дерна», сформировавшегося на Западе, прежде всего в бельгийской, южно-гер­манской и австрийской архитектуре, и неоклассицизма. Первое из этих явлений было в общем космополитическим (хотя и здесь русский модерн имеет отличия от западноевропейского, ибо имеет при­месь исторических стилей неоремессанса, необарокко, неорококо и других), а второе — чисто русским, которому нет аналогий в европейской архитектуре.

В последнее десятилетие XIX и в са­мом начале XX века в архитектуре Рос­сии продолжает процветать метод стилизации. Обращение к традициям древ­нерусской архитектуры породило так называемый неорусский стиль начала XX века (иногда называемый неоромантизмом). В духе изысканной стилизации под древнерусские терема и палаты по­строены Ярославский вокзал в Москве (1903-1904, архитектор Ф. О. Шехтель); Казанский вокзал в Москве (1913-1926, архитектор Л. В. Щусев); старое здание Третьяковской галереи (1901-1906, по рисунку В. М. Васнецова). И Васнецов, и Щусев, каждый по-своему, прониклись красотой древнерусского зодчества, осо­бенно новгородского, псковского и раннемосковского, оценили его националь­ное своеобразие и творчески интерпре­тировали его формы.

Не теряет привлекательности в глазах архитекторов этого времени неокласси­цизм. В особняке А.А. Половцева на Ка­менном острове в Петербурге (1911-1913) в полной мере сказались черты этого сти­ля: в ионическом ордере решен фасад (центральный объем и боковые крылья), интерьеры особняка в уменьшенном и бо­лее скромном виде как бы повторяют ан­филаду залов Таврического дворца, но ог­ромные окна полуротонды зимнею сада, стилизованный рисунок архитектурных деталей четко свидетельствуют о времени создания особняка. Произведения чисто петербургского неоклассицистического стиля — доходный дом в начале Каменноостровского проспекта (№ 3-1), здания Азово-Донского банка на Боль­шой Морской улице, гостиницы «Астория» (по проекту Ф. И. Лидваля). В русле неоклассицизма работал Владимир Алексеевич Щуко (1878-1939). В доходных домах на Каменноостровском проспекте (№ 63 и 65) в Петербурге он творчески переработал мотивы раннеитальянского и Высокого Возрождения палладианско­го типа.

Иван Владиславович Жолтовский (1867-1959) открывает целую страницу русско­го зодчества XX века, опираясь в своем творчестве на традиции античности. Ре­нессанса и классицизма. Он окончил Ака­демию художеств в 1896 году, а позже изучал архитектуру Возрождения за гра­ницей. С именем Жолтовского связан осо­бый интерес в использовании практики и теоретических положений А. Палладио. Изучая классически ясное наследие ве­ликого зодчего, И. Жолтовский и его шко­ла противостояли эклектике, столь рас­пространенной в те годы.

Строгостью форм отличаются ранняя постройка архитектора – Павильон ска­кового общества в Москве (1903-1905), а также бывший московский особняк Тарасова на Спиридоновке (ныне ул. Алек­сея Толстого, 1909-1910), напоминаю­щий флорентийское палаццо по строгос­ти (внутри здание украшено плафонами Е.Е. Лансере и И.И. Нивинского). Од­нако наиболее важный вклад в развитие русской архитектуры Жолтовский внес после Октябрьской революции.

Стилизацией венецианского Дворца дожей являются: здание банка на углу Невского и Малой Морской в Петербурге (по проекту М.М. Перетятковича); особ­няк Г.А. Тарасова на Спиридоновке в Москве (1912, по проекту И.В. Жолтов­ского) и другие. Образ флорентийских па­лаццо и архитектура А. Палладио вдохнов­ляли Андрея Евгеньевича Белогруда (1875-1933): в одном из его домов на площади Льва Толстого (Петербург) интерпретиру­ются мотивы архитектуры раннего сред­невековья.

В самом конце XIX столетия в архи­тектуре стран Западной Европы началось сложение нового стиля. Понимая бес­перспективность эклектического смеше­ния стилей, осознавая противоречия меж­ду «исторической» формой и современ­ным содержанием зданий, архитекторы направили свои поиски на создание но­вой архитектуры, исходя, с одной стороны, из открытий в области строительной тех­нологии, а с другой — из сформировав­шейся в «век промышленной революции» новой эстетики. Так появился стиль «мо­дерн», в основе формы которого лежит свободная асимметрия, а в основе содер­жания — стремление создать средствами промышленного века эстетизированную архитектурную среду.

Причудливый рисунок, построенный на извивах линий, распространяется на все части здания: излюбленный «модерном» мозаичный фриз, или пояс полив­ных керамических плиток в блеклых де­кадентских тонах, переплеты витражных окон, узор ограды, балконные решетки, на композицию лестниц, дизайн мебели и т.д. Во всем господствуют капризные криволинейные очертания. В «модерне» можно проследить определенную эволюцию, две стадии развития: первая — декоративистская, с особым увлечением орнаментом, декоративной скульптурой и живописностью (керамика, мозаика, витраж), вторая — более конструкти­вистская.

«Модерн» был широко представлен в Москве. В этот период здесь строятся вокзалы, гостиницы, банки, особняки бо­гатой буржуазии, доходные дома. Типич­ным примером модерна в России было творчество Федора Осиповича Шехтеля (1859-1926). Доходные дома, особняки, здания торговых фирм и вокзалы — во всех жанрах составил Шехтель свой по­черк. Ему свойственна асимметричность постройки, органическое наращивание объ­емов, разный характер фасадов, исполь­зование балконов, крылец, эркеров, санд­риков над окнами, введение в архитектур­ный декор стилизованного изображения лилий или ирисов, применение в окнах витражей с таким же мотивом орнамента, разной фактуры материалов в оформ­лении интерьеров. Построенный по про­екту Ф.О. Шехтеля особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве (1900-1902) — замечательный образец «русского модерна».

«Модерн» получил развитие не только в Москве, но и в Петербурге, где, например, П.Ю. Сюзор в 1904-1906 годах строит здание компании «Зингер» на Невском проспекте (теперь Дом книги). Земная сфера на крыше здания должна была сим­волизировать международный характер деятельности фирмы. В облицовке фасада использованы ценные породы камня (анит, лабрадор), бронза, мозаика. На пе­тербургский «модерн» оказали влияние традиции монументальною петербургско­го классицизма.

 

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 646. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия