Студопедия — Декоративно- прикладное искусство
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Декоративно- прикладное искусство






Во второй половине XVI11 века рус­ское прикладное искусство достигло зна­чительного подъема. Стиль русского ба­рокко проявляется в интерьерах дворцов, построенных В. В. Растрелли. Анфиладная планировка залов создает иллюзию бесконечного пространства. Основное украше­ние залов - золоченая резьба. Она восхо­дит к традициям резьбы XV11 века. Но те­перь ее содержание глубоко светское: это - побеги, цветы, раковины, скульптуры женщин, амуров, свободно и асимметрич­но скомпонованные. Живописные плафо­ны как бы раскрывают потолки. Залы на­полняются цветом, льющимся из окон и дверей, сиянием позолоты резьбы и мебе­ли, блеском зеркал и хрустальных люстр. Для барокко характерно слияние отдель­ных искусств в единый синтетический об­раз, ярко декоративный, пронизанный дви­жением.

Орнамент, называемый рокайлем, стро­ится асимметрично, в динамичном ритме, из стилизованных завитков, раковин, паль­метт, цветов, плодов.

Для дворцов середины XVI11 века ме­бель часто проектирует Растрелли. В это же время распространяются новые по назначению формы: туалетные столы, комолы, декоративные пристенные столы мягких криволинейных очертаний. Их ос­новное украшение - рельефная резьба, се золотят и подцвечивают. Применяют

также и роспись цветами и сплошное ок­рашивание мебели, преимущественно в светлые тона: слоновой кости, белый, зе­леный. Для обивки используют узорные шелка, бархат, шпалеры и вышивки.

Новый классицистический стиль на рубеже 1770- 1780-х годов утверждался во всех вилах прикладного искусства. Зодчие М.Ф. Казаков, И.Е. Старов, Д. Кваренги. Ч. Камерон, А.Н. Воронихин создавали интерьеры в духе благородной простоты и сдержанности с четким членением частей, с конструктивно оправданным расположением как пластического, так и живо­писною архитектурного декора.

В этих же принципах проектировались для дворцовых помещений мебель, канде­лябры, люстры. В орнаментике мебели, посуды, тканей, выполненной в четком ритме, появились античные мотивы: акант, меандр, ионики, гирлянды цветив, изобра­жения амуров, сфинксов. Позолота, цветовая гамма становились мягче и сдержан­нее, чем в середине XVIII века.

В период классицизма формы мебели просты, уравновешенны, четко пост­роены, ритмы спокойны. Очертания еще сохраняют некоторую мягкость, округ­лость, по уже выделяются вертикальные и горизонтальные линии. Украшения (не­высокая резьба, росписи, бронзовые и латунные накладки) подчеркивают выра­зительность конструкции. Проявляется больше заботы об удобстве. Для парад­ных комнат разного назначения проек­тировались комплекты-гарнитуры: гос­тиной, кабинета, парадной спальни, за­ла. Возникли новые мебельные формы: столы для карточной игры, рукоделия, различного вида комоды и прочес. Как и в предыдущие периоды, русская мебель по сравнению с западной массивнее, про­ще в деталях. Материалом для неё служат местные породы дерева: липа, береза (с позолотой и окрашиванием в светлые тона), орех, дуб, тополь, ясень, груша, мо­реный дуб. В конце XVTII века стали ис­пользовать карельскую березу и привоз­ную цветную древесину красного дерева, амаранта, палисандра и других пород. Мастера умели показать их красоту, стро­ение, цвет, блеск, искусно подчеркнутые полировкой.

Больших достижений достигли рус­ские мастера в технике набора маркетри. Суть ее в составлении из кусочков цветной древесины орнамента и целых картин на поверхности деревянных предметов. Ху­дожественный облик мебели завершала обивка узорными шелками, бархатом, на­бивными ситцами, льняными тканями, гар­монировавшая с убранством стен.

Из всех отраслей промышленности во второй половине XVIII века успешнее всего развивалась текстильная (Москва, Иваново, Ярославль, Владимирская гу­берния). Особого совершенства постигли мастера в новых узорных льняных тка­нях со сложными переплетениями, с игрой естественных серебристо-белых оттенков льна. Значительно улучшились декоратив­ные качества цветного сукна и шерстяных тканей.

Бурно развивалось производство шел­ковых тканей для платьев и декоративных тканей. Композиционными приемами, богатством палитры в декоративных тка­нях передавались пространство, тонкость переходов тонов, точность рисунка цветов, птиц, пейзажей.

К концу XVIII века русский фарфор достигает европейского уровня. Успешно работает Императорский фарфоровый за­вод в Петербурге. Его изделия отлича­лись белизной чуть теплой тональности, блестящей глазурью, высоким техничес­ким качеством. Формы посуды, ваз, их роспись не уступали западным. Создает­ся наиболее значительный из сервизов - Арабесковый для придворных приемов. Настольное украшение этого сервиза из девяти аллегорических скульптур про­славляет присоединение Грузии и Крыма, «добродетели» Екатерины II. В нем гос­подствуют характерные для классицизма конца XVIII века спокойные тона, лег­кая позолота, строгие по пропорциям фор­мы сервизной посуды с росписью в виде арабесок по мотивам античных орнамен­тов. Фарфоровая скульптура на многие де­сятилетия становится любимым украше­нием интерьеров.

Значительным достижением в области художественного стекла стало освоение производства цветных стекол. Рюмки, бо­калы, в которых тулово плавно переходит в ножку, отличаются мягкими, изящными контурами. В росписи золотом и серебром используются мотивы гирлянд, бантов, звезд, вензелей. Они спокойны по ритму, подчеркивают пластические объемы со­судов. Вырабатывается и гак называемое молочно-белое стекло (кружки, графины, церковные предметы), напоминающие внешним видом и характером росписей бо­лее дорогой фарфор.

Расцвет ювелирного искусства в Рос­сии наступает к середине XVIII века и продолжается на протяжении столетия. Оно располагает художественными мате­риалами необыкновенной красоты: это бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины и другие драгоценные и полудрагоцен­ные камни, живописные эмали. цветные металлы (золото, серебро, платина, спла­вы). Искусство огранки камней достига­ет высокой степени совершенства. Чтобы усилить игру камня, ювелиры находят разнообразные художественно-техничес­кие приемы монтировки, подвижною закрепления деталей. Художники-юве­лиры создают прихотливые по формам, многокрасочные украшения: серьги, коль­ца, табакерки, пряжки для башмаков, пуговицы для роскошных костюмов, как мужских, так и женских. В последней трети XVIII века формы ювелирных укра­шений приобретают уравновешенность, цветовая гамма драгоценных камней ста­новится строже.

В этот период больших успехов дости­гают мастера серебряного дела. В соответ­ствии с новыми вкусами формы серебря­ных сервизов просты и четки. Их украша­ют каннелюры, античные орнаменты. На серебряных стаканах, табакерках мастера Великого Устюга воспроизводя с гравюр изображения античных сцен, побед рус­ских войск.

Выдающееся явление в прикладном искусстве XVIII века – стальные художе­ственные изделия тульских мастеров: шка­тулки, подсвечники, пуговицы, пряжки, табакерки. Декоративный эффект своих произведений они строят па противопос­тавлении гладкой светлой стали и украше­ний в виде граненых кусочков, сверкаю­щих, как алмазы. Мастера применяют во­ронение металла (термическая обработка в горне при разных температурах), дающее различные оттенки - зеленые, синие, ли­ловые, от густых до высветленных.

Во второй половине XVIII века откры­ваются месторождения мраморов, вишнево-розового орлеца на Урале, многоцвет­ных яшм, пестрых брекчий, порфирон Алтая, синих байкальских лазуритов. По­являются широкие возможности примене­ния цветного камня в отделке и украше­нии монументально-декоративных произ­ведений дворцовых интерьеров. Кроме Петергофской (1722-1723) и Екатеринбургской (начало 1730-х) в самом сердце Алтая начинает работать в 1787 году Локтевская фабрика. По проектам архитек­торов камнерезы артистично раскрывали сказочную красоту камня, ею природный рисунок, необыкновенные опенки цвета, блеск, усиливая их прекрасной полиров­кой. Выдающиеся архитекторы - Кварен­ги, Воронихин и другие - создавали про­екты для камнерезных изделий, обелисков и паз, в основе которых лежали античные формы.

 

ЛЕКЦИЯ 7

Скульптура и живопись второй половины XVIII в.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 665. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия