Творчество передвижников.
Небывалое значение в системе жанров русской живописи с 1860-х годов получает бытовой жанр. Толчком к развитию этого жанра было творчество художников середины века А. Г Венецианова и П. А. Федотова. Бытовой картине отдавали предпочтение также Алексей Филиппович Чернышев (1824-1863), известный по картинам: «Шарманщик» (1852), «Рынок к Петербурге» (1851), «Уличные музыканты» (1850-е), и Николай Густавович Шильдер (1828-1898), вошедший в историю русского искусства как автор известных картин «Насильный брак» и «Искушение» (1856), которые были первыми приобретениями галереи Третьякова. Михаил Петрович Клодт (1835-1914) продолжал брюлловские традиции: «Рыбаки-финны» (1855), -Больной музыкант» (1859), «Последняя весна» (1861). Выдающейся фигурой русской живописи второй половины XIX века был Василий Григорьевич Перов (1833/4-1882). Известность Перову принесли академические картины: «Проповедь на селе» (1861), «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862). Закончив Московское училище живописи и ваяния, Перов два года провел во Франции и в 1864 голу вернулся в Россию. После приезда в Москву художник создает все более выразительные и полные глубокого смысла человеческие трагедии: «Проводы покойника (1865), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Перова также привлекают холодные, мрачные сцены городской жизни. Знаменита его картина «Тройка» (1866), изображающая маленьких подмастерий. Выбиваясь из сил, дети тянут обледеневшую бочку с водой. На картине «Утопленница» (1867) Перов изобразил полицейского, дежурящего у тела погибшей женщины. Одно из высших достижений художника - «Последний кабак у заставы» (1868). Это картина большого эмоционального напряжения, необыкновенно цельная по своему художественному решению. На окраине города, у последнего кабака, остановилось двое запряженных саней. Оставшаяся а санях крестьянка уже давно ждет своего загулявшего мужа. Последняя улица города убегает вдаль, к заставе, за которой начинается мир деревни. Пейзаж проникнут чувством тоски и одиночества. Краски картины, передающей вечерний сумрак, звучат приглушенно. Общий серо-коричневый тон объединяет их гамму. Глухо звучит красное пятно платка крестьянки и красно-коричневый в полумраке круп лошади. Лишь занесенные снегом окна трактира освещены изнутри тревожным светом, и холодная желтая полоса заката догорает у горизонта за столбами заставы, открывая безбрежную даль. Значительны достижения Перова-портретиста. Изображая выдающихся деятелей русской культуры, художник сумел раскрыть их сложный внутренний мир, высокую одухотворенность. Широко известен созданный Перовым портрет Ф. М.Достоевского (1872), заслуженное признание получили портрет В.В. Бессонона (1869), портрет А.Н. Островского (1871), портрет В.И. Даля (1872). В середине 70-х годов Перова привлекали исторические темы: «Суд Пугачева» (1873), «Никита Пустосвят. Спор о вере». Перов также создал ряд знаменитых жанровых сцен, посвященных охотникам и рыболовам, среди них особенную народную любовь завоевала полная юмора картина «Охотники на привале» (1871). В жанровой живописи 60-х годов большую известность получила картина Василия Владимировича Пукирева (1832- 1890) «Неравный брак» (1862). Это произведение сыграло существенную роль, закрепив крутой поворот к обличительному жанру. Другой жанрист - Леонид Иванович Соломаткин (1837-1883) - в своем творчестве двигался от более или менее спокойного повествования к гротеску и горькому сарказму: «Славильщики» (1872), «Свадьба» (1872). Искусство мастеров бытового жанра 1860-х годов сыграло большую роль в дальнейшем развитии русской художественной культуры, расцвет которой оно подготовило. На протяжении 1860-х годов академия как школа продолжала в основном отстаивать неприкосновенность своей эстетической программы. Но искусство, складывавшееся в это время вне академической опеки, проникнутое критическим пафосом, направленное к познанию и отражению реальных жизненных явлений, оказало воздействие на художников, имевших академическое образование. Характерным примером тому может служить творчество Константина Дмитриевича Флавицкого (1830-1866), развивавшееся на протяжении всего лишь нескольких лет, но оставившее заметный след в искусстве 1860-х. Флавицкий - автор знаменитых исторических картин «Христианские мученики в Колизее» (1862) и «Княжна Тараканова» (1863-1864). Самым крупным художником-академистом второй половины XIX века, писавшим картины на античные темы, был в России Генрих Ипполитович Семирадский (1843-1902). За картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» (1870) он получил первую золотую медаль. Самое значительное произведение Семирадского - «Фрина на празднике бога морей Посейдона в Элевзине» (1889). Следует упомянуть о больших исторических картинах художника, написанных им для зала Исторического музея в Москве: «Тризна воинов Святослава» и «Сожжение русса». Античной тематике посвящал свои произведения и Федор Андреевич Бронников (1827-1902), Его античные сюжеты часто получали жанровую трактовку. Наиболее известны его картины «Император Август, играющий со своими детьми» (1870), «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» (1869), «Освящение гермы» (1874). Художнику Вячеславу Григорьевичу Шварцу (1838-1869) было суждено стать родоначальником историко-бытового жанра в русском искусств XIX века («Иоанн Грозный у тела убитого им сына», 1861; «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче», 1868). Исторические живописцы шли в этот период разнообразными Путями. Они разрабатывали традиционные евангельские темы, стремились к верности передачи исторического колорита, глубоко воспринимали поэзию народных преданий и эпическую мощь народной истории с самобытной силой и яркостью ее героев. Историческая живопись: органически вошла В эти годы в число основополагающих жанров русского искусства. Ивану Николаевичу Крамскому (1837-1887) принадлежит одно из первых мест в русской художественной культуре второй половины XIX века. Выдающийся художник, он внес существенный вклад в понимание основных вопросов художественного творчества, в обоснование теории реалистического искусства. Значительным событием в мире искусства явилось полотно Крамского - «Христос в пустыне» (1872). Удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени представлен в его портретах Л.Н. Толстого (1873), Н.А. Некрасова (1877), М.Е. Салтыкова-Щедрина (1879). Особое место в портретном творчестве Крамского занимают образы крестьян (-Полесовщик», 1874; «Крестьянин с уздечкой», 1883). В 80-х годах Крамской создает несколько интересных работ, раскрывающих новые стороны его дарования («Лунная ночь». 1880; «Неутешное горе». 1884). Особое место среди них занимает картина «Неизвестная» (1883). На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в коляске по Невскому проспекту. Вдаль уходит перспектива улицы. Сквозь светлую дымку морозного зимнего воздуха видны очертания Аничкова дворца. Сидя, слегка прислонившись к спинке коляски, «неизвестная» сохраняет горделивую осанку, несколько высокомерное выражение лица. Облику «неизвестной» присуще сочетание противоречивых психологических оттенков. В выражении ее лица рядом с чувством собственного достоинства и даже надменности заметны и оттенки затаенной грусти. Но именно это сочетание и сообщает произведению в какой-то мере загадочный, интригующий смысл, лишает образ четко очерченного характера. И.Н. Крамской приветствовал вес новое и передовое, что появлялось в русском искусстве в 70-80-х годах. «Искусство обширно и неисчерпаемо. С каждым новым поколением открываются новые горизонты и новые пути», - писал он. Жизнь и творчество «рыцаря реализма» оставили глубочайший след в душе современников. В русском искусстве второй половины XIX века не было, пожалуй, художника более противоречивого, чем Николай Николаевич Ге (1831-1894). Он прожил долгую жизнь, напряженно работая над своими произведениями к течение почти четырех десятилетий. Успех академической картины «Саул у Аэндорской волшебницы» (1856), за которую художник получил золотую медаль, побудил его глубже разрабатывать христианскую тему («Возвращение с погребения Христа», 1859; «Тайная вечеря», 1863). Живописец оставил в своем наследии мастерски выполненные изображения многих выдающихся людей своего времени: портрет И. Доманже (1868), портрет А. И. Герцена (1867), портрет Л. Н. Толстого (1884). Одной из самых известных работ Н. Ге современники считали картину на тему русской истории - «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). Петр в простой одежде, без парика, в ботфортах сидит на стуле перед столом. Он отвернулся от сына всем корпусом, но его испытующий взгляд прикован к лицу царевича. Голова Петра замечательна своей выразительностью, на высоком лбу ходят тени, свидетельствующие о напряженной, гневной мысли. Видимо, в ходе допроса только что произошло бурное объяснение: об этом говорит брошенная на пол бумага, заключающая свидетельства о заговоре. Сейчас Петр уже сидит спокойно, внутренняя борьба окончена, решение принято, и теперь отек как бы со стороны смотрит на жалкую фигуру сына. Эта фигура представляет полную противоположность энергичному облику паря. Нарядный европейский кафтан с кружевами неуклюже висит на царевиче, он стоит неуверенно и робко, ноги, одетые в шелковые чулки и туфли, особенно подчеркивают его тщедушие и бессилие. Худое лицо царевича бледно, его веки опушены, безвольно висят поникшие руки. В этом образе чувствуется обреченность и самого царевича, и того политического заговора, с которым он был связан. В 1880-1890-х годах художник был увлечен созданием картин на библейскую тематику: «Христос и Никодим» (1886), Христос в Гефсиманском саду» (1890-1892), «Голгофа» (1892). Образ художника, измученного царящим в мире злом и в то же время проникнутого неумирающим стремлением к протесту, предстает перед нами в последнем автопортрете Ге (1893). Имя Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) неразрывно связано с успехами русской батальной живописи второй половины XIX века. Художник отмечал: «Существует немало других предметов, которые я изображал бы с большей охотой. Я всю жизнь горячо любил солнце и хотел писать солнце, и, после того как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что могу посвятить себя солнцу, призрак войны все еще заставляет меня изображать войну, и если мне хочется писать солнце, то я должен красть время у самого себя»; «Передо мною, как перед художником, ВОЙНА, и ЕЕ я бью сколько у меня есть сил». Так Верещагин понимал высокую цель творчества. В академических батальных полотнах война изображалась как красивое, парадное зрелище, без крови, ужасов и страданий, а главное - без участия народа, солдатской массы. Героями признавались только цари, полководцы, главнокомандующие. Никто из батальных художников не поднялся до пафоса обличения войн как народного бедствия, и никто не показывал столь убедительно скромного повседневного героизма солдатской массы, не слетал солдат главными героями своею творчества. Эта задача была разрешена кто время только Верещагиным. Примечательны названия картин Туркестанской серии: «Нападают врасплох» (1871), «У крепостной стены. Пусть пойдут» (1871), «После удачи» («Победители») (1868), «После неудачи» («Побежденные») (1868), В них дано беспощадно-реалистическое изображение поенных эпизодов так, как все происходило па самом деле, а не согласно официальным реляциям главнокомандующих. В картине «Смертельно раненный» (1873) запечатлены предсмертные минуты человека. Движения бегущего, схватившегося за рану, увидены и зафиксированы в их жизненной достоверности, мгновенности состояния строго и документально. На рамс Верещагин даже записал причитания солдата: «Ой, убили, братцы... убили... ой, смерть моя пришла!». Жестокий трагизм войны, усугубленный религиозным изуверством мусульман, показан в картинах «Представляют трофеи» и «Торжествуют» (1871 - 1872). Особенно большое впечатление произвела на современников картина «Забытый»: убитый солдат, над которым кружится воронье (уничтожена Верещагиным). Завершает «Туркестанскую» серию картина «Апофеоз воины» (1871), которая была задумана как образ-символ военных бедствий. В 1874 году Верещагин отправился путешествовать в Индиго. Художник побывал в самых отдаленных, труднодоступных ее уголках и свои впечатления зафиксировал в многочисленных этюдах. События русско-турецкой войны на Балканах (1877-1878) побудили живописца к созданию картин, составивших «Балканскую» серию («На Шипке все спокойно». 1878-1879; «Перед атакой. Пол Плевной»: «После атаки»; «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», 1877-1878). Последняя большая серия картин - «1812 год. Наполеон в России» (1877-1914) - задумана как монументально-историческая эпопея. Художник-воин, демократ и патриот. Верещагин погиб в 1904 году в Порт-Артуре на броненосце «Петропавловск», подорванном японской миной. Кроме Верещагина правдиво изображали войну В.Д. Поленов, П.П. Соколов, А.Д. Кившенко, П.О. Ковалевский. Все они были очевидцами войны на Балканах. В.Г. Перов, В.Е. Маковский. И.М, Прянишников исполнили ряд реалистических картин о севастопольской страде. Удачны произведения Прянишникова о войне 1812 года. Превосходные военные сцены, полные глубокой правды ЖИЗНИ, написаны В.И. Суриковым и В.М. Васнецовым, Но эти художники, изображая войну, ставили перед собой уже иные цели. В творчестве художников 1870-1880 годок продолжала занимать значительное место бытовая живопись. Для Василия Максимовича Максимова (1844-1911) жизнь народа, нравы и обычаи русской деревни были родной средой («Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875; «Больной муж», 1881). Жизненный и творческий путь Константина Аполлоновича Савицкого (1844-1905) являет собою цельную и последовательную картину деятельности критического реалиста. Находясь в рядах Товарищества передвижных художественных выставок, он создал картины: «Отдых землекопов» (1873), «Встреча иконы» (1878), «На войну» (1888). В начале 1870-х голов значительное место среди художников жанровой живописи по нраву занял Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894), один из представителей московской школы в кругу передвижников старшего поколения. Известны его работы «Жестокие романсы» (1881), «Спасов день на Севере» (1887), Одновременно с передвижниками старшего поколения в области жанровой живописи успешно работали художники, не принадлежавшие к числу членов Товарищества, но, по существу, следовавшие в своем творчестве традициям критического реализма. Среди них Фирс Сергеевич Журавлев (1836-1901) - «Купеческие поминки» (1870-е), Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) - «В монастырской гостинице» (1882). Перелом, происшедший в искусстве на рубеже 1850- 1860-х годов, висе коренные изменения и в судьбу русского пейзажа. Если в первой половине века С. Щедрин. М. Лебедев, А. Иванов могли выразить свои передовые художественные стремления, лишь находясь за пределами родины, на мотивах природы Италии, то теперь все самобытное и передовое входит в искусство пейзажа вместе с обращением художников к национальной теме. Главными деятелями реалистической пейзажной живописи 1860-1880-х голов пыли А.К. Саврасов. И.И, Шишкин, М.К. Клодт, Л.Л. Каменев и их младшие современники Ф.А. Васильев и А.И. Куинджи. К концу 50-х годов завоевал себе славу в России и за границей крупнейший пейзажист XIX века Иван Константинович Айвазовский (1817-1900). Художник прошел большой и сложный путь от романтизма к реализму. Его творчество второй половины XIX века испытывало на себе постепенно усиливавшееся влияние школы русского демократического пейзажа. Заслуги Айвазовского заключались в создании ряда значительных морских пейзажей: «Девятый вал» (1850), «Наваринский бой» (1848), «Черное море» (1881), «Среди волн» (1898). Конструкция картин Айвазовского всегда простая и ясная. Блестящее изображение пространственных отношений и лепка объемов при помощи мастерски использованных богатых живописных средств опирались как на свою основу на виртуозный рисунок художника, способный схватить на лету движение волн в их живом и бесконечном разнообразии. Старейший среди основоположников русского демократического пейзажа Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897). Передовая роль художника в развитии реалистического пейзажа второй половины XIX века выразилась в его непрестанных поисках новых тем, мотивов и средств для их живописного воплощения. Излюбленная его тема, введенная художником в русское искусство – бедный деревенский, нередко печальный пейзаж как «образ высокой пеший» («Степь с дрофами», 1852; «Вил в окрестностях села Архангельского». 1859; «Вечер», 1872). Одна из самых знаменитых картин Саврасова - «Грачи прилетели» (1871). Значение этой работы огромно. За этими березками, растущими близ сельской церкви, за этими полями, простирающимися за селом, вставал широкий образ пейзажа России. Это был образ родной страны, который жил в сознании русских людей и давно уже ждал своего художественного воплощения. Цветовая гамма теплых серо-коричневых и холодных серо-голубых топов позволила художнику сделать ощутимыми первые, едва сметные признаки весеннего пробуждения природы. Спокойный и сдержанный в своей общей тональности колорит пейзажа отмечен особой мягкостью и богатством оттенков. Художнику особенно удалась живопись высокого неба, на фоне которого вершины берез как бы тают в весеннем воздухе. Значительно смягчен воздушной средой цвет каменной колокольни. Здесь восхищаешься одновременно и богатством оттенков цвета, и найденным единством общего тона, и обликом старинного архитектурного памятника, и ощущением влажности оттаявшего камня. Пластична и вместе с тем воздушна живопись берез. Наиболее светлое пятно и картине - снежный бугор у забора – кажется розовато-золотистым, слегка освещенным солнцем. Когда речь идет о первых этапах формирования реалистической пейзажной живописи, рядом с Саврасовым, художником лирического склада, всегда встает внушительная фигура Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), «богатыря русского леса», как называли его современники. Саврасов и Шишкин наиболее полно для того времени выразили существенные черты двух главнейших сторон пейзажной живописи, се лирическое и эпическое начала. Поиски Шишкиным путей к созданию эпического образа природы привели его к изображению русского леса («Вид на острове Валааме», 1858; «Полдень. В окрестностях Москвы», 1869; «В лесу графини Мордвиновой», 1891; «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги», 1898). В конце 1880-х годов была написана художником одна из популярнейших его картин «Утро в сосновом лесу» (1889). Подобно Саврасову и Шишкину, к зачинателям реалистического пейзажа второй половины XIX пека принадлежит Михаил Константинович Клодт (1832- 1902). Этот пейзажист - племянник знаменитого скульптора первой половины XIX века П.К. Клодта. В Государственной Третьяковской галерее хранятся его «Большая дорога осенью» (1863), «На пашне» (1872). Выдающееся дарование пейзажиста отмечали художники и критики у рано умершего Федора Александровича Васильевa (1850-1873). Его пейзажи «Деревенская улица», «После грозы» (1868) принадлежат к лучшим достижениям этого жанра. Васильев пишет преимущественно будничные мотивы деревенскою пейзажа, вводит в композицию жанровые сюжеты, тем самым давая почувствовать очарование природы, ее тепло и улыбку. Так воспринимаются его «Летний жаркий день» (1869) с путниками, отдыхающими в лесу; мягкий, поэтический пейзаж «После дождя» (1869). Одно из главных произведений художника - «Оттепель» (1871). Подлинные шедевры последних лет творчества Васильева - «Заброшенная мельница», «В Крымских горах». Творчество Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910) впервые притекло к себе внимание при появлении на академической выставке его картины «На острове Валааме» (1873). С 1874 гола Куинджи выступает на передвижных выставках: «Заброшенная деревня» (1874), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875). Новизна живописного строя в картинах Куинджи редко кого оставляла равнодушным. На 7-й передвижной выставке были показаны его картины «Север», «Березовая роща» и «После грозы». В 1880 году Куинджи устраивает персональную выставку, на которой показывает только одну картину - «Ночь па Днепре» (1880). Впечатление, произведенное ею, было огромно. В начале 70-х годов впервые ярко и сильно проявился талант одного из великих живописцев XIX столетия Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). С ею творчеством связаны высшие достижения реализма второй половины XIX века. Произведением, сразу выдвинувшим Репина в первый ряд русских художников, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873), пробуждавшая сострадание к угнетенному рабским трудом народу. По возвращении Репина в 1876 году поездки во Францию начинается период высшего расцвета его творчества. Он выступаем как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Портрет был не только ведущим жанром, но и основой творчества Репина вообще. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Вслед за В.Г. Перовым и И.Н. Крамским Репин продолжает создание галереи образов выдающихся представителей русской общественной мысли, науки и культуры. В лучших своих портретах - В.В. Стасова. Л.Н. Толстого, М.П. Мусоргского - Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодари удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств. Одна из главных тем жанровых полотен Репина - типичные моменты жизни русского революционера-народника: «Арест пропагандиста» (1880- 1892), «Отказ от исповеди» (1879-1885). «Не ждали» (1884-1888). В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие - изумления, недоверия, радости - безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Герой картины, не отрекаясь от прошлого, ждет не сострадания и прощения, а понимания и оправдания необходимости той жертвы во имя долга перед народом, который когда-то заставил его покинуть родной дом. Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проблема, имеющая широкое общечеловеческое значение. Склонность к психологическому драматизму в обрисовке ситуаций сказывается и в исторической живописи Репина: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 тола» (1885); «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891). Последний высокий взлет репинского таланта относится к началу XX века, когда художник работает над грандиозным групповым портретом-картиной «Торжественное заседание Государственною Совета» (1901 - 1903), выполнив серию этюдов, отличающихся замечательной остротой характеристики и живописной свободой. Подлинный гражданский пафос, демократизм, выражающийся не только в глубокой понимании и изображении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразительного языка, высочайшее реалистическое мастерство, правда характеров, интерес К животрепещущим вопросам современности - залог непреходящей ценности искусства Репина. Другим выдающимся мастером исторической темы был Василий Иванович Суриков (1848-1916). Первое значительное полотно Сурикова - «Утро стрелецкой казни» (1881). Не саму казнь, а «торжественность последних минут перед казнью» хотел, по его словам, передать художник в № картине. Сами стрельцы полны ощущения неизбежности совершающегося: конфликт приобрел характер независимого от воли и желания людей трагического противостояния двух миров - старой Руси и петровской России. Суриков широко пользуется средствами эмоционального воздействия, языком поэтических уподоблений, контрастов, композиционной «рифмовки». Таков, например, контраст асимметричных живописных форм собора Василия Блаженного и подчеркнутой горизонтальной линейности кремлевских стен, соответствующий смысловому противопоставлению стихийной толпы, окружающей Стрельцов, и регулярною поиска Петра I, выстроенного справа вдоль стен. Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создаст образ трудною, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты – «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» (А.С. Пушкин). В картине «Меншиков в Березове» (1883) показан сподвижник Петра I в опале. «Боярыня Морочова» (1887) – вершина творчества Сурикова, его великолепного живописного мастерства. Но живописная красота здесь не самоцель, она служит характеристике исторической реальности, глубокому раскрытию замысла картины. Перед нами Русь XVII века - яркая, цветная, праздничная. С начала 1890-х годов Суриков от трагически заостренных исторических сюжетов переходит к освещению героических страниц национальной истории: «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899). Последнее крупное полотно Сурикова - «Степан Разин» (1903-1910). Среди имен крупнейших мастеров, определявших в 70-80-е годы лицо русской живописи, должно быть названо и имя Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926). Его искусство явилось выражением тога же интереса к судьбе народа, к его характерам и истории, который так ярко сказался в творчестве Репина. Темы русского эпоса начали привлекать внимание художника еще в ранние годы (акварельный эскиз «Богатырь», начало 1870-х). Но всерьез художник подошел к теме древних преданий лишь в конце 1870-x годов. Он создает ряд картин: «Витязь на распутье» (1878); «Битва русских со скифами» (1881) и «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880). В картине «Витязь на распутье» художник изобразил богатыря на коне, остановившегося в необозримой степи. Витязь и изображен спиной к зрителю, его голова задумчиво опущена, темный силуэт фигуры ясно выделяется на розоватом небе. Его молчаливая неподвижность перед зловещим камнем приковывает взгляд зрителя к пейзажу неведомой земли, к усеянной костями степи, над которой бесшумно парят черные птицы. Одно из самых привлекательных произведений Васнецова - «Аленушка» (1881), на мотив народной сказки. Этой картиной мастер положил начало лирическо-сказочным мотивам. В 1882 году Васнецов выполнил в одном из залов московского Исторического музея большую настенную роспись «Каменный век» (1882-1885). Для Владимирского собора Васнецов создал панно «Крещение Руси князем Владимиром». «Князь Владимир», «Княгиня Ольга». В 1899 году была написана картина «Иван-царевич на сером волке». В 1897 году закончена картина «Царь Иван Васильевич Грозный». Приблизительно в те же годы Васнецов заканчивает одно из лучших своих произведений - огромную картину «Богатыри» (1881-1898). Васнецов остался в памяти народа как создатель «Богатырей», «После побоища», «Аленушки», «Грозного» и других замечательных картин, отразивших его глубокую любовь к прошлому своей родины. Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) написал свои наиболее известные картины в конце 1870-х годов. В них пейзажная тема сочетается с жанровой - «Московский дворик» (1878-1879) и «Бабушкин сад» (1879). Став членом Товарищества передвижников, Поленов постоянно выступал со своими произведениями на его выставках. В 1886 художник создал одну из лучших своих картин, «Больная», изображавшую умирающую от чахотки молодую девушку. Скорбная фигура помешена у полуоткинутой портьеры, за которой открывается синеющая ночь. Лицо больной погружено в глубокую полутень. Ее широко открытые темные глаза смотрят на зрителя. Большой размер и крупный масштаб изображения придали картине серьезность и значительность. Следует особо отмстить картину Поленова «Парит. Болотце» (1886) с крайней простотой мотива и верно определенным состоянием природы. В конце своего творческого пути художник приступил к серии картин на евангельские темы («На Генисаретском озере», 1889; «Мечты», 1890; «Среди учителей», 1895).
ЛЕКЦИЯ 11
В начале 70-х годов впервые ярко и сильно проявился талант одного из великих живописцев XIX столетия Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). С ею творчеством связаны высшие достижения реализма второй половины XIX века. Произведением, сразу выдвинувшим Репина в первый ряд русских художников, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873), пробуждавшая сострадание к угнетенному рабским трудом народу. По возвращении Репина в 1876 году поездки во Францию начинается период высшего расцвета его творчества. Он выступаем как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Портрет был не только ведущим жанром, но и основой творчества Репина вообще. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Вслед за В.Г. Перовым и И.Н. Крамским Репин продолжает создание галереи образов выдающихся представителей русской общественной мысли, науки и культуры. В лучших своих портретах - В.В. Стасова. Л.Н. Толстого, М.П. Мусоргского - Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодари удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств. Одна из главных тем жанровых полотен Репина - типичные моменты жизни русского революционера-народника: «Арест пропагандиста» (1880- 1892), «Отказ от исповеди» (1879-1885). «Не ждали» (1884-1888). В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие - изумления, недоверия, радости - безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Герой картины, не отрекаясь от прошлого, ждет не сострадания и прощения, а понимания и оправдания необходимости той жертвы во имя долга перед народом, который когда-то заставил его покинуть родной дом. Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проблема, имеющая широкое общечеловеческое значение. Склонность к психологическому драматизму в обрисовке ситуаций сказывается и в исторической живописи Репина: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 тола» (1885); «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891). Последний высокий взлет репинского таланта относится к началу XX века, когда художник работает над грандиозным групповым портретом-картиной «Торжественное заседание Государственною Совета» (1901 - 1903), выполнив серию этюдов, отличающихся замечательной остротой характеристики и живописной свободой. Подлинный гражданский пафос, демократизм, выражающийся не только в глубокой понимании и изображении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразительного языка, высочайшее реалистическое мастерство, правда характеров, интерес К животрепещущим вопросам современности - залог непреходящей ценности искусства Репина.
ЛЕКЦИЯ 12
Главными деятелями реалистической пейзажной живописи 1860-1880-х годов были А.К. Саврасов. И.И, Шишкин, М.К. Клодт, Л.Л. Каменев и их младшие современники Ф.А. Васильев и А.И. Куинджи. К концу 50-х годов завоевал себе славу в России и за границей крупнейший пейзажист XIX века Иван Константинович Айвазовский (1817-1900). Художник прошел большой и сложный путь от романтизма к реализму. Его творчество второй половины XIX века испытывало на себе постепенно усиливавшееся влияние школы русского демократического пейзажа. Заслуги Айвазовского заключались в создании ряда значительных морских пейзажей: «Девятый вал» (1850), «Наваринский бой» (1848), «Черное море» (1881), «Среди волн» (1898). Конструкция картин Айвазовского всегда простая и ясная. Блестящее изображение пространственных отношений и лепка объемов при помощи мастерски использованных богатых живописных средств опирались как на свою основу на виртуозный рисунок художника, способный схватить на лету движение волн в их живом и бесконечном разнообразии. Старейший среди основоположников русского демократического пейзажа Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897). Передовая роль художника в развитии реалистического пейзажа второй половины XIX века выразилась в его непрестанных поисках новых тем, мотивов и средств для их живописного воплощения. Излюбленная его тема, введенная художником в русское искусство – бедный деревенский, нередко печальный пейзаж как «образ высокой пеший» («Степь с дрофами», 1852; «Вил в окрестностях села Архангельского». 1859; «Вечер», 1872). Одна из самых знаменитых картин Саврасова - «Грачи прилетели» (1871). Значение этой работы огромно. За этими березками, растущими близ сельской церкви, за этими полями, простирающимися за селом, вставал широкий образ пейзажа России. Это был образ родной страны, который жил в сознании русских людей и давно уже ждал своего художественного воплощения. Цветовая гамма теплых серо-коричневых и холодных серо-голубых топов позволила художнику сделать ощутимыми первые, едва сметные признаки весеннего пробуждения природы. Спокойный и сдержанный в своей общей тональности колорит пейзажа отмечен особой мягкостью и богатством оттенков. Художнику особенно удалась живопись высокого неба, на фоне которого вершины берез как бы тают в весеннем воздухе. Значительно смягчен воздушной средой цвет каменной колокольни. Здесь восхищаешься одновременно и богатством оттенков цвета, и найденным единством общего тона, и обликом старинного архитектурного памятника, и ощущением влажности оттаявшего камня. Пластична и вместе с тем воздушна живопись берез. Наиболее светлое пятно и картине - снежный бугор у забора – кажется розовато-золотистым, слегка освещенным солнцем. Когда речь идет о первых этапах формирования реалистической пейзажной живописи, рядом с Саврасовым, художником лирического склада, всегда встает внушительная фигура Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), «богатыря русского леса», как называли его современники. Саврасов и Шишкин наиболее полно для того времени выразили существенные черты двух главнейших сторон пейзажной живописи, се лирическое и эпическое начала. Поиски Шишкиным путей к созданию эпического образа природы привели его к изображению русского леса («Вид на острове Валааме», 1858; «Полдень. В окрестностях Москвы», 1869; «В лесу графини Мордвиновой», 1891; «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги», 1898). В конце 1880-х годов была написана художником одна из популярнейших его картин «Утро в сосновом лесу» (1889). Подобно Саврасову и Шишкину, к зачинателям реалистического пейзажа второй половины XIX пека принадлежит Михаил Константинович Клодт (1832- 1902). Этот пейзажист - племянник знаменитого скульптора первой половины XIX века П.К. Клодта. В Государственной Третьяковской галерее хранятся его «Большая дорога осенью» (1863), «На пашне» (1872). Выдающееся дарование пейзажиста отмечали художники и критики у рано умершего Федора Александровича Васильевa (1850-1873). Его пейзажи «Деревенская улица», «После грозы» (1868) принадлежат к лучшим достижениям этого жанра. Васильев пишет преимущественно будничные мотивы деревенскою пейзажа, вводит в композицию жанровые сюжеты, тем самым давая почувствовать очарование природы, ее тепло и улыбку. Так воспринимаются его «Летний жаркий день» (1869) с путниками, отдыхающими в лесу; мягкий, поэтический пейзаж «После дождя» (1869). Одно из главных произведений художника - «Оттепель» (1871). Подлинные шедевры последних лет творчества Васильева - «Заброшенная мельница», «В Крымских горах». Творчество Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910) впервые притекло к себе внимание при появлении на академической выставке его картины «На острове Валааме» (1873). С 1874 гола Куинджи выступает на передвижных выставках: «Заброшенная деревня» (1874), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875). Новизна живописного строя в картинах Куинджи редко кого оставляла равнодушным. На 7-й передвижной выставке были показаны его картины «Север», «Березовая роща» и «После грозы». В 1880 году Куинджи устраивает персональную выставку, на которой показывает только одну картину - «Ночь па Днепре» (1880). Впечатление, произведенное ею, было огромно.
ЛЕКЦИЯ 13
Имя Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) неразрывно связано с успехами русской батальной живописи второй половины XIX века. Художник отмечал: «Существует немало других предметов, которые я изображал бы с большей охотой. Я всю жизнь горячо любил солнце и хотел писать солнце, и, после того как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что могу посвятить себя солнцу, призрак войны все еще заставляет меня изображать войну, и если мне хочется писать солнце, то я должен красть время у самого себя»; «Передо мною, как перед художником, ВОЙНА, и ЕЕ я бью сколько у меня есть сил». Так Верещагин понимал высокую цель творчества. В академических батальных полотнах война изображалась как красивое, парадное зрелище, без крови, ужасов и страданий, а главное - без участия народа, солдатской массы. Героями признавались только цари, полководцы, главнокомандующие. Никто из батальных художников не поднялся до пафоса обличения войн как народного бедствия, и никто не показывал столь убедительно скромного повседневного героизма солдатской массы, не сделал солдат главными героями своею творчества. Эта задача была разрешена кто время только Верещагиным. Примечательны названия картин Туркестанской серии: «Нападают врасплох» (1871), «У крепостной стены. Пусть пойдут» (1871), «После удачи» («Победители») (1868), «После неудачи» («Побежденные») (1868), В них дано беспощадно-реалистическое изображение поенных эпизодов так, как все происходило па самом деле, а не согласно официальным реляциям главнокомандующих. В картине «Смертельно раненный» (1873) запечатлены предсмертные минуты человека. Движения бегущего, схватившегося за рану, увидены и зафиксированы в их жизненной достоверности, мгновенности состояния строго и документально. На рамс Верещагин даже записал причитания солдата: «Ой, убили, братцы... убили... ой, смерть моя пришла!». Жестокий трагизм войны, усугубленный религиозным изуверством мусульман, показан в картинах «Представляют трофеи» и «Торжествуют» (1871 - 1872). Особенно большое впечатление произвела на современников картина «Забытый»: убитый солдат, над которым кружится воронье (уничтожена Верещагиным). Завершает «Туркестанскую» серию картина «Апофеоз воины» (1871), которая была задумана как образ-символ военных бедствий. В 1874 году Верещагин отправился путешествовать в Индиго. Художник побывал в самых отдаленных, труднодоступных ее уголках и свои впечатления зафиксировал в многочисленных этюдах. События русско-турецкой войны на Балканах (1877-1878) побудили живописца к созданию картин, составивших «Балканскую» серию («На Шипке все спокойно». 1878-1879; «Перед атакой. Пол Плевной»: «После атаки»; «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», 1877-1878). Последняя большая серия картин - «1812 год. Наполеон в России» (1877-1914) - задумана как монументально-историческая эпопея. Художник-воин, демократ и патриот. Верещагин погиб в 1904 году в Порт-Артуре на броненосце «Петропавловск», подорванном японской миной. Кроме Верещагина правдиво изображали войну В.Д. Поленов, П.П. Соколов, А.Д. Кившенко, П.О. Ковалевский. Все они были очевидцами войны на Балканах. В.Г. Перов, В.Е. Маковский. И.М, Прянишников исполнили ряд реалистических картин о севастопольской страде. Удачны произведения Прянишникова о войне 1812 года. Превосходные военные сцены, полные глубокой правды ЖИЗНИ, написаны В.И. Суриковым и В.М. Васнецовым, Но эти художники, изображая войну, ставили перед собой уже иные цели.
ЛЕКЦИЯ 14
Другим выдающимся мастером исторической темы был Василий Иванович Суриков (1848-1916). Первое значительное полотно Сурикова - «Утро стрелецкой казни» (1881). Не саму казнь, а «торжественность последних минут перед казнью» хотел, по его словам, передать художник в картине. Сами стрельцы полны ощущения неизбежности совершающегося: конфликт приобрел характер независимого от воли и желания людей трагического противостояния двух миров - старой Руси и петровской России. Суриков широко пользуется средствами эмоционального воздействия, языком поэтических уподоблений, контрастов, композиционной «рифмовки». Таков, например, контраст асимметричных живописных форм собора Василия Блаженного и подчеркнутой горизонтальной линейности кремлевских стен, соответствующий смысловому противопоставлению стихийной толпы, окружающей Стрельцов, и регулярною поиска Петра I, выстроенного справа вдоль стен. Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создаст образ трудною, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты – «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» (А.С. Пушкин). В картине «Меншиков в Березове» (1883) показан сподвижник Петра I в опале. «Боярыня Морозова» (1887) – вершина творчества Сурикова, его великолепного живописного мастерства. Но живописная красота здесь не самоцель, она служит характеристике исторической реальности, глубокому раскрытию замысла картины. Перед нами Русь XVII века - яркая, цветная, праздничная. С начала 1890-х годов Суриков от трагически заостренных исторических сюжетов переходит к освещению героических страниц национальной истории: «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899). Последнее крупное полотно Сурикова - «Степан Разин» (1903-1910).
ТЕМА V
|