Студопедия — Архитектура
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Архитектура






 

Рост городов, обусловленный экономическим развитием страны, а также усилением мировых торговых связей и влияния России, вызвал интенсивное строительство, в процессе которого нашли свое дальнейшее развитие и осуществление те принципы ансамблевой застройки, кото-i1-ii- были свойственны уже архитектуре XVIII века.

Стремительно разрастается в начале века столица России, Петербург. Численность населения города приближается к полумиллиону. Большие градостроительные работы, которые велись в русской столице этого времени, остаются примерами блестящего решения сложных архитектурных задач. И проекты сооружения отдельных зданий, и планы комплексной застройки важнейших узлов го­родского плана подлежали экспертизе специальных авторитетных органов ар­хитектурного контроля (Совет Академии художеств, Комитет строений и гидрав­лических работ, Строительная комиссии при Кабинете и т. д.).

Ансамбли улиц и площадей Петер­бурга в первой трети XIX века разраба­тывал целый ряд талантливых архитекто­ров: А. Н. Воронихин, А. Л. Захаров, То­ма де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов и другие. В этот период русская столица окончательно получила строгий и строй­ный архитектурный облик, который при­нес ей славу одного из самых красивых городов мира.

Одним из наиболее талантливых мас­теров первой трети XIX века был Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Ему удалось уловить новые особенности рус­скою зодчества и при этом сохранить ин­дивидуальный утонченный и изящный «архитектурный почерк». Воронихин - выхолен из крепостных крестьян графа А.С. Строганова. Стараниями графа он получил архитектурное образование, обу­чаясь вместе с П. Строгановым и Швей­царии и Франции, и впервые проявил себя при отделке помещений дворца Строга­новых на Невском проспекте.

Славу и известность Воронихину при­несло главное произведение всей его жиз­ни - Казанский собор (1800-1811), воз­никший по повелению Павла I. Импера­тору понравился собор святого Петра в Риме, и он настоял, чтобы подобное со­оружение было возведено в русской столице. По просьбе графа Строганова про­ектирование и строительство нового собо­ра поручили никому не известному Воронихину.

При возведении собора Воронихин творчески преобразовал городскую среду вокруг нового здания (была организована полая система площадей, получили архитектурное завершение улицы, выходящие к Невскому проспекту рядом с Казанским собором). Таким образом, это строитель­ство положило начало проникновению идей городского ансамбля в повседневную практическую деятельность зодчего.

Как того требуют каноны православ­ной церкви, Казанский собор ориентирован главной осью с востока на запад, а к главной магистрали города - Нев­скому проспекту -должен был быть об­ращен ею второстепенный, северный фа­сад. Воронихин, стремясь придать всему ансамблю величественное и ясное звуча­ние, отодвинул сооружение на такое рас­стояние от красной линии улицы, кото­рое позволило при всей протяженности и широком изгибе колоннад (111 метров) охватить его одним взглядом. Таким образом перед Казанским собором образова­лась небольшая торжественная площадь, украшенная ныне фонтаном и памятни­ками героям войны 1812 года - М. И. Ку­тузову и М.Б. Барклаю-де-Толли (скульп­тор Б.И. Орловский, 1837). Завершенный накануне Отечественной войны 1812 года. Казанский собор вскоре превратился в своего рола пантеон, здесь был похоронен Кутузов и хранились знамена, захвачен­ные у французов во время войны.

Во втором своем крупном проекте - здании Горного института (1806-1811) - Воронихин обращается к более строгим классицистическим архитектурным формам, используя дорический ордер. Спо­койная гладь стены здания института и выступающий на ее фоне мощный двенадцатиколонный дорический портик с высо­ким фронтоном в своем контрасте создают величественный образ. Расположенный на набережной Невы недалеко от устья, Горный институт стал архитектурным ак­центом, оформляющим въезд в столицу со стороны моря.

Новому направлению в зодчестве сле­довал Андреям Дмитриевич Захаров (1761-1811), После учебы в Академии художеств он был пенсионером во Франции, где ис­пытал влияние ведущих французских ма­стеров архитектуры тот времени.

К практической деятельности Захаров приступил в 1800 году, став архитектором Гатчины, где наиболее известно его здание так называемого «птичника». Однако боль­шинство проектов архитектора по разным причинам не было осуществлено. Главным произведением зодчего стало Адмиралтейство, по праву считающееся одним из са­мых выдающихся сооружений в петербург­ской архитектуре XIX века.

Адмиралтейство, одно из первых сооружений Петербурга, неоднократно изменялось и перестраивалось. Важным акцентом облика здания была построенная в первой половине XVIII пека башня с золоченым шпилем (архитектор И. Коробов). Захаров, по сути, перестроил Ад­миралтейство заново, придав зданию вы­дающиеся эстетические качества и важ­ное градостроительное значение. Особо выразителен контраст башни по сравне­нию с боковыми корпусами, умело закреплены углы трехчастными портиками и гармонично включен скульптурный декор. Статуи и рельефы Адмиралтейства посвящены мореплаванию, торговле строи­тельству Петербурга, победам российско­го флота.

Башня Адмиралтейства – центральное звено всей композиции, ее монументаль­ность выражена с предельной силой. Она играет первенствующую роль в системе окружающих здание площадей и сходя­щихся к нему проспектов.

В самом начале XIX века в Петербурге появился одаренный французский архитек­тор Тома де Гомон (1760-1813), который за годы, проведенные в России, обрел здесь вторую родину. Первой значительной рабо­той Томона стала перестройка Большою театра в Петербурге (1802-1805). В 1801 году Томон приступил к проектированию Биржи, а 23 июля 1805 года состоялась се торжественная закладка. Для сооружения Биржи была организована «Комиссия по построению биржевого здания и обложе­нию Невского берега камнем», в кото­рую пошли Томон и Захаров.

Биржа представляла собой огромный перекрытый на два ската параллелепипед, поставленный на высокий гранитный цоколь и охваченный со всех сторон тяже­лой колоннадой греческой дорики, подни­мающейся на две трети ею высоты. Она объединяла вокруг себя ансамбль цент­ральной части Петербург, включавший просторы Невы, Петропавловскую кре­пость и застройку набережных. Парал­лельно Томон строил и переделывал в Пе­тербурге частные дома, особенно хороши разработанные им интерьеры перестроенного дома графини Лаваль (1801-1811) на Английской набережной, фасад которого украшает мощный десяти колонный портик по верхним двум этажам.

Вершиной русского градостроитель­ного искусства стаю творчество Карда Ивановича Росси (1775-1849). В истории архитектуры Петербурга произведения этого зодчего оставили одну из самых блистательных страниц. Первой его круп­ной рабочий стала перестройка старого дворца на Елагином острове (1818-1822), в которой наметились индивидуальные особенности творческого почерка Росси: величие замысла, предпочтение крупных архитектурных форм и ясность компо­зиционных приемов. Другие значительные работы зодчего: постройка Михай­ловского дворца (1819) для брата царя Михаила Павловича; перестройка биб­лиотечного корпуса дворца в Павлов­ске (1822-1824).

В 1819 году Росси начал строительст­во на площади перед Зимним дворцом здания Главного штаба и министерств, которое и поныне поражает грандиозностью размаха (общая длина фасадов оказалась наиболее протяженной в Европе и достигала 500 метров). В результате образовалась Дворцовая площадь, которая, но замыслу Росси, стала центральной в столице и являлась символом независи­мости Русского государства, отразившего агрессию Наполеона. Пространственная структура площади впоследствии потребо­вала дополнить ансамбль вертикальным акцентом, что и сделал в 1830-1834 годах архитектор О. Монферран, установив в центре плошали Александрийскую колон­ну (в стихах А.С. Пушкина именуемую «Александрийским столпом»).

В 1828-1832 годах Карл Росси разработал и воплотил проект здания Алек­сандрийского театра и связанных с ним плошали и улицы. Дли обрамления пло­шали архитектор создал павильоны Анич­кова дворца и длинный фасад Публичной библиотеки. Сразу за театром начинается одно из выдающихся творений Росси – Театральная улица, образованная двумя длинными зданиями с подобными фасадами. Дорические колоннады придают ансамблю величественный ритм. Ныне Театральная улица носит название улицы Росси.

Поздний классицизм, именуемый также стилем «русского ампира» (от французского empire – империя), ярко проявился в творчестве Василия Петровича Стасова (1769-1848). Одним из наиболее ярких ранних произведений этого зодчего считают казармы Павловского полка на Марсовом поле (1816-1819). Одновре­менно Стасов строит придворные конюшни (1816-1823) на Конюшенной площа­ди и набережной Мойки. Стасову также принадлежат здания соборов Измайлов­ского (1827 -1835) и Преображенского пол­ков (1827-1829); ворота Московской заста­вы (1834-1838) в Петербурге.

Современником Стасова был Авраам Иванович Мельников (1784-1854). Из его произведений наиболее известна петер­бургская Никольская церковь (1820-1838). Вместе с Мельниковым работал Андрей Алексеевич Михайлов (1773-1849). Даро­вание этого зодчего проявилось в соору­жении им в Петербурге церкви Екатерины (1811-1823) и «Садового корпуса» Ака­демии художеств - большого двухсветного зала-мастерской с прилегающими по­мещениями (1819-1821).

В зодчестве Москвы в начале XIX века продолжали играть значительную роль ар­хитекторы, чья деятельность начиналась ещё в прошлом столетии (М.Ф. Казаков, Е.С. Назаров, И.В. Егоров.). Опустоши­тельный пожар времен Отечественной вой­ны 1812 года привел Москву в ужасающее состояние. Проведением восстановитель­ных работ снималась Комиссия по восста­новлению Москвы (1813-1843). В 1817 году Комиссией был принят новый план застройки Москвы. Композиционным центром планировки оставался Кремль, вокруг кото­рого предусматривалось создание системы площадей. Новое строительство было под­чинено единой «стандартизации». В мос­ковских особняках и жилых домах приме­нялись архитектурные элементы одного и того же рисунка (возросла роль гладкой сте­ны, сдержанно применялись архитектур­ные летали и лепные украшения).

В Комиссии застройку главного уча­стка строительства Москвы, включавшего центр города, контролировал Осип Ивано­вич Бове (1784-1834), без одобрения которого не строилось ни одно здание, Бове был учеником Казакова и Росси. Среди его ранних работ Мытный двор у Моск­ворецкого моста, дворянские и купечес­кие жилые дома, храмы. Одной из ярких страниц в творчестве Бове была реконст­рукция Красной площади и перестройка Верхних торговых рядов (проект 1814 го­да). В 1821-I824 годах под руководством О.И. Боне был создан целостный архи­тектурный ансамбль - Театральная пло­щадь, центром композиции которой стал Большой театр (проект Михайлова, пере­работанный Боне). В 1824- 1825 годах Бове разработал архитектурную отделку Манежа (архитектор Л.Л. Карбонье, ин­женер А.А. Бсганкур).

Одним из выдающихся архитектур­ных памятников восстановленной Москвы были Триумфальные ворота (1827-1834), воздвигнутые Бове в память об Оте­чественной войне. Монументальная однопролетная арка ворот была построена из кирпича, облицована белым камнем и с четырех сторон обработана мощными попарно поставленными колоннами, между которыми стояли отлитые из чугуна статуи воинов. Градостроительное значе­ние Триумфальных ворот было чрезвычайно велика: они стояли у Тверской заставы открывая въезд в Москву со стороны Петербурга, и давали начало парадной магистрали города - Тверской улице, завершавшейся на противоположном конце древними Иверскими воротами Китай-города. Среди общественных сооружений Бове интересно здание 1-й Градской больницы (1828-1833) на Большой Калужской улице.

В создании нового облика Москвы участвовали зодчие Д.И. Жилярди и А.Г. Григорьев – яркие мастера московского классицизма, развившие направление, подготовленное архитектором М.Ф. Ка­заковым.

Дементий Иванович Жилярди (1788-845) образование получил у отца - ита­льянского архитектора Джованни Жиляр­ди, а позже учился в миланской Академии художеств. Первой работой Жилярди-сына, принесшей ему известность, стана перестройка сгоревшего здания Москов­ского университета (1817-1819). Затем при участии архитектора А.Г. Григорьева Жилярди создал здание Опекунского со­вета на Солянке (1823-1826). Из москов­ских жилых домов Жилярди известны: дом С.С. Гагарина (впоследствии Дом коннозаводства) на Поварской улице; дом Луниных (позднее Ассигнационный банк) на Никитском бульваре.

Д. Жилярди совместно с А. Григорь­евым также занимался разработкой усадебных комплексов. Среди них наиболее известны усадьба Усачевых и Конный двор в Кузьминках, подмосковной усадь­бе Голицыных, который современники называли шедевром парковой архитек­туры.

Постоянный помощник Д. И.Жиляр­ди, архитектор Афанасии Григорьевич Гри­горьев (1782-1868), известен как и само­стоятельный зодчий, строивший в основ­ном жилые дома (дом Селезневых [1184], Станицкой [1817-1822]). Из крупных про­изведений Григорьева наиболее интере­сен дворец великого князя Михаила Пав­ловича на Остоженке.

Значительный след в застройке Моск­вы и ее окрестностей оставили тяготевшие к школе Бове-Жилярди-Григорьева ар­хитекторы Ф.М. Шестаков, Е.Д. Тюрин, А.К, Мироновский, А.С. Кутепов. Из них выделяется Федор Михайлович Шестаков (1840-1903), построивший на основе про­екта В.П. Стасова здания Провиантских складов на Крымской плошали. Совер­шенно в ином плане протекала деятель­ность Алексея Никитича Бакарева (1762- 1817), использовавшего и своем творчест­ве исторические архитектурные мотивы - классицизм с «русскими» стилизациями и «псевдоготику» (здание Синодальной ти­пографии. 1814, в др.).

Значительные изменения в начале XIX века происходят в архитектуре рус­ской провинции. После 1818 года был создан центральный орган по переустрой­ству городов, в 1832 году – единый «Стро­ительный устав». Основными типами пост­роек, с помощью которых обычно оформ­лялся центр уездных городов, стали административные здания и казенные учреждения, торговые ряды, присутст­венные места, дома дворянских собра­ний и церкви. Другим важным элемен­том городского центра являлась церковь (собор на площади города Макарьева на Унже; собор в Калуге по проекту П.Р. Никитина). Значительную роль в формиро­вании городских центров играли торговые сооружения. Среди них наиболее извест­ны: крупный торговый комплекс в Яро­славле (1813-1831 по проекту П.Я. Панькова); Тортовые ряды в Галиче (1820-1825, по проекту П.И. Фурсова).

Правительственные рекомендации предписывали экономить средства и стро­ить в провинции однотипные и безликие сооружения (исключением стала Кост­рома, в центре которой в 1806-1809 годах по проекту А.Д. Захарова были возведены здания губернских присутственных мест и другие).

В это время в провинции начали стро­иться здания городских театров. В этом плане интересен каменный театр, пост­роенный Тома де Томоном и Одессе (1803-1809).

Во многих городах в первой трети XIX века были сооружены больничные комплексы, архитектурой немногим от­личавшиеся от казарм (больницы в Остроге и Бердичеве по проекту Л.И. Мель­никова). Исключением являлась Калужская, так называемая «Хлюстинская», больница, построенная в 1805-1809 годах крепостным архитектором И.Л. Кашириньм.

С 20-х годов XIX века казарменный облик воспринимает архитектура учебных заведений (главный корпус Казанского университета, перестроенный в 1822-1825 годах П.Г. Пятницким). Одно из редких исключений – интересное решение Демидовского лицея в Ярославле, поражавшего своей парадностью и эффектными порти­ками коринфского ордера.

Трудно представить русский город пер­вой трети XIX века без многочисленных обелисков, арок и памятников. Лучшие из них, подобные колонне Томона (Полтава, Круглая площадь), служили прекрасным украшением города. Но часто построенные по «образцам», они отличались однообра­зием, а иногда и безвкусием. Среди соору­жений этого типа выделяется Триумфаль­ная арка в Иркутске у Московской заста­вы на берегу Ангары (1811-1813, проект Я. А. Кругликова).

Основную часть городской застройки русских городов первой трети XIX века составляли деревянные одноэтажные жи­лые дома. Каменные лома строили зажи­точные горожане, часто по «образцовым чертежам» крупных русских зодчих (Тверь. Рыбинск, Торжок, Беженк, Павловск – дома по проекту Томона и Росси).

На рубеже XVIII и XIX столетий строились усадьбы, напоминающие своим общим замыслом и художественным строем «век Екатерины» с чертами торже­ственности и представительности (усадьба Вяземских в Остафьево, 1801). Ближе к середине столетия постепенно выходят из моды «екатерининские» галереи, колон­нады и другие подобные элементы архи­тектурной композиции (усадьба Голицы­ных, Петровское-Дурнево, 1803-1807). Изменениям подверглось и внутреннее убранство усадеб, в целом все стало ин­тимнее, уютнее и проще. В начале XIX ис­ка стал складываться новый тип плани­ровки зданий усадьбы - главный дом ре­шался в виде почти квадратного в плане двухэтажного блока (лом в подмосков­ном Братцеве).

К концу 20-х - началу 30-х годов ар­хитектура русской усадьбы приходит в упадок. Крепостные, обычно не имевшие должного образования, сводили декора­тивные элементы усадебного лома до ми­нимума (дом в усадьбе Ершово под Зве­нигородом. 1837). В этот период многие усадьбы состояли ИЗ одного небольшого дома, напоминавшего собой дачу.

Почти совершенно прекратилось в первой трети XIX века строительство при усадьбах храмов. Теперь они, обычно ка­менные, возводились преимущественно в селах (церковь в селе Архангельском по проекту О.И. Бове, 1822).

Архитектура усадьбы имела воздейст­вие на крестьянскую архитектуру, что вид­но на примере убранства резьбой кресть­янских изб Владимирской области, Сред­него Поволжья и других областей.

В первой трети XIX века завершается большой период в истории архитектуры, время господства стиля классицизма. В конце этого периода вес сильнее начи­нают проявляться признаки упадка.

К числу немногих мастеров, продол­живших во второй трети XIX века тради­ции русского классицизма, принадлежал московский зодчий Евграф Дмитриевич Тюрин (1792-1870).

В 1830-е голы Тюрин перестраивал Нескучный (Александрийский) дворец на Большой Калужской улице. Позднее, при создании собора Богоявления в Елохове, архитектор отошел от классицизма, внеся в убранство фасадов элементы Ренессанса и барокко.

Одним из «последних могикан» классицизма был и Петр Сергеевич Плавов (1794-1864). Его лучшим произведением считается здание Обуховской больницы (1836-1839), где он впервые применил размещение палат с одной стороны коридора, что распространено и в наши дни.

Для русской провинции второй трети XIX века также было характерно сокра­щение масштабов строительства. Среди принципиальных сооружений, завершен­ных в то время, известны: Троицкий собор (1824-1844) и здание Дворянского собрания (1838-1847) в Симбирске; университетский комплекс в Казани (1833-1837); Кадетский корпус (1832-1840) на Круглой площади в Полтаве.

В 1837 году был утвержден новый ге­неральный план Киева. В 1830-1850-х го­дах городе был выстроен ряд крупных об­щественных и административных - зданий: Институт благородных девиц (1838-1842, архитектор В.И. Беретти); ансамбль Киев­ского университета (1837-1843, В. И. Бе­ретти); присутственные места (1854-1857, архитектор М.С. Иконников). Интенсив­ное развитие промышленности и торговли по второй трети XIX века оживило строи­тельство в уральских городах, среди кото­рых своей красотой выделялся Воткинск (1836, план архитектора В.Н. Потемкина).

С зарождением капиталистических отношений появляется новый тип зда­ний - доходные дома, имевшие этажи под магазины, гостиницу, ресторан, кон­тору. Из них наиболее известны: петер­бургский пятиэтажный дом на Английском проспекте (окончен в 1861, архитек­тор С.Б. Ган); московский доходный дом А.В. Лопатиной (1855-1X61). Измени­лось значение общественных построек, которые в середине пека начали утрачи­вать главенствующую роль в городе, при­мером тому служит здание купеческой биржи (1836-1839, архитектор М.Д. Бы­ковский) в Москве, В 1830-1860-х годах стремительно разливается строительство торговых сооружений, имеющих множество магазинов на малой площади. Изве­стны: московская «Голицынская гале­реи» (1835-1842, М.Д. Быковский); пе­тербургское здание Пассажа на Невском проспекте (1848, архитекторы А.П. Попон и Р.А. Желязевич).

К середине XIX века, с появлением новых средств передвижения, русские зодчие начали решать задачи, связанные с развитием железнодорожного и берего­вого строительства. Успешно трудились на этом поприще архитекторы Н.Л. Бенуа и К.А. Тон, традиционно выделяя свои постройки среди других маний при помощи высоких башен с часами. Пла­нировка построенных К.А. Тоном в 1844-1851 гадах Петербургского и Московского вокзалов Николаевской железной дороги имела традиционную классицистическую схему: в центре располагался большой:ил, к нему примыкали комнаты ожидания для пассажиров, а также павильон для чле­нов царской семьи. Удачным образцом бе­регового вокзала является станционное здание в Петергофе (архитектор Н.Л. Бенуа, 1856-1858).

Самым крупным событием в архи­тектурной жизни второй трети XIX века было строительство Исаакиевского собора в Петербурге - храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 го­да. Автором проекта был француз Август Августович Монферран (1786-1858).

Постройка собора, начавшаяся в 1818 году, несколько раз прерывалась и пыла закончена лишь к 1858 году. Монферран украсил фронтоны сложными по композиции барельефными группами, ар­хитектор Михайлов заново спроектиро­вал вытянутый вверх купол, что превра­тило Исаакиевский собор в одну из доминант города. Собор украшают огром­ные полированные гранитные колонны, в наружной отделке здания использован мрамор. Монументальный и величест­венный силуэт собора, контрастирую­щий с соседними вытянутыми в длину маниями Сената и Синода, Адмиралтей­ства, позволил создать эффектное завер­шение композиции Сенатской площади со стороны Невы. Создание Исаакиевской площади завершило формирование архитектурного центра Петербурга. В 1844-1853 годах архитектор Н.Е. Ефимов за­крепил систему планировки Исаакиевской площади двумя домами Министерст­ва государственных имуществ у Синего моста.

Из других работ Монферрана следует отметить дом Лобанова-Ростовского (1817-1820), выстроенный напротив Ад­миралтейства и повторивший фасад Мариинского дворца.

Начиная с этого времени в русском градостроительстве наступает кризис, ко­торый наблюдался в постепенном отказе зодчих от создания ансамблей при фор­мировании облика городов. Исключением из правил стало сооружение н 1830-х го­дах Новороссийска, города-порта на Чер­ном морс.

В 1830-1850-х годах градостроитель­ная деятельность архитекторов в обеих столицах свелась, в основном, к достройке старых ансамблей (в Москве - Театраль­ная площадь; в Петербурге – здание Ми­хайловского Театра. архитектор А.П. Брюл­лов, 1831 - 1833). В 1849 году по проекту Ефимова началось строительство большо­го женского Воскресенского монастыря у Московской заставы, вблизи стасовских Московских ворот. По художест­венным качествам ансамблевые застрой­ки в Петербурге и Москве второй трети XIX века заметно уступали творениям За­харова, Росси, Стасова и, по существу, яв­лялись последними произведениями пе­риода классицизма.

Ведущим мастером петербургской ар­хитектуры этого времени был Александр Павлович Брюлов (1798-1877), брат зна­менитого живописца Карла Брюллова. По­сле учебы в Академии художеств братья Брюлловы для продолжения образования были направлены в зарубежную поездку. Большое впечатление на них произвело посещение расколок древнеримского го­рода Помпеи. В творчестве Карла Брюл­лова это вылилось в картину «Последний день Помпеи», а его брат-архитектор про­славился своими интерьерами в «помпеянском стиле» («Помпейская столовая» Эрмитажа и другие интерьеры Зимнего дворца, который А. Брюллов восстанав­ливал после пожара 1837 года). А. Брюл­лов был одним из первых русских архи­текторов, применивших эклектический метод – использование различных исторических мотивов, соединяемых по свободному выбору архитектора. В работе над комплексом Пулковской обсерватории под Петербургом (1834-1839) Брюллов начал разработку зданий нового архи­тектурного типа, связанных с нуждами научной деятельности. В 1837-1843 годах постройкой на восточной стороне Двор­цовой площади здания штаба гвардейского корпуса Брюллов завершил ансамбль центральной плошали Петербурга. Ее об­лик был дополнен перестройкой в 1845- 1846 годах дома Вольного экономического общества (архитектор И.Д. Черник).

В 30-е голы XIX века получила рас­пространение стилизация форм роман­ского и готического зодчества, В этом сти­ле решен главный фасад петербургской лютеранской церкви Петра (1832-1838). К. 1850-м голам стилизации форм под средневековое зодчество в основном встречались только в городах, входивших в Лифляндскую губернию (Финляндия).

Большим знатоком архитектурных стилей прошлого, часто обращавшимся к готическим, ренессансным и барочным формам, был Николай Леонтьевич Бенуа (1813-1898), родоначальник знаменитой художественной семьи Бенуа (известными художниками были его сыновья Леон­тий. Альберт и Александр Бенуа, а также внучка Зинаида Серебрякова). Среди по­строек Н. Л. Бенуа целый ряд сооружений неоготического стиля в Петергофе, где он работал главным архитектором города.

Удачные стилизации в духе барокко и Ренессанса создавал Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865). Известны его петербургские дворцы: Белосельских-Белозерских (1846-1848); Николаевский (1853-1861); Ново-Михайловский (1857-1861). Менее удачными его работами считаются отделка Мариинского дворца и перестрой­ка Малого Эрмитажа (1850-е).

Развитие национальной идеи подтолк­нуло архитекторов второй трети XIX ве­ка на поиски своеобразного национального русского стиля. Результатом первых таких опытов стал так называемый «русско-византийский стиль», в котором использовались образы и формы древнерусской архитектуры, а также элементы византийского зодчества. Одним из создателей этого направления стиля был Константин Андреевич Тон (1794-1881), автор знаменитого храма Христа Спасителя к Москве (1837-1883), который был разрушен в 1931 г., но затем восстановлен (1990-е). Гигантский по размерам храм поражал богатством архитектурно-пластического оформления, решенного в духе стилизации под древнерусское зодчество. Важное мест в творческом наследии Тона занимает разработка «образцовых», т.е. типовых, проектов православных церквей. Храмы по типовым проектам Тона строились во многих городах Российской империи.

 

ЛЕКЦИЯ 9

Скульптура и живопись первой половины XIX в.

 

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 713. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия