Студопедия — Живопись. Особо значительным явлением в русском искусстве начала XVIII века была портретная живопись
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Живопись. Особо значительным явлением в русском искусстве начала XVIII века была портретная живопись






 

Особо значительным явлением в русском искусстве начала XVIII века была портретная живопись. Она не только получила в эти голы быстрое развитие, но и достигла замечательных успехов.

В русском искусстве уже существовала, начиная с XVIII века определенная портретная традиция (ведущая начало от парсу­ны). Однако парсуна не могла отвечать стремлению художников начала XVIII ве­ка к изображениям нее более живым и ре­алистическим. Уже первые шага русской портретной живописи на рубеже XVII и XVIII веков показали, что прежний метод быстро становится архаичным, передо­вые художники ищут новые пути к созданию более глубокого и жизненного об­раза человека.

Одним из наиболее показательных примеров сочетания старых традиций с усиливающимися реалистическими ис­каниями служит портрет Якова Тургене­ва работы неизвестного мастера 90-х го­дов. Яков Тургенев как бы застыл, пози­руя художнику. Хотя мастер наметил свет и тени на одежде портретируемого, фигура лишена объемности. Локти Тур­генева нарочито раздвинуты и находятся в одной плоскости с фигурой. Красный и зеленый цвета даны один рядом с дру­гим без какого-либо взаимодействия меж­ду собой. В картине нет попыток переда­чи световоздушной среды. Однако лицо Тургенева изображено конкретно, с боль­шим вниманием к облику живого чело­века. Художник работал с натуры, пе­редавая с большой точностью крупный нос, усталые глаза в глубоких впадинах, проседь в коротко подстриженной бо­роде.

Крупными портретистами начала XVIII века были «петровские пенсионе­ры» Иван Никитин и Андрей Матвеев. В числе других «молодых людей российской нации» они были отправлены на некото­рое время в Италию (Никитин) и Голлан­дию (Матвеев). Однако еще до своего отъ­езда за границу художники достигли на родине определенных успехов в области портрета.

Работы Ивана Никитича Никитина (около 1690-1741), сохранившиеся в боль­шем количестве, чем произведения Мат­веева, позволяют ясно представить, ка­ким самостоятельным и крупным худож­ником он был. В ранних произведениях Никитина можно проследить парсунные традиции. В некоторых отношениях схож с известным изображением Якова Турге­нева портрет, изображающий, по-види­мому, племянницу Петра I, Прасковью Ивановну (1714). Ему также свойствен­ны условная передача световоздушной среды, приблизительность представлений об анатомии человека, раздельно поло­женные цветовые пятна. Однако, пере­ходя к изображению лица, художник отходит от старых традиций. Даже в этой ранней работе Никитин явно превосходит но мастерству неизвестного автора портрета Тургенева. Он стремится передать, не только внешнее сходство, но также и выражение внутренней жизни, создать и поэтический образ.

Близок к портрету Прасковьи Ивановны ряд других никитинских портретов первой половины XVIII века: царицы Прасковьи Федоровны; сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, казака в красном кафтане (1715). Произведе­ния, созданные Никитиным по возвра­щении из Италии, свидетельствуют, что знакомство с западноевропейским искусством не явилось для него каким-то откровением, способным решительно изме­нить представления художника о действительности и об искусстве. Произведения его более совершенны в техническом отношении, во владении приемами масляной живописи, но главные особенности их содержания вытекают из тех начал, ко­торые уже содержались в портретах, на­писанных до заграничной поездки.

В начале 20-х годов Никитин не раз писал Петра I. Портреты хорошо передают сложность его натуры. Петр характери­зуется наиболее глубоко и содержательно по сравнению с многочисленными его изображениями работы других художни­ков. В облике Петра Никитин сумел про­чувствовать и внутреннюю силу государст­венного деятеля, и душевную сложность, и волевую напряженность незаурядного человека.

В марте 1726 года Никитин написал портрет девятнадцатилетнего С.Г. Строга­нова, свидетельствующий о том, как углу­билась к этому времени в творчестве ху­дожника трактовка образа человека. Стро­ганов изображен в живом движении, его лицо одухотворено, глаза смотрят заинте­ресованно. Передача жизненных черт об­раза осуществлена уверенными приемами. Никитин выделил светом прежде всего лицо Строганова, погрузив его фигуру в легкий полумрак. Золотисто-коричневые, то холодные, то теплые тона портрета об­разуют тонкое и красивое колористическое единство.

Несколько позднее написаны два пор­трета: «Канцлер Российской империи» (Г.И. Головкин) и «Напольный гетман». Художник изобразил людей, различных не только по своим внешним чертам или одежде, но прежде всего по внутреннему миру и жизненной судьбе. В портрете Г. И. Головкина изображен видный госу­дарственный деятель и дипломат начала XVIII века. На его лице утомленное, на­стороженное, хитрое выражение. Совсем иначе воспринимается портрет наполь­ного гетмана. Никитин ясно показал в нем мужество и сильную волю. Худож­ник правдиво передает чистый лоб гет­мана, бурые от загара щеки, воспаленные веки, складки старческой кожи, свисаю­щей с подбородка к шее за распахнутым воротом одежды. Напольный гетман - это воин, проведший значительную часть жизни в походах и готовый к встрече с врагами.

Творческие возможности Никитина пыли очень широки. Совсем иной харак­тер имеет, например, небольшой портрет царевны Анны Петровны (около 1720), от­личающийся утонченностью рисунка и колорита - серебристо-розоватого и голу­бого. В этом маленьком изображении царевны Никитин остался верен свойст­венному эпохе стремлению к реализму, поэтично изобразив девочку-подростка, миловидную и трогательную.

В своих зрелых работах Никитин свободно применяет богатые средства живописного выражения. Жизненная убедительность его портретов связана с применением художником сильных, насыщенных цветовых пятен, хорошо сгармонированных в общем колорите про­изведения. Мазок Никитина ложится уве­ренно и точно, подчас непринужденно широко.

К лучшим работам Никитина принад­лежит портрет «Петр I на смертном ложе» (1725). Блестящее владение живописной техникой помогло художнику написать умершего Петра, по-видимому, в очень короткий срок. При этом Никитин не ог­раничился только передачей общего сход­ства, но и воплотил в портрете настроение печали и торжественности.

К творчеству Никитина может быть отнесена большая картина «Куликовская битва» - один из ранних примеров ба­тального жанра к русской живописи. Ком­позиция картины заимствована с итальян­ской гравюры, но это не помешало худож­нику наполнить картину патетическим патриотическим чувством.

Андрей Матвеевич Матвеев (1701-1739), младший современник Никитина, создавал и портреты, и сложные живопис­ные композиции. Крупные работы Матве­ева (росписи дворцов, церквей и декора­тивное убранство ряда сооружений) не сохранились. Из нескольких известных портретов его кисти наиболее вырази­тельным является «Автопортрет с женой» (1729). В нем передано теплое чув­ство, связывающее между собой молодых людей. Единство этого произведения до­стигнуто не внешними композиционными средствами (фигуры поставлены рядом даже несколько наивно), но раскрытием внутренней близости обоих персонажей, их дружелюбием и ласковой внимательностью друг к другу. Лирическая одухотво­ренность «Автопортрета с женой» отличает его в некоторой степени от суровых произ­ведений Никитина, но для работ обоих ху­дожников характерна тяга к изучению и изображению конкретных, живых черт реального лица.

В 1727-1728 голах Матвеев написал парные портреты супругов Голицыных. А.П. Голицына происходила из старин­ного боярского рода, была княгиней и статс-дамой и вместе с тем участницей пе­тровского «Всешутейшего собора» и «шу­тихой» Екатерины I. На одном из порт­ретов Матвеев охарактеризовал ее метко и резко, реалистически передав злое и оби­женное выражение болезненно-одутлова­того лица.

Матвеев завоевал в 30-х годах положе­ние одного из ведущих мастеров русского искусства. Он работал над крупными и от­ветственными заказами, выступая экспер­том при оценке художественных работ, был руководителем «живописной команды» Канцелярии от строений.

В первой половине XVIII века в Рос­сии работали многочисленные иностран­ные художники. Среди живописцев, вы­званных Петром I из-за границы, наиболее видное место занимали Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737) и Луи Караваи (умер в 1754).

Саксонец Таннауэр учился в Венеции, был вызван в Россию в 1709 году, про­жил здесь до самой смерти и исполнил многочисленные портреты: самого Петpa, царевича Алексея, Меншикова и дру­гих. Одним из лучших произведений в очень неровном по своему качеству на­следии Таннауэра является портрет дип­ломата П.А.Толстого (1719), выгодно отличающийся от других работ художни­ка цельностью живописного решения и острой индивидуальной характеристикой модели.

Л. Каравак (в России с 1716 по 1754 год) был занят самой разнообразной работой - от портретов и создания эскизов настенных росписей до художественной экспертизы тканей, закупаемых для потребностей двора императрицы. Каравак написал не­сколько изображений Петра 1, а также пор­треты его дочерей Анны и Елизаветы в за­лу, с цветами (1717) и позднее императриц Анны Ивановны и Елизаветы Петровны. Портреты Каравака в большинстве носят парадный характер. Неподвижные фигу­ры Анны Ивановны и Елизаветы Петров­ны в пышных одеждах, мантиях, с атрибутами императорской власти, заполняют всю плоскость изображения.

Разнообразной и богатой является область портретной миниатюры, в которой в начале XVIII века продолжалось развитие традиций миниатюр рукописей и книг Древней Руси и финифтяных росписей. Миниатюрные портреты царь Петр дарил в знак милости своим приближенным.

Крупными мастерами портретной миниатюры начала XVI11 века были Андрей Григорьевич Овсов (1678- 1740-е) И Григо­рий Семенович Мусикийский (1670-1737). Овсов блестяще владел техникой финиф­тяной портретной миниатюры, а Муси­кийский помимо одиночных портретов создал в этой технике несколько миниа­тюрных портретных композиций, изоб­ражавших Петра с его семьей. Очень пока­зателен для эпохи портрет царя, стоящего на фоне Невы с кораблями и Петропав­ловской крепости. Чистые, яркие краски этой миниатюры, четкий и ясный рису­нок хорошо передают жизнеутверждаю­щий дух Петра и молодой столицы. Ми­ниатюра эта, написанная в 1723 году, была посвящена, вероятно, двадцатилетию ос­нования Петербурга.

В 1730-х, а затем еще более в 1740-х го­дах стали выдвигаться молодые художни­ки, которым предстояло продолжать и развивать дело, начатое выдающимися деятелями русского искусства 1720-х го­лов. Большое значение для подготовки и творческого объединения русских худож­ников в 1730- 1740-х годах имели «архи­тектурная и живописная команды» «Кан­целярии от строений» в Петербурге, а с 1749 года - архитектурная школа-мас­терская Д. В. Ухтомского в Москве. Цен­тром гравирования и обучения рисунку служили преимущественно классы Ака­демии наук и в Петербурге, с деятельнос­тью которых связаны в 1740-1750-х годах и развитие русской пейзажной живописи («видописи»), и крупные достижения в области гравюры.

В «живописной команде» в течение 1730- 1750-х годов и позднее работали многочисленные художники, выполняв­шие непрерывные заказы по росписи дворцов, триумфальных ворот, церквей. Основная деятельность команды была со­средоточена в области декоративной жи­вописи. Видными мастерами-декоратора­ми были братья Алексей и Иван Вельские, Иван Фирсов, Борис Суходольский и другие.

Несмотря на известную ограничен­ность творческих возможностей при ра­боте лишь в одной этой области, сущест­вование «живописной команды» было плодотворно для сохранения и развития национальных особенностей русскою ис­кусства. «Команда» объединяла художни­ков для постоянной совместной работы, заставляла их чувствовать свою силу именно в сплоченности. В «живописной команде» формировалось чувство сотрудничества на­циональных художественных сил, выраба­тываюсь серьезное и трезвое отношение к художестве иному труду.

Первым руководителем «живописной команды» был Андрей Матвеев (1730-е годы). Его преемником в середине века стал Иван Яковлевич Вишняков (1699- 1761) - один из видных деятелей нацио­нальной художественной школы. Он не только руководил «командой», участвовал в экспертизах и т.д., но работал и как портретист.

К произведениям Вишнякова при­надлежат портреты сестры и брата Фермор (около 1750), из которых особенно замечателен портрет девочки Сарры Эле­оноры Фермор. Эта работа характерна для русской портретной живописи сере­дины XVIII века. Традиции парсуны здесь еще недостаточно преодолены. Сарра Фермор изображена неподвижно позирую­щей, ее платье кажется плоским, несмотря на тени, которые должны были бы указать на его округлую форму. Однако в написании липа девочки находят продол­жение традиции Никитина и Матвеева. Вишняков внимательно и осторожно пе­редает форму нежного, юного лиц, тонкую гармонию серебристых и нежно-розовых тонов. Особенно подчеркнуты большие черные глаза, внимательно и доверчиво смотрящие на зрителя.

Интересным новшеством, впервые встречаемым в этом портрете, является изображение пейзажа за фигурой девоч­ки - тонких стволов деревьев с нежной листвой, освещенных светом зари. Порт­реты детей Фермор свидетельствуют о борьбе русского художника за реализм в искусстве своего времени и, что особенно важно, о развитии поэтического воспри­ятия художником человеческого образа. Творчество Вишнякова показывает, что и искусстве середины века реалистичес­кие начала не только сохранялись, но и развивались. Они проникли даже в па­радные изображения, но в гораздо боль­шей степени сказались в портретах, воссоздававших жизненно конкретный обычай человека.

Ряд выразительных и реалистически и котельных портретов середины XVIII века создал Алексей Петрович Антропов (17I6-1795). А.П. Антропов, солдатский сын, рано проявил художественные способности и начал заниматься живописью А. Матвеева, приходившегося ему родственником. В скором времени Антропов стал работать в «живописной команде» Канцелярии от строений», вначале под руководством Матвеева, а позднее - Вишнякова. Он участвовал в работах «живо­писной команды» вначале как подмастерье, затем как мастер.

В 40-50-х годах Антропов работал преимущественно над декоративными росписями, лишь в редких случаях об­ращаясь к портретам. Однако рост русской национальной культуры и связанное с ним усиление интереса к человеческой личности повлекли за собой развитие не только официальных парадных портре­тов, но и портретов более интимного и реалистического характера. Именно к ним обратился Антропов в середине 50-х годов.

К 1754 году относится одно из лучших его произведений - портрет А. М. Измай­ловой, статс-дамы при дворе Елизаветы Петровны. В нем в высокой степени вы­ражены стремления мастера к созданию ре­алистического образа. Антропов позволил зрителям воспринять существенные осо­бенности изображаемого человека. В этом относительно раннем произведении ху­дожник прибегает к своему излюбленно­му композиционному приему - дает по­ясное изображение, как бы приближая портретируемого к зрителю. Лицо изобра­жено крупно, что сразу же обращает на него внимание.

В отличие от иностранных художни­ков, работавших при царском дворе, изо­бражения которых нередко льстили при­дворным дамам, Антропов показал Из­майлову прежде всего как характерную представительницу своего сословия. Жиз­ненная убедительность портрета достига­ется доступными Антропову средствами художественного выражения. В его четко и подчас сухо написанных произведениях господствуют сильные цветовые пятна, насыщенные красочные тона; резкие кон­трасты света и теней помогают с полной ясностью выявить индивидуальные осо­бенности облика изображаемых людей. Суровая точность отличает Антропова да­же в официальных и парадных портретах 60-х годов. В портрете Сильвестра Кулябки (1760) художник изобразил властного, самоуверенного и вместе с тем болезнен­ного человека,

Создавая в своих портретах правди­вые образы, Антропов не углублялся в психологическую характеристику изоб­ражаемых им людей. Прежде всего он точно передавал внешние черты человека. Однако художника интересовали и суще­ственные особенности строения лиц, ос­новное в их выражении, поэтому каждый из портретов Антропова отличается жизненностью.

Во многом близок Антропову Иван Петрович Аргунов (1729-1802), талант­ливый представитель крепостных живо­писцев графов Шереметевых. Уже ран­ние произведения Аргунова свидетель­ствуют о сложном пути его развития. В портретах, имевших официальный ха­рактер, сильно сказалось воздействие парсунной недвижности, плоскостности, живописной сухости. Это видно в порт­ретах князя и княгини Лобановых-Ростовских (1750 и 1754) и генерал-адмира­ла князя М.М. Голицына (1750). Близки к ним также и написанные в 60-х годах портреты Шереметевых, Черкасского и других. Этим условным парадным порт­ретам резко противостоят другие - ли­шенные официальности, воплощающие стремление Аргунова к правдивому и вни­мательному изучению натуры. Таковы пор­треты мужа и жены Хрипуновых (1757), изображенных без всякой идеализации, в простых позах, в обычной домашней одежде, просто и правдиво. Лица стари­ков умны и привлекательны. Мягкая жи­вописность портретов придает им осо­бую жизненность.

Десятилетием позднее был создан пор­трет Толстой (1768) - одна из наиболее совершенных работ Аргунова. Образ по­жилой женщины, сметливой хозяйки и властной помещицы запечатлен в этом свободно написанном портрете с под­линно реалистической выразительнос­тью. Заслуживают внимания простой и скромный портрет Анны Николаевны - воспитанницы Шереметевых (1767), и пор­трет крестьянки в русском костюме (1784), представляющий собой одно из наиболее поэтических произведений во всем творческом наследии художника, Милое лицо девушки сразу же привлекает к себе внимание. Праздничный наряд мастер­ски написан художником.

Аргунов был не только талантливым живописцем, но и авторитетным педаго­гом. Он, в частности, руководил художественным образованием своего сына Николая Аргунова и, помимо того, художни­ков А.П. Носенко, К.И. Головачеве кого, И.С. Саблукова, которые впоследствии стали академиками, а Лосенко – дирек­тором Академии художеств.

Широкие возможности применения своих сил в Петербурге или Москве привлекали в Россию многочисленных худож­ников. Стремительный рост русской куль­туры обусловил приезд в Россию все более и более значительных мастеров зарубеж­ного искусства, многие из которых вошли в тесное соприкосновение с русской худо­жественной культурой. В середине столе­тия к числу подобных художников при­надлежали братья Грооты, приехавшие в Петербург в 1743 году и создавшие в России почти все свои произведения, а также портретист Пьетро Ротари, живший в России с 1756 по 1762 год.

Георг Кристоф Гроот (1716-1749), старший из братьев, создал ряд выразительных портретов, которые созвучны произведениям Антропова и Аргунова стремлением к верной передаче изображаемых людей. Декоративные тенденции, свойственные творчеству Г.К. Гроота, прояви­шь, в таких его произведениях, как «Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчиком», «Конные портреты Петра III и Екатерины II» и другие.

Младший брат Г. К. Гроота Иоганн Фридрих Гроот (1711-1801) прожил в России долгие годы вплоть до своей смерти. Он работал в области анималистки – изображая животных и птиц. И.-Ф. Гроот и изучая облик и повадки хищных и домашних животных, различных птиц. Несмотря на надуманность некоторых композиций и их чрезмерную детальность и суховатость. Гроот был наблюдателен и точен в излюб­ленной им области.

Живописец-портретист Пьетро Рота­ри (1707-1762), по происхождению италь­янец, написал в России помимо портретов сотни женских головок, собрание которых в Петергофском дворце образовало осо­бый Кабинет мод и фаций. Несмотря на поверхностность, они характеризуют Рота­ри как художника, способного найти ин­дивидуальные оттенки и характеристики. Более значительны и глубоки в творчестве Ротари портреты, особенно изображение знаменитого архитектора В. В. Растрелли, чудесно передающее в облике зодчего воодушевленность, высокомерие и некото­рую утомленность.

Итальянские художники-декораторы Джузеппе Валерианы (1702-1761) и Стефано Торелли (1712-1784) также извест­ны своей работой в России. Торелли напи­сал много картин и плафонов по заказам двора, Валериани же работал главным образом над созданием театральных де­кораций, убранством дворцов и препода­вал перспективу. Деятельность Валери­ани почти целиком связана с Россией. В Петербурге он проработал начиная с 1743 года, около двадцати лет. Особенно существенный вклад внес он в развитие русской театрально-декоративной живо­писи.

 

 

ЛЕКЦИЯ 6

Архитектура и декоративно-прикладное искусство второй половины XVIII в.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 820. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия